В Казани открылась выставка Лоренцо Куинна. Почему ее нужно посетить?
29 августа в ES Gallery Studios состоялся закрытый вернисаж выставки мировой знаменитости — скульптора Лоренцо Куинна. В галерее представлены фотографии наиболее известных произведений мастера, а также три работы из личных архивов казанских коллекционеров. Открыть экспозицию приехал и сам художник — это его первый визит в Россию.
Редакция Enter посетила вернисаж и поговорила с итальянским скульптором о значимых для него работах. Читайте, какие идеи Лоренцо Куинн вкладывает в произведение, что в них обозначают человеческие руки и каким новым объектом дополнили экспозицию в казанской галерее.
Чем интересен Лоренцо Куинн?
Лоренцо Куинн родился в 1966 году в Риме в семье актера Энтони Куинна и дизайнера одежды Иоланды Аддолори. Креативная атмосфера в семье повлияла на юного Лоренцо, и он поступил в Академию изящных искусств в Нью-Йорке. Во время обучения у Куинна было твердое намерение стать художником, но постепенно он познакомился с Микеланджело, Бернини и Роденом, что вдохновило его на занятие скульптурой. Как настоящая творческая личность, он попробовал себя в разных сферах искусства: пение, живопись и даже кино. Самой известной из восьми картин с его участием считается «Страдивари» (1988), где он сыграл великого скрипача вместе с отцом. При этом, по словам самого художника, скульптура заняла основное место в его жизни, и Лоренцо не переставал развиваться в этом направлении.
В своих работах, которые выставлены в общественных пространствах по всему миру, Куинн поднимает общечеловеческие темы, обращает внимание на проблемы окружающей среды и говорит о духовных ценностях. Символом творчества скульптора стали огромные руки. Как считает автор, это одна из самых трудных для воспроизведения частей человеческого тела и вместе с тем одна из самых значительных, ведь человек делает руками все: может создать великое или в секунду разрушить. Через мягкие линии рук художник передает то важное, что объединяет мир — «удивительный, но хрупкий дар».
Почему приезд знаменитости такого уровня важен для казанского искусства?
Среди гостей вернисажа были мэр города Казани Ильсур Метшин и министр культуры РТ Ирада Аюпова. Метшин подчеркнул, что художник выбрал правильный город для знакомства с Россией, так как Казань многонациональна и имеет тысячелетнюю историю. К своим словам мэр добавил, что сделает все возможное, чтобы итальянский скульптор увидел настоящую красоту Татарстана, которая впоследствии может вдохновить его на новые работы.
Казань действительно приобретает статус международной культурной столицы. У нас открываются потрясающие выставочные проекты в современных галереях. Очень важно, чтобы все эти проекты побуждали нас двигаться дальше. Надо заимствовать опыт, исследовать свои корни и обязательно расти к небу, расти ввысь.
Как выглядит выставка и в чем ее концепция?
Сейчас художественная сцена Казани делает упор на локальных художников. Приезд Лоренцо Куинна стал связующим звеном с европейским искусством. Каждая из его работ отражает идеи хрупкости мира и важности человеческих связей, что откликается в многонациональной Казани.
Там, где бессильна политика, действует искусство. С помощью своих скульптур я всегда стремился нести послание мира и единства, и сегодня я хочу, чтобы это послание прозвучало еще сильнее.
Лоренцо Куинн обратил внимание на ES Gallery Studios в соцсетях и сам решил посетить Казань. Выставку, которая знакомит горожан с его творчеством в общих чертах, скульптор впервые увидел только по приезде. Поскольку работы Лоренцо имеют огромный масштаб, в галерее представлены черно-белые фотографии самых известных из них. Выставку дополняют три мини-скульптуры — копии больших произведений. Хотя пространство галереи не позволяет показать объекты в натуральную величину, экспонаты все равно впечатляют. В первую очередь — понятным посылом, а еще вечными темами, которые отзываются у зрителя.
По инициативе команды ES Gallery Studios на входе посетителей встречает отпечаток пальца Куинна внушительных размеров. Его зеркальная поверхность позволяет увидеть себя в своеобразном следе художника.
