За чем ехать в Нижний Новгород из Казани: Гид по вдохновляющим проектам


Локальный туризм из мема превратился в тренд, который останется с нами на десятилетия, хотим мы того или нет. И пока одни едут в регионы за романтикой и экзотизируют их, другие относятся к путешествиям как к шансу повысить насмотренность. И в этом отношении есть два направления: воспроизводить мини-копию культурной жизни Москвы или Санкт-Петербурга либо производить собственные смыслы.

Помимо Казани пример в этом направлении стал показывать Нижний Новгород, который в считанные годы кардинально изменился благодаря городским проектам. Что особенно важно, административный центр ПФО и столица Татарстана не выступают в конкуренции, а вдохновляют друг друга. Редакция побывала в Нижнем, пообщалась с представителями сообществ и рассказывает об опыте, который было бы здорово перенять.


Центр 800

В 2004 году Казань показала, что крутой поворот в развитии города мотивируют круглые даты: только вспомните, каким город был до празднования тысячелетия и каким стал после! Схожий «фокус» провернули с Нижним Новгородом.

Недавно городу исполнилось 800 лет, и чтобы отметить дату с размахом, был создан АНО «Центр 800». В команду вошли не только локальные специалисты, но и эксперты из других городов — в конце концов, шанс делать историю своими руками выпадает не каждый день. Привлечение команд дало возможность снять региональные шоры и придумать качественно новую программу, не теряя связи с реальностью и потребностями горожан. Для этого в регионе специально организовали глубинные исследования идентичности с учетом разных групп населения.

В поле коммуникации команда сделала невероятно много, причем работа шла и на уровне региона, и на уровне федеральной повестке. Центр 800 помог найти городу собственное лицо, оформить бренд и выделить городские смыслы — в результате Нижний стал реальным новым центром Поволжья и закрепился в топах туристических подборок (даже отметился на обложке Vogue!).

Важно, что Центр не заглох после юбилея, а продолжил работу не менее интенсивно. Их деятельность охватывает 12 проектов, включая невероятно масштабную событийную программу, благоустройство общественных пространств, улучшения транспортной инфраструктуры, запуск грантовой программы для креативных проектов в шести направлениях, создание огромного волонтерского движения, проекты поддержки представителей бизнеса и развития благотворительности.

Заповедные кварталы

Проект появился по инициативе горожан, заинтересованных в возрождении старой деревянной застройки Нижнего Новгорода. Его название связано с кварталом церкви Трех Святителей, куда входят 28 домов в границах улиц Новая, Короленко, Славянская и Студеная. В 1990-е это место, сохранившее колорит городской окраины XIX века, объявили историко-культурной заповедной территорией.

Рождению проект обязан фестивалю «Том Сойер Фест» — первым объектом фестиваля был особняк Авдотьи Скворцовой на Короленко, 18. В отличие от опыта Казани, где деятельность фестиваля фактически концентрируется именно вокруг восстановления зданий, нижегородский проект «Заповедные кварталы» пошел дальше и вплотную занялся возрождением. Команда проводит не только реставрацию, но и исследования архивов, а еще организует мероприятия, неразрывно связанные с историей домов и концепцией самого проекта. Например, на сохранившемся балконе дома на Короленко, 11, где когда-то выступал Федор Шаляпин, устраивают оперные концерты; на Короленко, 17 проходит исторический стендап, а в границах квартала — иммерсивный аудиоспектакль-квест. Суммарно фестивали, концерты, выставки, экскурсии за год посещают более 50 000 человек.

Что особенно важно, у проекта есть собственная экономика. Нижегородская ВШЭ и «Заповедные кварталы» в прошлом году провели стратегическую сессию по проектированию модели управления кварталом, учитывая опыт в сфере «бизнеса на наследии» и проработали сбалансированную маркетинговую стратегию. Она учитывает и лояльность посетителей, и возможность прибыли.

На сегодня в Заповедные кварталы входят не только квартал церкви Трех Святителей, но и Студеный квартал в границах Студеной, Звездинки, Алексеевской и Холодного переулка и участок исторической застройки возле синагоги на улице Грузинской.

