За четвертой стеной: Чего не хватает современному театру в Казани


30 марта в РКИ «Штаб» прошла дискуссия «За четвертой стеной: Как развивается современный театр в Казани». Ее организовала редакция Enter в рамках программы «Городские модераторы».

На событии спикеры обсудили роль театров в современном городе. Рассказываем, насколько зрителю важно быть соучастником творческого процесса, с какими проблемами сталкиваются казанские театры и что потенциально может стать объединяющим фактором представителей сферы культуры.


Слева направо: Сергей Магданов, Ильфир Якупов, Зоя Рутер, Радион Букаев, Инесса Клюкина, Алексей Степанцов, Лилия Калимуллина

Театральная жизнь Казани

Первый театр появился в Казани в 1791 году и располагался недалеко от Гостиного двора. Небольшая труппа работала под руководством приглашенного актера Василия Бобровского. Позже казанский помещик Павел Есипов режиссировал драматические и оперные постановки в здании рядом с нынешним театром оперы и балета. В нем играли актеры из Санкт-Петербурга, которые приучали горожан к постановкам по художественным произведениям, пышным костюмам и ярким декорациям.

Но после пожара театр вернулся в жизнь казанцев только в 1844 году. Это случилось благодаря приезжим антрепренерам и труппам. Небольшие драматические произведения ставились в здании на Большой Красной, и известно, что «Ревизора» в Казани видел будущий писатель Лев Толстой.

Следующие годы развития казанского театра считаются «золотыми». В конце XIX века на одной из постановок побывал Федор Шаляпин и настолько вдохновился выступлением актеров, что сам решил стать артистом. В середине XX века в Казани построили ​​Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, в честь которого позднее была названа Театральная площадь, нынешняя Площадь свободы.

В 1900-е начал активно развиваться и национальный театр. Благодаря гастролям первого татарского театрального коллектива «Сайяр» по Поволжью в Казани появилось постоянное здание татарского театра, заимствованные у тюркских народов сюжеты начали меняться на локальные и появился новый жанр музыкальной драмы.

Сегодня классические театры, которые появились в городе много лет назад, продолжают работать на зрителя. Современный театр не отрезан от городского и мирового контекстов: декорации, костюмы и художественные смыслы в них изменяются вместе с обществом.

Ильфир Якупов

директор Театра Камала

Театр не может быть старым, потому что он развивается. Если мы будем консервативны и продолжим играть, как в Советском Союзе или как в Древней Греции, к нам никто не придет.

Все театры Казани можно назвать современными, потому что туда приходит заинтересованный зритель. Например, в Театре Камала показывают «Голубую шаль» уже с 1926 года. Но сегодня спектакль не играется как в прошлом — он ставится режиссерами и артистами-современниками, за счет чего и близок зрителю. Театр — это искусство, которое создается здесь и сейчас.

Якупов отметил еще и то, что молодые режиссеры все чаще обращаются к классическим источникам или включают локальный контекст. Например, Айдар Заббаров из Театра Камала во время пандемии занимался исследованием татарских деревень, пришедших в упадок. После нескольких лет работы в репертуаре появилась его постановка «Хуш, авылым», рассказывающая историю жителей маленьких поселков Татарстана.

В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где сложилась единая театральная культура, в Казани театров не так много, поэтому каждый из них работает на своего зрителя. Например, независимый Фонд «Живой город» организует показы на театральной площадке MOÑ, в «Особняке Демидова» и в творческой лаборатории «УГОЛ». В их репертуар входят иммерсивные, национальные и детские спектакли и проекты «Театра горожан», где на сцену выходят не актеры, а жители города.

Зоя Рутер

PR-директор Фонда «Живой город»

Без чего не может обойтись театр? Отвечая на вопрос, я могу отречь практически все, кроме автора и зрителя. Я придерживаюсь того, что театр — это время, потраченное зрителем на правила, предложенные автором.

Современный театр ставит человека в центр и говорит о нем. Он может делать это с помощью разных инструментов. Например, классического произведения человека, который давно умер: берется текст и приспосабливается к современности. В то же время это может быть документальное событие или художественное решение автора.