Любое искусство несет послание, и то послание, которое несет Лоренцо в своих работах, абсолютно точно является отражением моего внутреннего мира, ценностей моей команды.
Его язык понятен и искусствоведу, и человеку, далекому от искусства, — наверное, поэтому он настолько любим миром. Все, что он делает, он делает искренне — это ценно. И это то, что объединяет всех нас.
Четыре наиболее значимых работы на выставке в Казани по мнению автора
Лоренцо Куинн создал эту работу, вдохновившись философской притчей «Следы на песке». В произведении некий мужчина видит на своем пути два набора следов — его и Бога, — но в сложные времена остается один. Ответом на вопрос, почему Всевышний покидает человека в темные времена, становится уверение, что в такие моменты Бог несет его на руках.
«Руку Бога» скульптор посвятил своему сыну. По мнению автора, дети подвержены опасности больше остальных, но Бог и взрослые поддерживают их в процессе жизненного пути.
Объект впервые был установлен в Лондоне в квартале офисных зданий района Вестминстер. Идея и реализация работы стали популярны, поэтому позже «Рука Бога» появилась во многих городах мира: в Санкт-Петербурге, Шанхае, Андорре и других. На выставке в ES Gallery Studios представлена миниатюрная копия из частной коллекции.
Эта скульптура посвящена концепции меняющегося климата, угрозе затопления из-за повышения уровня океана и частых приливов и отливов. В «руках», которые поддерживают историческое здание отеля Ca’Sagredo, заключена власть: спасти, помочь, уберечь не только окружающую среду, но и культурные ценности.
Произведение установили к открытию Венецианской биеннале. Город для арт-объекта выбран не случайно: по мнению ученых, Венеция каждый год уходит под воду на пол сантиметра и красивейшие палаццо могут не сохраниться для потомков. В 2021 году скульптуру убрали, но множество людей проголосовали за ее возвращение, поскольку за четыре года она стала своеобразным символом Венеции.
Автор выделяет эту работу не только из-за фотографичности и популярности у гостей и туристов, но и по личным причинам: будучи отцом троих детей, Лоренцо переживает, какой мир достанется им после ухода сегодняшнего поколения.
Тема неразрывной связи людей проходит через все работы скульптора. Мост из рук как отображение тесных отношений Куинн соорудил у венецианского Арсенала. Композиция достаточно масштабна: высота скульптуры — 15 метров, а размах достигает 20 метров. Несмотря на устрашающие размеры, работа вызывает только положительные эмоции.
Создавая «Мосты», Лоренцо Куинн делал слепки рук людей разных возрастов, пола и национальностей. Например, среди них есть слепок его тещи, ставший символом мудрости. Остальные пять пар отражают другие важные человеческие ценности: дружбу, помощь, надежду, веру и любовь.
Еще одна нашумевшая работа мастера — две соприкоснувшиеся руки из сетки из нержавеющей стали. Объект представили на первой выставке современного искусства в Египте Forever Is Now прямо у подножия пирамид. Лоренцо Куинн не стремился затмить облик великих гигантов, а постарался подчеркнуть древность и показать общность народов.
«Вместе» сделана во время эпидемии коронавируса, когда люди свели к минимуму прямое взаимодействие друг с другом. В этой инсталляции Куинна соединяющиеся руки вновь символизируют важность человеческой связи вне времени. На фоне вековых пирамид этот контакт только усиливается, совмещая прошлое и будущее.
В своих скульптурах я стараюсь показать то, что нас объединяет, а не разделяет. Все, что сделано с любовью, — сделано правильно. Моя цель — распространить послание о единстве по всему миру. Единство народов. Единство мира. Единство человечества. Всегда помните: только вместе мы можем сделать мир лучше. Давайте строить мосты, а не возводить барьеры.
Выставка Лоренцо Куинна в Казани проходит в ES Gallery Studios на 1 этаже бизнес-центра Urban по адресу Островского, 98. Она открыта ежедневно до 1 октября с 12:00 до 20:00. Вход свободный.
Текст: Екатерина Гусева
Фото: репортаж — Кирилл Буздалов; «Стоя мосты» и «Поддержка» — Halcyon Gallery; «Вместе» — личный сайт Лоренцо Куинна
все материалы