Юность, единороги и заглохший мир — в спектакле «Мы. Трамвай. Любовь»
20 сентября в Казани состоялась премьера аудиоспектакля ТЮЗа «Мы. Трамвай. Любовь». Это уже вторая постановка, которую театр создает в общественном транспорте. С помощью специальных наушников слушателей погружают в повествование и провозят по окраинам и центру города. Новый спектакль по пьесе Ирины Васьковской посвящен любви, свободе и отношениям с близкими.
Журналистка Enter Мария Наумова в числе первых зрителей побывала в необычном трамвае и неожиданно для себя совершила вовсе не городской, а скорее ностальгический маршрут. Рассказываем, в чем идея спектакля, почему на него стоит сходить с семьей и как город может «говорить» со слушателями.
Следующая остановка — любовь
Как только трамвай начинает движение, в наушниках возникает голос одного из главных героев — пенсионера Аркадия Ивановича в исполнении народного артиста РТ Сергея Мосейко. Создается впечатление, что мужчина незаметно подсел на соседнее место, и, как часто бывает, разговорился с попутчиком о жизни. Выясняется, что герой одинок, его брак не заладился, а подросшие внуки навещают его редко. Поэтому поездки на трамвае стали для мужчины отдушиной и возможностью «поучаствовать в жизни». Аркадий Иванович шутливо замечает: «Здесь можно и на людей посмотреть, и себя показать».
Вместе с героем гости спектакля подслушивают смешные, трогательные и до боли знакомые разговоры: пассажиры сетуют на ипотеку, смеются, ругаются, внезапно вспоминают любовниц Наполеона и, конечно, признаются в чувствах. Неожиданно трамвай становится своеобразным катализатором, проявляющим человеческие радости и горести. При этом интересно, что большинство микросюжетов взято из реальности — для пьесы драматург Ирина Васьковская собирала наблюдения за людьми в общественных местах.
Постепенно в повествование вплетается история влюбленных подростков Алины (актриса Гузель Валишина, — прим. Enter) и Егора (актер Ярослав Кац, — прим. Enter). Пара спасается в трамвае от нравоучений непонимающих родителей. Случайно познакомившись с Аркадием Ивановичем, они делятся с ним переживаниями и рассказывают о сложных отношениях с родителями, которые хотят их разлучить. Периодически слова героев прерывают эмоциональные флешбэки, в которых появляются дополнительные персонажи. Чем дальше едет трамвай, тем глубже раскрываются темы взаимоотношений поколений, первой любви и важности быть смелым в проявлении чувств.
Алина и Егор в своих порой наивных рассуждениях дают десятки неожиданных, но всем понятных определений любви. Она воплощается в ощущении заглохшего мира и сравнивается с единорогами, поедающими сладкую вату. Бесконечное описание продолжают голоса героев, не включенных в основной сюжет, — друг за другом они серьезно и в шутку рассказывают о любви, вспоминая слова Франца Кафки и приравнивая это безусловное чувство к заботе о не всегда ласковом коте. Слушая их, подсознательно тоже начинаешь задумываться о значении любви и о том, как сложно в действительности описать ее словами.
«Декорации» ночного города и случайные совпадения делают аудиоспектакль особенно атмосферным. Сам по себе трамвай — место, в котором каждый наверняка хотя бы раз думал о любви или ехал, взявшись с кем-нибудь за руки. Поэтому диалоги героев наводят слушателей на личные воспоминания, а улицы начинают «говорить» в такт. Когда пара рассуждала о любви, трамвай как раз проезжал мимо баннера с фразой «мне нравится, когда ты смотришь на меня» — приевшаяся реклама мгновенно получила новый смысл и город включился в повествование. Но быстрее всего мурашки побежали, когда во встречном пустом трамвае мимо вдруг проехала влюбленная пара, — словно герои спектакля воплотились в реальности.
На небольшом экране, где обычно высвечивается стоимость проезда и название остановки, во время спектакля крутилась надпись: «Берегите себя и трамвай!» После такого путешествия действительно хочется относиться к общественному транспорту трепетнее, ведь теперь он может довозить пассажиров не только до нужной остановки, но и до важных смыслов.
У нас нет задачи показать чистую правду: скорее, мы хотим погрузить людей в чувство, которое они, возможно, когда-то потеряли. В спектакле один посыл: любите друг друга. И я очень хочу, чтобы на постановку родители приходили вместе детьми. Иногда на «Ночном трамвае» я наблюдаю, как мать с улыбкой смотрит на ребенка, а тот сидит насупленный и ждет, когда все закончится. Вдруг на спектакле «Мы. Трамвай. Любовь» подростки наконец скажут: «Это же про нас!»
Текст: Мария Наумова
Изображения: marinaradio
все материалы