Мультимедиа-арт-пространство «ЦЕХ*»

Благодаря развитию технологий медиаискусство стало одним из ведущих направлений в России. Для художников это возможность поработать с новыми медиа и применить свои навыки в области кодинга, инжиниринга и управления светом, а для обывателей — яркое запоминающееся шоу. В Нижнем Новгороде медиаарт развивает студия dreamlaser — по их инициативе в городе проходит фестиваль INTERVALS, сравнимый с НУРом в Казани. К 800-летию Нижнего студия открыла пространство «Цех*», где репрезентация медиаискусства возможна непрерывно.

«Цех*» занял бывший печатный цех «Нижполиграфа», закрытый в 2019 году. Высокие потолки и площадь в 1 000 «квадратов» открывают огромное поле для экспериментов с жанрами и видами мероприятий. Похожее есть только в Санкт-Петербурге и в Москве, но Нижний в этом смысле отличается демократичностью, количеством и качеством контента.

Внутри проходят выставки, тематические образовательные события и концерты, где задействуются мультимедийные технологии. Экспозиции постоянно обновляются: в Нижнем свои работы уже показали «гиганты» Sila Sveta и Radugadesign. Огромный плюс в том, что площадка трансформируется практически под любой формат — то есть здесь возможны не только условные рейвы, но и деловые и детские события без возрастного ценза. Таким образом пространство создает диалог между публикой и акторами медиаискусства без лишнего снобизма.

Музей истории Горьковского автомобильного завода

В 1929 году на месте деревни Монастырка под Нижнем Новгородом началось строительство на тот момент крупнейшего в Европе автомобильного завода. Как это обычно бывает, довольно быстро вокруг вырос целый район, Автозавод. Сейчас он — самый большой по численности населения во всем городе.

Среда района сама по себе относительно депрессивная — все-таки его значительную часть занимает промзона. Вдохнуть в нее жизнь помогла реконструкция Музея истории ГАЗа.

Музей открыли ветераны производства и администрация завода в 1965 году. Они отдали жизнь производству и на основе архивов и раритетных деталей сами создали первую экспозицию и лично проводили экскурсии. Очевидно, к нулевым музей морально устарел, поэтому в честь юбилея его решили обновить и за два года превратили в технологичный микрогород. На это потратили 500 миллионов рублей.

Проект разработало бюро СИБ-проект из Санкт-Петербурга. После реконструкции площадь музея увеличилась почти в два раза и составила 5 000м² на трех этажах вместо двух. Суммарно в нем хранится 43 000 предметов, из них 2 500 входят в экспозицию. Познакомиться с историей завода, советской автомобильной культурой и судьбами людей помогают 90 интерактивных точек.

Музей все еще считается корпоративным, но теперь воспринимается как ключевое туристическое место. В нем показана 41 модель: первый советский серийный легковой автомобиль «ГАЗ-А», грузовики и джипы времен Великой Отечественной войны, представительский «ЗИМ», «Чайка», «Волги», «Газели» и опытные образцы. Их реставрировала мастерская завода — вся техника находится на ходу. Третий этаж занимает зона интерактивов, популяризирующих заводские профессии. Посетители могут спроектировать автомобиль и сразу же провести испытания, сварить детали в VR-очках, попробовать управлять погрузчиком, потренироваться заправлять автомобиль, покататься по городу на тренажерах-симуляторах и получить «права» по итогам викторины.

Пакгаузы

Пакгаузы буквально «раскопали» от кирпича и шифера перед Чемпионатом мира по футболу. Кружевным конструкциям больше 110 лет — это часть главного павильона гигантской XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки. В 1896 году на ней демонстрировали всю мощь Российской Империи. Среди экспонатов были первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе и башни Шухова, а чтобы перемещаться по объектам, в городе построили круговую электрическую железную дорогу.

Но выставка кончилась, и конструкции павильонов растащили по всей стране. Когда металлические каркасы вернулись на Сибирскую пристань Нижнего, из них построили склады — как раз ими и занялись в 2015 году. Спустя четыре года архитектурное бюро «СПИЧ» составило мастер-план развития окружающей территории, а затем разработало проект приспособления пакгаузов. Конструкции освободили, законсервировали, а в пределах построили объемные отполированные павильоны. Они способны отражать свет и поэтому визуально не спорят с объектом наследия. У вестибюля между ними светопрозрачная кровля, за счет чего возникает что-то вроде галереи для осмотра конструкций вблизи.

