Что мы считаем символами Казани и Татарстана и почему


9 ноября редакция Enter в рамках программы «Городские модераторы» организовала дискуссию «Что мы считаем символами Казани и Татарстана и почему» в конференц-зале Национальной библиотеки РТ. Эксперты и гости обсудили, как формируется локальная идентичность, как грамотно с ней работать и как она влияет на развитие территорий.

Мы записали для вас ключевые тезисы и рассказываем, какими были первые символы Казани, что запомнил в нашем городе Сальвадор Дали и как придумали Ак Барса.


Слева направо: модератор Сергей Магданов, спикеры Рустэм Забиров, Рафик Мухаметшин, Марк Шишкин, Дарья Толовенкова, Иерей Никита Кузнецов, Петр Сафиуллин, Искандер Измайлов

Как появлялись символы Казани

Символически Казань до середины XVI века была центром ислама и ханской столицей. Подобных городов в Восточной Европе к тому времени было очень мало. Процесс обретения собственных символов начался уже после вхождения Казани в состав Российского государства. Екатерининская комиссия выбрала в качестве символа губернии и города змея Зиланта, и он был очень важным знаком.

Искандер Измайлов

ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани

В то же время начинают формироваться синтетические образы, и, как ни странно, объединяющим символом стала русская проездная башня Сююмбике. На многих гравюрах она имеет доминирующую роль, а уже за ней следовали другие вертикали. С другой стороны, у татар это место тоже было почитаемым, потому что туда было перенесено почитание ханских мавзолеев и мечети Нур-Али. Когда в 2018 году встал вопрос вернуть башню татарскому народу, на шпиле появился исламский полумесяц. Если задуматься, такого понятного, выразительного и осязаемого символа нет ни в одном другом Кремле российских городов.

По воспоминаниям Измайлова, когда праздновали уже 1000-летие Казани, то выбрали три символа: один из них был на основе Сююмбике, второй — название города в виде образа летящей птицы, выполненного арабской вязью, а третий, шуточный — зеленый дракончик Зилант. Мифологический образ крылатого змея появился еще в Волжской Булгарии, и сейчас действительно часто ассоциируется с Казанью. Он достаточно нейтрален в отношении разных социальных групп и религиозных общин, в то же время адаптивен и действительно узнаваем.

Город как символ самого себя

Многие называют символом Казани саму ее панораму — высокий холм и уникальное соединение двух рек. Силуэт центра города, само собой, в разные периоды меняется, но в то же время имеет синергетический потенциал, выраженный в веках: река и панорама Кремля с детства перед глазами у каждого жителя столицы Татарстана

Рустэм Забиров

главный архитектор музея-заповедника «Казанский Кремль»

Думаю, символом республики в крупном плане является Казань, а визитной карточкой — Кремль, потому что это первое, что видят гости. Градообразующий объект на самой высокой точке города сразу цепляет, поэтому почти все, кто к нам приезжает, стараются прийти в музей-заповедник. Неслучайно в 2000 году Кремль оценили на международном уровне, и он был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В январе музею-заповеднику исполнится 30 лет, и за эти годы шли беспрецедентные работы по реставрации и приспособлению культурных объектов: сейчас на территории находятся девять музеев, три выставочные площадки и еще два музея «на подходе». Но приезжие часто их игнорируют и в первую очередь идет посмотреть на два объекта: мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор. Визуально объекты поддерживают друг друга и совсем не спорят.

При этом история храма связана с одной из главных православных святынь, иконой Казанской божьей матери — собор был первым местом размещения иконы после ее обретения. Кул Шариф — тоже мечеть с историей, а не просто новодел. Это одна из пяти восстановленных мечетей, которые находились в Кремле до взятия Казани Грозным. Никто не знал, как она выглядела наверняка, и воспоминания собирались по крупицам — архитекторам пришлось немало потрудиться, но они внимательно отнеслись к работе и привлекли несколько символов на внешнем облике: в куполе можно распознать Казанскую шапку по аналогии с шапкой Мономаха, а минареты отсылают к Азимовской мечети.

