Стоит ли смотреть фильм «Живое»?


Фильм, в котором каждый персонаж — герой.

За последние несколько лет интерес к фильмам космической тематики значительно возрос, будь то «Интерстеллар» или очередной проходной триллер. Ступая по знакомой дорожке космической фантастики, режиссер Даниэль Эспиноса снял фильм «Живое». При создании картины авторы фильма вдохновлялись классикой жанра — «Чужим» Ридли Скотта и позаимствовали оттуда главную идею, став при этом самостоятельной историей.

Enter отправился на предпремьерный показ фильма и узнал, как ученые с МКС собственноручно вырастили монстра и почему картину нельзя назвать научной фантастикой.


Жизнь на Марсе и опрометчивая реанимация

Действие фильма начинается с того, что экипаж МКС перехватывает зонд с Марса, на котором находятся образцы почвы с красной планеты. В этих песчинках ученые находят некую биологическую клетку, которую пытаются оживить. Благодаря манипуляциям с электрошокером существо оживает (в добрых традициях «Франкенштейна»), и экипаж заботливо называет его Келвином. Но идиллия длится недолго, ведь инопланетный младенец начинает невероятно быстро расти и ломать кости всем, до кого сможет дотянуться. Опрометчивая реанимация неизвестного землянам организма приводит к тому, что весь экипаж станции становится заложниками корабля, из которого невозможно выбраться.

Астронавтов для фильма собрали поистине звездных: Джейк Джилленхол, Райан Рейнольдс, Ребекка Фергюсон. В фильме, на удивление, нет второстепенных персонажей — каждый герой неплохо прописан и отыгрывает положенное картинное время на отлично. К тому же, в попытках показать всю масштабность события, на МКС отправили международную команду: здесь и Россия, и США, и Япония. Очень приятно видеть в качестве командира корабля именно россиянку, которую сыграла Ольга Дыховичная.

4

Отсутствие ресурсов и вездесущий монстр

Сценарист не щадит никого из своих героев, лишая их топлива, охлаждающей жидкости и кислорода. Это вызывает несколько вопросов уже после просмотра: как космонавтов, выполняющих такую важную миссию, отправляют на орбиту без необходимых ресурсов. Возможно, такая жестокость чем-то мотивирована, но в фильме нет Моргана Фримена, который бы все объяснил. Таким образом, топлива хватает буквально на несколько минут. И непонятно, питается ли им пришелец или же операция по выявлению наличия жизни на Марсе оказывается не такой важной для землян.

Инопланетный организм Келвин не похож на монстра. Его появление не вызывает мурашек или липкого страха перед неизвестностью, хотя иногда его появление и бывает неожиданным. Видно, что при создании режиссер вдохновлялся старой-доброй классикой жанра — фильмом «Чужой» и теперь, к огорчению авторов, от сравнений не скрыться. Монстр Ридли Скотта является мрачным, таинственным и пугающим. Келвин же создан с помощью компьютерной графики, в связи с чем нет необходимости прятать его в полумрак, дабы не разочаровать зрителя неестественностью изображения. Именно то, что марсианский организм виден нам во всех деталях, влияет на восприятие. Зритель не боится его, несмотря на невероятную силу и ум, а это не идет на пользу фильму ужасов.

Эффект невесомости и псевдонаучность

За что однозначно стоит хвалить этот фильм, так за операторскую работу. Шеймас МакГарви, который был номинирован на «Оскар» за «Анну Каренину» и «Искупление», прекрасно воссоздал атмосферу невесомости. Перевернутая картинка в совокупности с плавным передвижением камеры создают полноценный эффект присутствия (жаль, что фильм представлен не в 3D).

Порой картина громко заявляет о своей научности. Однако зрителя не будут вводить в ступор какими-то неизвестными обывателю терминами. Фильм ни в коем случае не стоит считать научной фантастикой, это, скорее, очень годный космический фильм ужасов, которого хватает на один (зато какой!) раз.

К сожалению, все персонажи до невозможности правильные, честные и без раздумий жертвуют собой, когда это нужно. Не хватает классического труса, который подставил бы всю команду. А реакции на стрессовые ситуации вызывают недоумение: все действия отточены, все по протоколу, несмотря на небывалый прецедент.

3

Почему стоит идти?

Фильм «Живое» — это очень неплохая картина в своем жанре, хорошо выполненная, но не открывающая ничего нового. Годная операторская работа и игра актеров сполна перекрывает нестыковки в сценарии. Сюжет также нельзя назвать скучным — не все ходы можно предугадать. Яркий тому пример — финал. В этом жанре всем поднадоели вечно паникующие персонажи, поэтому мертвенное здравомыслие станет глотком свежего воздуха для любителей фильмов ужасов. Вполне хватает и «мяса» с эстетично выливающейся в невесомость кровью.

Фильм доказывает, что человеческое любопытство во много раз сильнее, чем страх. И глядя ему в лицо (пусть этим лицом и становится инопланетное создание), человеческая натура проявляет весь спектр эмоциональных состояний. И самое страшное в этой картине как раз то, что у организмов с других планет таких эмоций нет.


Показ был проведен в кинотеатре «Киномакс».

Текст: Лола Малова
Фото: kinopoisk.ru

Смотреть
все материалы