Свет, звук и никаких глухих заборов: Как город становится местом для медиаарта
В последние десятилетия сфера искусства переживает радикальные изменения: арт-объекты выходят за пределы выставочных залов, авторы разрушают четвертую стену между художником и зрителем, а сложные концепции незаметно проникают в повседневность. В многообразии современных направлений особенно выделяется медиаарт — с его уникальными, но пока еще не для всех очевидными возможностями сделать общественное пространство лучше.
Как это происходит на практике, жители и гости Казани смогут увидеть 7 сентября на открытии Международного фестиваля «НУР». Вместе с основателем и куратором «НУРа» Рашидом Османовым, заместителем генерального директора ГК «Садовое кольцо» Ильей Колуновым и мультимедийной студией Radugadesign редакция разобралась, с чего началось развитие медиаарта, как искусство влияет на облик города и в чем уникальность предстоящего события.
Искусство без границ и возможности медиаарта
Первые эксперименты в области медиаарта начались еще в прошлом веке. В 1969 году Уолт Дисней использовал видеомэппинг задолго до того, как этот термин вообще был придуман. На открытии аттракциона «Призрачное поместье» мультипликатор оживил гипсовые головы мертвецов, направив на них проекцию. Параллельно разработки велись и в России. В частности Казань уже в 1960–1970-х можно было без преувеличения назвать «столицей медиаарта»: знаменитое бюро «Прометей» во главе с Булатом Галеевым создавало прорывные работы в сфере медиаискусства. Первопроходцы спроектировали светодинамическую подсветку цирка, цвет которой должен был меняться в зависимости от скорости ветра и интенсивности дождя. А еще придумали и реализовали установку для звонницы Спасской башни Казанского Кремля, в которой яркость прожекторов зависела от громкости звучания колокола. В этом году знаменитый «Малиновый звон» восстановили на последнем ярусе Спасской башни. В реконструкции участвовал создатель проекта Рустам Сайфуллин и концепт-студия Formate.
Идеологически медиахудожники переняли концепцию междисциплинарности у международного течения Fluxus, которое создавало произведения и постановки, соединяя поэзию, музыку, хореографию и технологии. Его приверженцы провозгласили, что между видами искусства нет границ, а современные авторы поддержали эту идею и тоже стали работать на стыке искусств, в том числе используя городскую архитектуру как элемент творчества. Одним из первых проявлений урбанизированного медиаарта является светодиодная композиция на Таймс-сквер от компании Morgan Stanley: проект 1995 года рекламировал деятельность корпорации, совмещая искусство и архитектуру. А вот в России масштабное аудиовизуальное шоу в городской среде зрители увидели в только в 1997-м. В честь 850-летия Москвы французский постановщик Жан-Мишель Жарр устроил световую инсталляцию на фасаде МГУ. На подготовку ушло около полугода, монтажные работы начались за месяц, а часть оборудования устанавливали с помощью вертолетов. В результате стены знаменитого здания превратились в огромные экраны, на фоне которых выступали артисты и показывали лазерное шоу. За поразительным для того времени представлением по некоторым меркам наблюдали 3,5 миллиона зрителей.
Сегодня присутствие медиаарта в городской среде стало настолько распространено, что на Западе придумали специальный термин «медиа-архитектура». Поддерживать и развивать это направление стараются во многом потому, что современное искусство имеет массу возможностей для улучшения облика города. Например, в 2014 году в Денмарке арт-объектом стала массивная электростанция. Фасад промышленного здания дополнили световыми элементами: ночью он напоминает маяк и несколько раз за час вспыхивает, воплощая живой организм.
С развитием технологий проекты начинают не только выполнять эстетическую функцию, но и делать общественное пространство более инновационным. В 2018 году дизайн-студия Licht Kunst Licht AG, архитектурная компания Kohn Pedersen Fox Associated и местные авторы превратили 350-метровый небоскреб в Китае One Shenzhen Bay в светящийся анимированный барометр, в реальном времени передающий климатические условия. Кроме этого, медиаарт становится способом украсить город к значимым событиям. Так, к 150-летию Канады архитектурная компания Diamond Schmitt Architects совместно с медиахудожниками создала грандиозную световую инсталляцию Kipnes Lantern на фасаде Национального центра искусств.
В России урбанизированный медиаарт активно развивают международные события. Например, на фестивале INTERVALS, ежегодно проходящем в Нижнем Новгороде, большинство работ интегрируют в общественное пространство: иммерсивные инсталляции устанавливают в скверах, маппинг-шоу проецируют на исторические здания, работы художников показывают на уличных экранах. Другим ярким примером служит международный фестиваль «НУР» — уже третий год кураторы объединяют авторов из разных стран и превращают знаковые городские локации в объекты искусства.