Летом 2022 года в двух пакгаузах открыли концертный зал на 430 мест и галерею. Особенность зала с профессиональной акустикой — панорамная стена с видом на Стрелку, где Ока встречается с Волгой. Таким образом декорацией к концертам, спектаклям, операм и перформансам становится сам город.

Площадь экспозиционной площадки — 643 м². В ней фактически нет строго зонирования, и это дает возможность не только показывать выставки, но и проводить конференции, бизнес-презентации, показы мод и лекции. Оба пакгауза можно взять в аренду, но к организациям выдвигают строгие требования и отсеивают то, что не подходит пространству по концепции. Проводить корпоративы и свадьбы, политические и религиозные мероприятия запрещено совсем — и это очень важный момент.

Салют

В 2020 году Институт развития городской среды Нижегородской области к юбилею города благоустроил сквер Свердлова на пересечении Большой Покровской и Октябрьской. Считается, что сам он разбит в конце XIX века для гостей промышленно-художественной выставки. Начиная с перестройки его занял спонтанный блошиный рынок, где до сих пор собираются горожане — и вот уже сорок лет нижегородцы активно присваивают сквер.

Вокруг сквера находятся гастрономические проекты Сергея Уханова, одного из самых известных рестораторов в регионе. Сергей работает в общепите с 16 лет, и этот опыт помог ему сделать так, чтобы заведения работали в том числе на развитие урбанистической культуры. Каждый его проект живет своей особенно жизнью и показывает срез центральной городской улицы со всеми ее контрастами.

В Казани нечто похожее происходит в рамках фестиваля «Профсоюзная», но всего раз в год и делают его не рестораторы. В остальное время инициативы владельцев заведений обычно не такие масштабные и чаще всего замыкаются в собственные рамки. В свою очередь нижегородская бургерная «Салют» стабильно выступает как пространство коллаборации с актуальными культурными инициативами, чего так не хватает нам здесь. Она располагается совсем рядом со сквером и фактически постоянно «курирует» его событийное направление, организуя общегородские ивенты. Получившийся кластер реально влияет на развитие города и культуру коммуникации между сообществами. Из ярких событий «Салюта» — гараж-сейл, арт-барахолка с работами Нижегородских художников, серии мастер-классов от представителей городских креативных проектов и фестиваль «Пикник в Сквере».

Сад им.

Шесть лет назад в Нижнем Новгороде построили первый частный крематорий, а еще через два на его территории открылся экспериментальный Сад им. Его создали нижегородский «Художник года» на ярмарке Cosmoscow 2023 и основатель студии современного искусства «Тихая» Артем Филатов и московский художник и куратор Алексей Корси. Пространственная инсталляция задумана как мемориальный сад, который позволяет переосмыслить смерть и избавиться от ее страха.

Концепция сада завязана на культуре природных захоронений. Среду создает особая подборка 120 растений из зоны лесов, лугов, полей и топей — каждое из них горожане могут символически посвятить умершему близкому человеку, зарегистрировав его имя в виртуальной базе сада на сайте. В ручном режиме в саду включается инсталляция, из которой доносится подобие оперы телесности — на латыни перечисляются все внешние части тела человека и его внутренних органов. Проект «работает» и как концептуальное общегородское пространство. В 2021 году в саду прошел нестандартный перформанс «Без названия» в рамках летней философской школы Московского центра исследования сознания: на концерте два саксофона и фагот составляли пары своим двойникам-ретрансляторам городского шума.

Филатов заявляет проект как вечный, и в том числе поэтому он не посвящен ничему конкретному и способен дополняться. Например, когда Сад им. представили в Московском музее современного искусства, гостям предложили взять конверты, чтобы самостоятельно отправить семена для посадки в Нижнем.

Текст: Анастасия Тонконог
Коллажи: Sasha Spi (основаны на фото проектов из соцсетей)

Смотреть
все материалы