С 2016 года в Казани существует инклюзивная студия «Э-моция» — проект, объединяющий людей с инвалидностью с целью расширения инклюзивного сообщества. Все постановки в нем — авторские, и больше 40 спектаклей труппа показывала в 12 городах России.

Инесса Клюкина

основательница студии «Э-моция»

«Э-моция» — это театр, который показывает как мы можем взаимодействовать и работать вместе. Сейчас мы растем и развиваемся: если после первых спектаклей к нам подходили и говорили, что мы молодцы, поскольку вообще вышли на сцену, то сейчас зрители больше рассказывают о своих чувствах.

Финансовые проблемы театров

Билеты на спектакли в среднем стоят от 800 до 2 000 рублей, и не каждый театр способен самоокупаться. Вдобавок накладываются проблемы с инженерными сетями: в Казанском ТЮЗе давно не было ремонта, поэтому зрителей для их комфорта иногда даже приходится пересаживать.

Средств на аренду сцены под постановки у пока нет, и чтобы подготовиться к реконструкции, актеры труппы вышли за пределы своего здания и ставят спектакли в не-театральных пространствах. Они устраивали показы во дворе, использовали помещение бара «Истина» и даже городской трамвай. Все это позволяет труппе пополнять репертуар, развиваться и в какой-то мере решать финансовые проблемы.

Радион Букаев

главный режиссер Казанского ТЮЗа

Мы не занимаемся развлекательными постановками, а стараемся будоражить зрителя. Если вы идете на спектакль «Бесприданница», то ждете, что актеры будут играть в костюмах XIX века, а декорации — выполнены по мотивам прошлого. Но вы не увидите это в казанском Театре юного зрителя. И если вы идете на спектакли нашего театра по классическим произведениям, то увидете режиссерскую интерпретацию.

В Казани есть и пример театра, который ежегодно выходит на самоокупаемость. Это негосударственный «Театр на Булаке», который появился в городе в 2010 году и заявил о себе постановкой «Зима» — она и сейчас собирает полные залы.

Алексей Степанцов

руководитель «Театра на Булаке»

«Театр на Булаке» — это частный театр, и вот уже 13 лет мы находимся на самообеспечении. Самой большой победой нашего театра можно назвать то, что мы работаем каждый день и отдыхаем только 31 декабря и 1 января. В месяц у нас проходит не менее 70 показов — это очень много. Еще мы гордимся тем, что трудоустраиваем выпускников профильных казанских образовательных учреждений.

Я всегда говорю, что театр — это каждый его работник: актер, кассир, гардеробщик, бухгалтер. Без людей мы не смогли бы показывать спектакли каждый день и собирать полные залы.

Будущее театральной Казани

​​Еще одной проблемой современных театров спикеры считают недостаток рекламы. По их мнению, в городе не хватает афиш, которые показывали бы разнообразие репертуаров. Иногда команды театров запускают кампании в социальных сетях и рассказывают о премьерах через блогеров, и тогда в залах собирается больше зрителей, в том числе и туристов. Это доказывает, что стратегии продвижения спектаклей выстроены верно не в каждом театре.

Другая сложность представителей культурной сферы — невыстроенный диалог между руководителями театров. По словам спикеров, им нужно работать совместно, привлекая своего зрителя.

Объединяющим событием потенциально может стать XVI Международный театральный фестиваль «Науруз», который состоится в Казани этим летом. Он пройдет под эгидой театрального искусства народов Северного Кавказа. В программе — 29 спектаклей на сценах разных казанских театров и на набережной Кабана.

Лилия Калимуллина

экскурсовод

Казанцы и туристы — это ценители театрального искусства, поэтому в городе и возникает такое разнообразие театральных форм. Людям интересно узнавать новое и получать впечатления. Есть спрос, соответственно, возникает предложение.

На мой взгляд, здорово, когда театр взаимодействует с людьми. Например, я участвовала в спектакле «Децентрализация» [в MOÑ] и прожила там определенный опыт. Такие интересные спектакли — это и есть то, что может привлечь зрителей в будущем.

Текст: Инзиля Шакирова
Фото: Даниил Шведов

Смотреть
все материалы