Рабочий процесс: Как устроен ЦСК «Смена»


Соседство с автомойкой, планерки-вечеринки и поиск экспериментальных зон.

Центр современной культуры «Смена» открылся в декабре 2013 года. С тех пор в его стенах прошло множество лекций, выставок, концертов и циклов мероприятий различных форматов. В 2017 году в «Смене» произошло много изменений — от открытия нового главного входа и переезда книжного магазина на первый этаж до появления в том же помещении кофейни «Диван», магазина виниловых пластинок «Сияние», небольшой галереи казанских художников и шоурума дизайн-студии «Куллар».

Enter пообщался с арт-директором «Смены» Кириллом Маевским и выяснил, кто отвечает за организацию мероприятий, как проходят планерки и как чрезмерная открытость сотрудников центра влияет на работу.


Год открытия: 2013
Площадь: 1 000 кв.м.
Команда: 11 человек
Количество организованных мероприятий: около 350
Максимальное время, проведенное сотрудником в «Смене»: 30 часов

1

Формальное разделение обязанностей и физический труд

Кирилл: Наша команда состоит из 11 человек, 7 из которых перманентно и практически без выходных присутствуют в «Смене», работая над всем тем, что мы задумали. Я являюсь арт-директором, но это, скорее, условно. Уже довольно давно у каждого из нас есть определенное направление, свои лекционные блоки и циклы мероприятий. Разумеется, у нас есть формальное разделение обязанностей: кто-то занимается социальными сетями, кто-то работает с журналистами, а кто-то больше участвует в организации мероприятий. Но, тем не менее, всем всегда хватает работы и забот. Кроме этого, нас всех объединяет физический труд: мы стараемся не нанимать монтажников или строителей и все перетаскивания чего-нибудь из одного помещения в другое ложатся на плечи сотрудников и друзей «Смены». Иногда, конечно, нам приходится привлекать сторонних рабочих, но только в том случае, когда нам не хватает времени или квалификации для того, чтобы что-то соорудить.

Соседство с автомойкой и роль книги в истории «Смены»

К: Довольно долгое время в этом здании вообще ничего не происходило, кроме автомойки на первом этаже, с которой нам пришлось соседствовать полтора года. На тот момент не было ни выставок, ни книжного магазина, вообще ничего. Событием, с которого начинается история ЦСК «Смена», стал зимний книжный фестиваль в декабре 2013 года. И уже впоследствии это мероприятие преобразовалось в наш традиционный формат. Вообще, книга как таковая играет в «Смене» важную роль: у нас есть книжный магазин, собственное издательство, мы дважды в год организовываем книжные фестивали. Кроме этого, проводим гигантское количество лекций, пусть даже и не связанных с книгой напрямую, но находящихся в плотном взаимодействии с ней. Можно считать, что это такое стихийно выросшее направление и даже ядро «Смены».

Отсутствие комфортных условий для сна

К: Бывали случаи, когда коллеги в адско-интенсивные периоды могли оставаться здесь и работать до утра. А на следующий день после бессонной ночи продолжали что-то доделывать и только потом отправлялись спать домой. Конечно, можно было бы и не уезжать, если бы здесь были хотя бы какие-то минимально комфортные условия для сна, душ или что-то такое. Да, ночевать здесь трудно, но оставаться работать вполне возможно. Не хочется романтизировать, но метафора некой семейственности у нас все-таки присутствует. Может, конечно, и в каком-то совсем отдаленном и мутированном виде, но отголоски этого в «Смене» есть.

Три «открывателя»

К: У нас нет должности «открывателя» «Смены». По большому счету, двери центра открывают три человека: двое из них остаются в книжном, а третий переходит в выставочное пространство. С тех пор, как мы переехали вниз, и у нас появилось отдельное помещение, операционной работы стало больше и нам стало сложнее контролировать потоки. До ремонта мы сидели на втором этаже, и один человек мог обслуживать и книжный магазин, и галерею, благодаря общему ресепшену. Сейчас же, поскольку книжный находится в стороне, мы вынуждены были поставить отдельного человека в выставочное пространство. Собственно, закрытием «Смены» занимаются те же люди, но это только в том случае, если кто-то не задерживается допоздна. Например, в последнее время Денис категорически отказывается куда-то уезжать и может просидеть тут до двух часов ночи, занимаясь делами и переписываясь с нами по рабочим вопросам в общем чате в телеграме.

Планерки-вечеринки и сам рабочий процесс

К: Мы работаем с 12:00 до 21:00 ежедневно. Раньше понедельник был выходным днем, но только для посетителей. Для нас же это был довольно важный день: мы обсуждали планы и мероприятия, занимались внутренней работой, связанной с ремонтом, например. Сейчас же у нас регулярно проходят планерки, некоторые из них могут плавно перетекать в вечеринки. Но не в топот под громкую музыку, а, скорее, в спокойные посиделки с распиванием алкоголя.

