Сакральные смыслы и громкие имена: Что смотреть на выставке SACRED в ES Gallery
До 31 мая в галерее ES Gallery проходит выставка SACRED о сакральном месте силы — поселке Форос на берегу Черного моря. Ежегодно здесь проходят академические пленэры, на которые приезжают авторы из городов России. Директор местного санатория, искусствовед и куратор Эльвира Шрша подобрала для казанской галереи почти 100 работ 17 авторов. Большинство картин — пейзажи, но все они выполнены в особой манере с использованием различных авторских методик.
Журналистка Enter Мария Наумова поговорила с Эльвирой Шршей и основателем и руководителем ES Gallery Studios Элиной Сафаровой. Вместе с ними рассказываем о пяти интересных участниках экспозиции и показываем некоторые работы.
Много лет назад мы с Эльвирой Шршей вместе работали над развитием санатория «Форос» и внедряли в него все наши идеи. Постепенно Эльвира начала взаимодействовать с художниками и исполнила свою мечту — стала дипломированным искусствоведом. В Форосе она неоднократно проводила пленэры, и мысль показать в Татарстане работы авторов, которые приезжают творить на южный берег, принадлежит как раз ей.
Форос — место силы для многих людей, которые в нем побывали. Божественная природа и невероятная энергетика, которая заряжает и вдохновляет на творчество — и является поистине сакральной.
Укрощение морской стихии
Алексей Петрухин, Без названия, 60х95 см. Холст, масло, 2023
Алексей Петрухин, Волна и свет, 40х80 см. Холст, масло, 2023
Алексей Петрухин, Выход к морю, 60х70 см. Холст, масло, 2023
Алексей Петрухин — член Союза Художников России и член-корреспондент Российской академии художеств с персональными выставками в московском ЦДХ и галерее «На пятой Авеню» в Неаполе. Севастопольский автор работает только на натуре в технике алла-прима: пишет картины за один сеанс до полного высыхания красок. Узнаваемые черты его полотен — широкие фактурные мазки и большой спектр оттенков синего: от густых до полупрозрачных.
Куратор выставки называет Петрухина укротителем моря и считает, что мало кто умеет так «говорить» с водной стихией и превращать ее на холсте в ансамбль. Море на 27 работах художника в ES Gallery предстает в разном настроении: например, на холсте «Набережная на рассвете. Форос» находится в спокойствии, в работе «Волна и свет», наоборот, в волнении, а в «Брызгах и бликах» показывает всю свою мощь.
Пейзаж как диалог
Игорь Шипилин, Пляж в Форосе, 55х75 см. Холст, масло, 2022
Игорь Шипилин, Солнце садится. Форос 50х70 см. Холст, масло, 202
Игорь Шипилин, Солнце садится. Форос 50х70 см. Холст, масло, 2022
Игорь Шипилин — идейный вдохновитель форосских пленэров и сооснователь Лиги акварелистов Крыма. Его произведения можно считать примером современного импрессионизма, в котором общая тональность пейзажа реалистична и максимально естественно отражает видение автора. В картинах художник создает диалог между явлениями и предметами и за счет этого передает определенное настроение. Через работу с композицией, планами, формой и контрформой ему удается связывать изображаемое не только пространственно, но и по смыслу.
Будучи членом-корреспондентом Российской академии художеств, Шипилин активно сотрудничает с французско-русской галереей Les Oreades, выставляет холсты в ЦДХ в Москве и в Музее Мирового океана в Калининграде. На выставке SACRED показаны 13 работ художника, основная тематика которых — лирический крымский пейзаж. Особенно завораживающе выглядят его «светящиеся» полотна: «Вечер в Форосе», «Форосская роза» и «Солнце садится. Форос».
Смешение западных и восточных мотивов
Рамазан Усеинов, Красные виноградники, 60х70 см. Холст, масло, 2023
Рамазан Усеинов, Над Форосом, 70х50 см. Холст, масло, 2023
Рамазан Усеинов, Шторм, 60х70 см. Холст, масло, 2022
Рамазан Усеинов родом из Самарканда, но уже много лет живет и творит в Симферополе. Его причастность к нескольким культурам выражается в соединении крымского пейзажа с восточными мотивами. А еще — в особой цветовой палитре с акцентом на красно-коричневые декоративные тона, с помощью которых Усеинов наполняет картины теплотой и делает их эмоциональными. Автор не изображает предметы и явления конкретно и всегда оставляет зрителю возможность интерпретировать. По мнению Эльвиры Шрши, стиль художника можно определить как поэтический символизм, точно передающий состояние природы.
Картины Рамазана Усеинова хранятся в музеях Москвы, Ташкента, Самарканда, Бухары, Нукуса и находятся в частных коллекциях в Европе, ОАЭ, Азии и Америке. На выставке в ES Gallery можно познакомиться с десятью произведениями автора — их вы быстро узнаете по схожести с мозаикой или витражом.
Импрессионизм и авторская поэтика
Бато Дугаржапов, Восход Луны, 80х80 см. Холст, масло, 2023
Бато Дугаржапов, Пьяная роща, 120х100 см. Холст, масло, 2023
Бато Дугаржапов, Пьяная роща, 120х100 см. Холст, масло, 2023
Бато Дугаржапов, Форосский парк, 70х60 см. Холст, масло, 2023
Бато Дугаржапов считается одним из ведущих импрессионистов России и известен за пределами страны благодаря участию в международных арт-ярмарках и выставках. В своем творчестве он продолжает традиции Исаака Левитана, Клода Моне и Поля Сезанна — работает в гамме сиренево-розовых, бирюзово-голубых, серебристых тонов и создает воздушные, полупрозрачные картины. Хотя Бато живет в Москве, Эльвира Шрша считает его южным автором за умение точно передавать красоту крымской природы и называет его «художником для художников». Помимо пейзажей он создает портреты коллег по цеху: например, в картине «На Форосе» он изобразил творцов на форосских пленэрах.
Многие работы автора полуабстрактны и подталкивают к поиску более глубоких смыслов в искусстве. Холст «Пьяная роща» написан хаотичными резкими мазками и не дает конкретики, передавая лишь общее настроение. Точно так же картина «Весна» за счет цветовой поэтики создает впечатление легкости.
Особый цветовой код и выход за пределы
Андрей Орлов, Вечер в Форосе, 50х60 см Холст, масло, 2023
Андрей Орлов, Камни.Вечер, 50х60 см, Холст, масло, 2023
Андрей Орлов, Уютный дворик, 70х80 см. Холст, акрил, 2023
В карьере ялтинского художника — персональная выставка в лондонской галерее Barkes & Barkes и экспозиции в нескольких городах России. Стиль Андрея Орлова выделяют массивные мазки и использование насыщенных «чистых» цветов. Эльвира Шрша отмечает яркий красный, желтый и широкую палитру синего: чем-то напоминает работы Анри Матисса и Марка Ротко.
На выставке вам, скорее всего, бросится в глаза контрастная абстрактная живопись «Вечер в Форосе» и «Камни. Вечер» — полотна похожи и передают эмоции и настроение через форму и цвет. Кроме этого, может показаться интересной картина «Облака», в которой вообще нет конкретных образов и изображение как будто расширяет пространство холста и выходит за его пределы.
Текст: Мария Наумова
Фото: Даниил Шведов
все материалы