VIP-лаундж и Евангелие: Семь секретов шоу «Анна Каренина»


В ноябре 2020-го иммерсивному шоу «Анна Каренина» исполнилось два года. 16 сюжетных линий занимают больше 50 часов реального времени, но поскольку развиваются параллельно, запросто умещаются в четырехчасовой спектакль. Разобраться во всех тонкостях постановки за один сеанс невозможно — особняк таит в себе немало тайных локаций и интересных предметов.

Enter разобрался, что к чему в доме Карениных, и рассказывает о семи секретах, которые помогут взглянуть на спектакль с неожиданной стороны.


Журналист Enter Камиль Гимаздтинов и режиссер шоу Диана Сафарова

VIP-лаундж

Раньше попасть сюда можно было только VIP-зрителям, но с недавних пор условия изменились — иногда локацию открывают для всех гостей, достаточно купить билет на поезд в кассе на вокзале. По сути, это чилл-зона, которая предназначалась, чтобы отдохнуть от шума спектакля за напитком. Комната была относительно скромно обставлена, но в этом году концепцию обновили: локацию сделали более проработанной и уютной, сменили оформление, приглушили свет и повесили зеркала. Теперь в ней больше чувствуется XIX век, а атмосфера стала мистической и загадочной.

В праздники бармен угощает гостей чем-то особенным. А еще может просто поговорить со зрителями и подсказать, куда стоит пойти и что посмотреть. Иногда в комнату заходят и персонажи спектакля, но это происходит редко и подгадать такой момент сложно. Зато в «Анне Карениной» есть моменты, когда герои взаимодействуют с отдельными зрителями и уводят их куда-нибудь для персональной сцены. Так что легче просто следовать на хвосте истории — может, Вронский или Левин вас сюда заведет. А еще в VIP-лаундже можно вытянуть «предсказание от Льва Толстого». Автору этого материала, например, писатель посоветовал учить физику.

Головной мозг спектакля

Многие зрители могут и не догадываться, что в доме Карениных есть третий этаж — чердак с комнатами технического сопровождения. Отсюда ведется управление спектаклем и с помощью видео с камер наблюдения и раций в реальном времени раздаются указания администраторам, реквизиторам, служителям особняка и другим работникам шоу.

По словам режиссера Дианы Сафаровой, сложнее всего было сводить здесь сюжетные линии спектакля перед премьерой. Репетировали вначале по сценам, потом, параллельно несколько линий — за каждую отвечал отдельный человек. Звуковую картину собирали за несколько дней до спектакля. Весь первый месяц после премьеры создатели шоу примерялись и сводили все воедино. Теперь это отлаженный механизм — даже свет и звук, где это возможно, уже синхронизированы и «повешены» на одну кнопку. Но пробный спектакль «для своих» два года назад дал понять, что время показа может запросто увеличится с трех до пяти с половиной часов просто из-за количества зрителей.

Сейчас спектаклем управляют на автомате. Выпускающие режиссеры смотрят на изображение с камер в нужных локациях и по движениям актеров ориентируются в хронотопе. За счет того, что локации просматриваются с разных сторон, бывают забавные наблюдения. Например, в сцене теневого театра с участием Анны, Вронского и Каренина зритель видит интригующую постельную сцену. А за ширмой все происходит механически, под счет и выглядит так, будто три актера занимаются физкультурой.

Где переодевается Анна

В особняке есть секретные локации, в которые нельзя попасть, но можно увидеть. Одна из них — «зазеркальная комната» Анны. Здесь героиня переодевается для бала прямо перед зрителями. Гости заходят в гардеробную в доме Карениных и видят зеркало в пол. В определенный момент позади него включается свет и появляется еще одна комната с платьем на манекене. Его Анне по всем канонам XIX века помогает надеть помощница. К сожалению, комната с зеркалом довольно тесная и, скорее всего, не вместит всех желающих посмотреть сцену.

Кстати, Анна — единственный персонаж шоу, сменяющий наряд полностью, у остальных костюмы легко трансформируются по ходу действия. Несмотря на то, что за зеркалом есть прямой проход в гримерные и герои приходят в начало спектакля именно отсюда, актеры следуют сеттингу — они находятся в доме Карениных, но не могут уйти переодеться или отдохнуть, если им захочется. Когда у кого-то отрывается пуговица или рвется одежда, костюмер выходит на площадку и подшивает все прямо на месте.

