Спектакль «Ночной трамвай»: Бандиты, мотоциклы и гостиница «Волга»
12 июня в Казани прошла премьера нового аудиоспектакля ТЮЗа «Ночной трамвай» по пьесе Зои Рутер. Зрителей собрали на остановке «Проспект Победы», раздали наушники и повезли на трамвае в сторону Азино. Enter ознакомился с постановкой и рассказывает, почему эта поездка на общественном транспорте запомнится вам больше других.
«Ночной трамвай» под номером 5А отправляется в 23:00 и полностью повторяет одноименный маршрут без литеры. С оговоркой: остановка будет всего одна, «Проспект Победы». Та же, где состав подбирает зрителей.
Полуторачасовой спектакль рассказывает историю оказавшегося запертым без тела в общественном транспорте мотоциклиста Саши Белова. Эту роль исполняет молодой актер Валерий Антонов. В его присутствии зрители проезжают полный круг по окраинам и центру города, а герой вспоминает о своей жизни: взрослении на Квартале, покупке байка, отношениях с родителями. Некоторые сюжеты Саши поданы через флешбеки — в них появляется еще десяток персонажей, от матери героя (заслуженной артистки РТ Алсу Густовой, — прим. Enter) до его безымянной первой любви (актрисы Эльвины Сафиной, — прим. Enter).
Многие события и персонажи попали в пьесу из реальности. «Люди, о которых идет речь, имеют прототипы. Например, один сейчас живет в Эстонии — я могла бы назвать его бандитом в духе 1990-х. Персонаж Рустика, одного из друзей главного героя, списан с человека, встреченного на просторах YouTube. Я частично сняла с него речь и позаимствовала черты характера», — рассказывает драматург Зоя Рутер.
«Ночной трамвай»
Режиссер:
Радион Букаев
Автор идеи: Евгения Карпанина
Драматург:
Зоя Рутер
Композитор: Камиль Гатауллин
По ходу пьесы Белов регулярно пропадает и появляется, отбирая эфир у другого диктора — возрастного экскурсовода в исполнении народного артиста РТ Михаила Меркушина, вываливающего попеременно то интересные, то бессмысленные факты о районах города. Это сильнее привязывает текст к Казани, но в то же время дает повод задуматься о том, что история Саши в отрыве от гида могла произойти в любом городе, где есть многоэтажки, широкие дороги и мотоциклисты.
Тем не менее, меняющийся темп движения состава и вдумчивый акцент в тексте на вид из окна, — единственный визуальный контент спектакля, — крепко склеивают сюжет с местным контекстом. Актеры в трамвае отсутствуют, через наушники слышны только их голоса, и это идет постановке на пользу: с помощью простого разговора со зрителем Саша Белов использует его воображение, образы и ассоциации для рассказывания собственной истории.
При этом спектакль не становится аудиокнигой — иногда герои врываются в реальность через доступные им инструменты. Например, выключая в салоне свет или открывая двери. Еще лучше на постановку работают случайные, незапланированные совпадения: гаснущий под музыку свет в окнах домов или удачно проезжающие за окном под звук мотора мотоциклисты. Во время пресс-показа трамвай задержала на Кировской дамбе бригада, ремонтировавшая дорогу. Пожилые рабочие, провожая состав, улыбались и махали нам в окно.
Идея театра в общественном транспорте редка, но не нова для России. Похожие эксперименты проводил еще в 1970 году Петр Мамонов, играя свой абсурдистский моноспектакль на задней площадке московского троллейбуса №5. Из недавних экспериментов можно вспомнить питерский «Маршрут “Старухи”» 2020 года, заканчивающийся в вечерней электричке.
Но для Казани «Ночной трамвай» — уникальный случай совпадения интересного материала о непарадном городе и подходящей театральной формы. Здесь звуковая драматургия наслаивается на реальность вокруг, позволяя иногда отвлечься от текста и хоть немного изучить город. Казанский ТЮЗ не первый раз в сезоне работает с музыкой, голосом и тишиной — весной в театре представили замечательную драму «Иваново детство». Есть надежда, что такие спектакли будут появляться еще, особенно на основе казанских историй.
Фото: Рамис Назмиев
все материалы