Выставку Алана Боганы в «Смене» нельзя пропускать. И вот почему


Похоже, в Казани начался неофициальный месяц science-art. Пока в «Углу» готовят эскизы спектаклей для второй театрально-научной лаборатории «Аннигиляция», «Смена» до 8 декабря показывает персональную выставку Алана Боганы — швейцарского художника, который опирается на достижения науки и техники. Он не только привез готовые вещи: он изучил архив казанского НИИ «Прометей» — первопроходцев советского медиаискусства — и создал несколько инсталляций, вдохновленных их работами. Колумнист Enter Антон Хитров рассказывает, что нужно знать о Богане.


Если вас гипнотизирует капля краски в банке с водой, или трещины во льду, или бензиновые разводы в луже, Алан Богана — наверняка ваш художник. Он увлечен неправильными формами естественного происхождения, вроде бликов и необычных камней. Для проекта Haupstimmen он бил электричеством по кускам акрилового стекла — так получают фигуры Лихтенберга — а потом расстреливал их из винтовки. В работе под названием Snow Dune — Rhône glacier 30.07.2018 — оцифровал снежную поляну на Ронском леднике в Альпах и напечатал ее миниатюрную копию. Еще швейцарец обожает цифровые «слепки» с минералов: некоторым, самым выдающимся, он даже посвящает отдельные голографические «портреты» — вроде сросшихся кристаллов, которые напоминали ему сфинкса. В самой красивой видеоинсталляции Боганы, Indecisium Belt, по стенам, медленно вращаясь, парили разноцветные астероиды. Чтобы создать их объемные модели, художник использовал камни из коллекции парижского Минералогического музея.

Богану занимает вопрос, могут ли люди соперничать с природой в создании таких форм. Во многих работах он использует компьютерную симуляцию, чтобы выяснить, как будет вести себя свет, газ или жидкость в заданных условиях. Скажем, в эффектном уличном проекте Turbulent Drifts водяные и воздушные вихри смоделированы специальной программой: их, конечно, пишут не для художников, а для производителей самолетов и прочей техники. Для инсталляции Eat broccoli before it eats you, from ages 5 to 8 автор рассчитал на компьютере, как выставочный зал отразился бы в колоннах, если бы они были хромированы — и сымитировал зеркальную поверхность, расклеив получившиеся картинки на те самые колонны. А в Boganium, Handwavium et les autres он мял и растягивал оцифрованные минералы, печатал модели на 3D-принтере и выставлял в Минералогическом музее рядом с настоящими экспонатами.

Работы швейцарца часто принадлежат к science art: художники этого направления исследуют природу и человека вместе с учеными — либо, как Богана, используют достижения науки в чисто эстетических целях. К примеру, видео Case 03 D — P1 — Diamond Mountain Drift — это компьютерная симуляция света, отраженного от алмазной горы. Автор задумал эту работу, узнав об экзопланете 55 Рака е, которая, как предполагают астрофизики, отчасти состоит из алмазов.

Иногда Богана заимствует идеи из научной фантастики. В инсталляции Transmutation I зрителей окружал океан Солярис из романа Станислава Лема. Голограмма Thiotimoline изображала молекулу вещества, придуманного Айзеком Азимовым и способного путешествовать сквозь время (чтобы представить эту молекулу, художнику понадобилась помощь ученого-химика).

Интерес художника к НИИ «Прометей» легко объяснить: Булат Галеев и его единомышленники тоже работали на стыке искусства, науки и техники, а главным инструментом полуофициальных советских медиахудожников был свет — материя, которой швейцарец увлечен давно и всерьез. Правда, светомузыкальные фильмы «Прометея» снимались безо всякого компьютера — а работы Боганы невозможно представить без цифры. По словам художника, отношения между цифровым и аналоговым — один из главных сюжетов его новых инсталляций, созданных специально для Казани.

Богана делает в каком-то смысле универсальное искусство, не привязанное ни к месту, ни ко времени. Разумеется, не в плане техники: сегодняшние инструменты швейцарца — голограммы, компьютерные модели, 3D-печать — устареют при его жизни (если еще не). Вообще, любое высокотехнологичное искусство — будь то голливудские блокбастеры или работы того же НИИ «Прометей» — очень быстро переходит в категорию «ретро».

Другое дело — темы: Богана равнодушен ко всему мимолетному и занимается только вечным. Этика, политика, культура, гендер — все, что обычно волнует художников в первую очередь, швейцарца совершенно не интересует. В его работах практически никогда не бывает персонажей — ни людей, ни животных. Разве что растения, и то редко. Зато неживая материя — любимый предмет Боганы. Свет, космос, электрический ток, атомы, камни, кристаллы — вот из чего сделана его вселенная. Поэтому художника легко поймут и в отдаленном будущем, и даже на других планетах. Цивилизации приходят и уходят вместе со своими проблемами. Виды вымирают, уступая место новым. А свет или вода ведут себя точно так же, как и миллиарды лет назад. Незыблемее только математика. Кстати, с помощью математических формул тоже можно создавать произведения искусства — но об этом как-нибудь в другой раз.

Изображения: Саша Спи 
Фото: «Смена»

Смотреть
все материалы