Двор Левиных

Проход на эту локацию открывается очень редко, но увидеть ее можно в любой момент из окна в доме Левиных. На старте шоу дверь во двор была открыта, но логистика перемещения зрителей и актеров не совпадала и люди ходили туда-сюда, отвлекаясь от спектакля, мешая актерам играть сцены, в том числе и очень драматичные. Организаторам пришлось закрыть локацию для всех, кроме VIP-гостей. Одного из зрителей для персональной сцены сюда все еще может вывести брат Николая — Константин.

Интересно, что во дворе всегда имитируется дневной свет — особенно при учете того, что спектакль идет вечером. У забора здесь лежат сено, бревна, топор и сельская утварь. Музыкальной темы Константина Левина в спектакле нет, поэтому здесь всегда по-деревенски тихо — только кудахчут куры и лают собаки. По словам режиссера, особенно красиво локация смотрится летом и осенью. А чувство присутствия усиливают запахи сена и бани.

Часы Левина

Одну из ключевых ролей в «Анне Карениной» играют часы, развешанные во всех комнатах особняка. Пожалуй, самые важные из них — антикварные в доме Левиных. Через них Константин решает головоломку, которой не было в оригинальном романе. По сюжету, когда Николай Левин уезжал из семейного поместья, то забрал с собой на память деталь часов — маятник. Он упоминается в спектакле несколько раз. На протяжении всего шоу часы в доме Левиных не двигаются, но после смерти Николая Константин и Кити находят маятник, с помощью которого запускают механизм и раскрывают важную тайну.

Константин Левин в версии иммерсивного шоу вообще по-особенному обращается со временем. По задумке авторов, он, как отражающий Толстого персонаж, находится вне границ своей эпохи. Он может блуждать среди обычных зрителей и единственный из героев проходит во время спектакля через транзитную зону гардероба. Константин как будто понимает и замечает немного больше — например, что все часы в особняке ходят по-разному. Это не проговаривается и не бросается в глаза, но попробуйте понаблюдать, когда пойдете на шоу.

«Загон» и труп несчастного

Единственные актеры, которые могут передохнуть во время иммерсивного шоу — те, чьи роли выстроены на танцах и пластике. Как правило, они переодеваются и могут отдышаться в небольших перерывах в так называемом «загоне». Здесь же для зрителей приготовлено несколько персональных экспириенсов.

Это комната тишины, но называется она «загон», потому что изначально художница Евгения Гаташ предлагала оформить помещение, как второе стойло для лошадей. Но быстро стало понятно, что это ни к чему. Так появилось небольшое медитативное пространство, где можно немного передохнуть и помолчать. За черной занавеской посреди «загона» находится склад. Здесь на носилках лежит труп несчастного, который попадает под поезд в самом начале спектакля.

Евангелие

Эпиграфом к роману «Анна Каренина» служит цитата из Библии: «Мне отмщение и аз воздам». Создатели зацепились за нее, выстраивая сюжетную линию спившегося и живущего практически на самом дне Николая Левина. Через предметный мир мы видим проявления остатков его прошлой жизни и один из главных атрибутов героя — Евангелие. Левин, как и его прототип Дмитрий Толстой, в молодости служил в церкви, но не выдержал и ушел в разгул. Взрослый Левин делает вид, что не верит в бога, однако в самом конце спектакля Константин находит у брата Евангелие и понимает, к чему его вел сюжет.

На первых показах шоу зрители и Константин находили книгу «Анна Каренина», но тема веры была в романе гораздо важнее. Неслучайно в спектакле Константин рассматривает Евангелие под лестницей, которая ведет к церкви. И в конце постановки Левин поднимается по ней наверх, пока Анна спускается вниз. Тем временем, Евангелие в иммерсивном шоу не единственная книга, отражающая своего владельца. У Алексея Каренина можно найти «Историю Франции», Левин любит читать о сельском хозяйстве, а в запасах у фельдшера лежат трактаты о медицине.

Ближайшие показы «Анны Карениной» пройдут 19 и 25 декабря, а также 2 и 9 января. Билеты можно приобрести на сайте иммерсивного шоу. Также можно приобрести билет с открытой датой, абонемент на пять посещений и групповой билет со скидкой 10%.

Фото: Зоя Рутер

Смотреть
все материалы