Рабочий день у каждого начинается по-разному, в зависимости от его дислокации. Например, в книжном перед открытием необходимо прибраться или, если приходит поставка, — разложить новинки по полкам. Книжным магазином занимается Роксана, и, по большому счету, все то, что сегодня представлено в нем — это ее заслуга.

С выставками же дело обстоит значительно проще: необходимо просто настроить свет, запустить людей и начать спокойно заниматься другими делами. Разумеется, не сидеть как смотритель в Третьяковке, устремив взгляд куда-то в пространство и каждую секунду переживая о том, как бы кто не задел или не поцарапал картину. У нас такого нет, мы изначально исходили из того, что посетители имеют представление о том, как вести себя в галерее.

Мой стандартный рабочий день — это несколько скайпов и длинных телефонных разговоров с имеющимися и потенциальными партнерами «Смены». Кроме этого, я занимаюсь написанием анонсов, переговорами с лекторами об их темах и так далее. В том случае, если вечером в «Смене» запланировано мероприятие, что бывает довольно часто, кто-то из нас встречает лектора и по необходимости показывает ему город. Вечером все присутствуют здесь: Руслан отвечает за звук, Луиза — за фотографии, а Денис — за видео и за то, чтобы мероприятие стартовало вовремя и закончилось не совсем поздно или не совсем рано. Директором ООО «Смена» формально является Роберт, но он так же, как и мы занимается всем: и ведением проектов, и организацией выставочного пространства, и продакшеном выставок.

Кроме этого, в марте 2017 года стартовал новый сезон уже традиционного для нас цикла «Субъектив», в рамках которого мы показываем современные отечественные документальные фильмы. Курирует цикл Миша Колчин: он отбирает фильмы в соответствии со своими внутренними критериями и договаривается с режиссерами.

В принципе, для нас в «Смене» все уже стало в каком-то роде предсказуемо. В большинстве случаев мы знаем, сколько времени нам потребуется на запуск мероприятия и в течение какого времени будет изготовлена афиша или написан анонс.

Чрезмерная открытость сотрудников

К: У «Смены», несмотря на наличие таких гигантских помещений, толком нет рабочего пространства, а это плохо. У нас есть офис — комната, недоступная для посетителей, которая сейчас выполняет функцию склада. Дело в том, что у нас была довольно сильная реконструкция здания и, возможно, отопительную систему подключили не очень удачно. Всю зиму в нашем офисе было прохладно, и нам приходилось работать в другом месте, а эта комната тем временем превратилась в склад.

Команда «Смены» слишком открыта для всех посетителей и в этом, возможно, наша проблема. Мы не можем быстро перегруппироваться и переключиться из внутреннего режима на общественный. Из-за этого в «Смене» нередко можно услышать матерное слово, гремящее на все здание, если у кого-то из сотрудников что-то упало, например. Если бы в «Медиа Маркте», к примеру, сотрудник уронил телевизор и закричал матом на весь магазин, ему бы наверняка сделали выговор или вообще уволили. Это неразграничение себя частных и себя публичных и выдает такие проблемы. Мы не то чтобы объявили джихад такому проявлению себя самих, но стараемся перевоспитаться.

Постоянный разговор и поиск новой аудитории

К: «Смена» — это странно движущийся организм, состоящий из тематических стержней. Ее программа строится на необходимости поддерживать каждую идею с нескольких разных сторон. Например, если мы организовываем выставку, мы стараемся проводить какие-либо лекции и мероприятия, так или иначе связанные с ее тематикой. «Смена» — это постоянный разговор о чем-либо, и она состоит из параллелей, пронзающих ее на протяжении нескольких лет.

В последнее время я начал замечать, что мои личные интересы как-то выражаются в «Смене». К примеру, не так давно я увлекся антропологией и вижу, как в нашем расписании группируются мероприятия, посвященные этому.

Кроме этого, мы планируем постепенно выходить за пределы той аудитории, которая сформировалась вокруг «Смены» за эти 3,5 года и выискивать для себя совершенно новые зоны. Например, недавно мы запустили курс об искусстве, направленный аудиторию от 5 до 10 лет, а работа с детьми для нас эксперимент. В апреле этого года мы запускаем еженедельные семинары и ридинг-группу, перед которыми ставим как образовательные, так и исследовательские цели. Небольшая группа учащихся будет посещать лекции и под руководством куратора изучать тексты по различным гуманитарным дисциплинам, связанным с теорией конструкционизма.


Где находится:

Адрес: ул. Бурхана Шахиди, 7
Телефон: + 7 (843) 249-50-23
График работы:
Ежедневно с 12:00 до 21:00
smenagallery.ru



Текст: Арина Добродеева
Фото: Анастасия Шаронова

Смотреть
все материалы