Застывшая музыка и возможность начать историю
Идея сделать открытие самостоятельным событием у команды «НУРа» возникла в прошлом году — уже тогда стало понятно, что фестивалю не хватает стартовой точки. Для куратора Рашида Османова важно было выйти за пределы исторического центра Казани и использовать нестандартную локацию, поэтому команда обратила внимание на городские объекты с интересной архитектурой. В 2023-м у фестиваля появился партнер Savin City, который помог реализовать масштабный проект на высоком уровне. Создание инсталляции доверили профессионалам в области медиаарта — студии Radugadesign, а в качестве площадки выбрали строящийся элитный ЖК Savin Premier в стиле ар-деко.
Архитектура не только служит функциональным целям, но и влияет на эстетическое восприятие горожан. Во многом именно она определяет, будет ли город комфортным, безопасным и привлекательным для жителей и туристов. Взаимодействие архитектуры и современного искусства создает инновационные пространства, которые становятся символом культурной самобытности.
Многие забывают, что строящиеся объекты — это тоже часть города, поэтому их надо не прятать за глухими заборами, а интегрировать в городскую среду. И у медиаискусства есть для этого все ресурсы. Мы увлеченно проектируем, строим и видим красоту здания на любом этапе: от идеи и чертежа до момента выдачи ключей жителям. Глядя на бетонные стены будущего дома, мы предвкушаем, как он станет неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города. Смелость и креатив команды «НУРа» помогут нам рассказать об этом широкому зрителю.
Создатели мультимедийной инсталляции отталкивались от фразы «Архитектура — застывшая музыка» Фридриха Шеллинга. Из сравнения немецкого философа следует, что архитекторы подобно композиторам создают произведения искусства, только работают не с мелодией, а с материалами. Radugadesign синтезировала свет, звук и архитектуру, чтобы показать, как они могут дополнять друг друга и взаимодействовать с восприятием зрителей. Внутри зданий установят 65 сверхъярких стробоскопов: активное присутствие белого цвета, заполняющего собой все пространство, создаст атмосферу чистоты и раскроет тему обнуления.
Сперва зрителей ждет презентация инсталляции: первый луп она отработает со своим звуком, а после начнет взаимодействовать с артистами. В зависимости от музыки система будет создавать световые акценты, преобразуя мелодию в визуальные паттерны. За неоклассическую часть отвечает Никола Мельников и симфонический оркестр LS Orchestra, а за электронную — Эрика Лундмоен. Пригласив на открытие таких непохожих исполнителей, создатели проекта продолжают тему смешения разных направлений как в музыке, так и в искусстве в целом.
Работа с архитектурой — это всегда работа с контекстом. Отталкиваться от него можно по-разному, начиная с эпохи, архитектурного стиля и заканчивая ритмом фасада. Здания обладают собственными формой и смыслами, которые продолжают и развивают произведения медиаискусства.
Самый простой в реализации и легкий для восприятия пример взаимодействия мультимедиа с архитектурой — видеомэппинг. Мы создавали аудиовизуальные шоу для Берлинского фестиваля света, для Signal Festival в Праге. А вот инсталляцию прямо внутри многоэтажного строящегося дома еще не создавали, так что проект для открытия «НУРа» — особый опыт.
Концепция инсталляции говорит о том, что архитектурный проект может быть эстетичным на любом этапе создания, и стремится изменить представление о современном строительстве. Помимо произведения студии Radugadesign на фестивале будет еще несколько примеров взаимодействия с городскими объектами. Трио художников Panterra экспериментирует с огромным строительным краном, а команда media.tribe использует в качестве материалов для аудиовизуальной инсталляции — светофоры. Эти проекты переосмысляют утилитарную функцию привычных объектов и наделяют их новыми смыслами. Работая с урбанизированным пространством, авторы, с одной стороны, используют исторический бэкграунд места, с другой — дают знакомым локациям свою интерпретацию и помогают горожанам по-новому на них посмотреть.
Мы работаем с очень большим зданием и создаем действительно уникальный опыт с точки зрения светового сетапа. Кроме этого, на открытии фестиваля произойдет слияние инсталляции и музыкальной составляющей. Зритель увидит, как под аккомпанемент оркестра стробит огромный жилой комплекс. Мы построили оригинальную сцену с нестандартной рассадкой для оркестра и музыкантов: stage design будет вписан в общую концепцию строящегося здания.
Зачастую инсталляции создают в исторических зданиях, делая акцент на особой, уже сформировавшейся атмосфере. Строящийся объект в этом плане не обладает никакой энергетикой. Мы решили использовать это как преимущество и возможность самостоятельно начать историю жилого дома.
Текст: Мария Наумова
Изображения: Саша Спи
все материалы