Иерей Никита Кузнецов

первый проректор Казанской духовной семинарии, настоятель Николо-Гостинодворской церкви Казани

Говоря о символе, необходимо иметь в виду не просто тиражируемый бренд, а некий посыл, что мы можем предложить миру. В этом смысле символом может быть согласие между ведущими мировыми религиями, что и демонстрируется в Татарстане. Этот опыт существует не на бумаге, а на деле — и мне кажется, именно этот символ мы должны заложить, чтобы жители и гости могли считать посыл. У нашего владыки Кирилла несколько раз возникала мысль, что возведение храма на месте обретения Казанской иконы — настоящее чудо, ведь нигде в мире нет примеров строительства православных соборов мусульманами.

Взгляды на символику со стороны иностранцев и иногородних отличаются от мнения местных: их не учат, что должно быть символом, и люди сами предлагают смыслы. Со временем они меняются: например, еще недавно в СССР Казань связывалась с ленинскими местами. А если изучить воспоминания Сальвадора Дали в СМИ, можно обнаружить, что символами Казань вовсе являются гуляющие по улицам верблюды.

Новоприобретенный символ Татарстана Ак барс, оказывается, выдуман. На дебатах в Госсовете рассматривали несколько вариантов: Зиланта как экстраполяции имперского образа, белого волка и золотоордынское блюдо с крылатым барсом. Одни участники категорически не воспринимали никаких волков, другие не хотели видеть змея, и Ак барс стал компромиссом. Его связь с историческими образами заявлена уже позднее.

Символы в архитектуре и дизайне

Труднее всего с трансляцией символов приходится архитекторам и дизайнерам, ведь им нужно разработать образ, который «уйдет» во внешнее поле — и он должен быть понятным, но в то же время не отрекаться от локальной культуры и истории. Заметнее всего в этом поле проекты студии предметного дизайна Qullar и серийного мебельного бренда Yaratam.

Петр Сафиуллин

основатель бренда Yaratam

Создавая бренд, я хотел выйти на европейский рынок, потому что тогда внутренний рынок развивался не так стремительно. Маркетологи говорили мне сделать название англоязычным, потому что это лучше продается: «В Казани тебя точно покупать не будут, а в Москву заходить с татарским словом странно». Я принял решение не отказываться от своей идеи, так как играю вдолгую и создаю большой бренд, поэтому мне важно нести свою культурную идею. Все придуманное мной связано с Казанью и природными местами вокруг: Волгой, Камой и республикой в частности.

Я 10 лет прожил в Москве, и для меня было очень важно посредством дизайна, архитектуры и предметов разговаривать с моим покупателем о том, что мне интересно и близко. Но я не предполагал, какой это может возыметь резонанс. В прошлом году я получил гран-при конкурса-биеннале «Придумано и сделано в России» со стулом «Урындык». Удивительно, как одно татарское слово стало общеупотребимым.

У архитекторов в Татарстане нет стандартной методики выявления и ретрансляции смыслов: технические задания не предполагают задачу сформировать идентичность или обратить ее в какие-либо формы. Но все-таки специалисты ее перед собой ставят, поскольку планировочные решения часто переплетаются с остальными контекстами.

Дарья Толовенкова

градостроитель, ланд-архитектор Института пространственного планирования РТ

С первых курсов я попала под влияние наших именитых архитекторов и в том числе реставраторов, и они приучили меня любить историю. Лично я нахожу вдохновение и миссию в обнаружении забытого и преображении его в ценное. После советских времен мы находимся в глубокой амнезии, и сейчас мое поколение архитекторов пытается восстановить знания старших коллег. Нам очень важно отыскать эти бриллианты в пыли, отмыть их и заново сформулировать ценность, затем заново ее транслировать.

Когда начинали делать парки в Казани и районах Татарстана, то обнаружили, что городу нужна деревня, а деревне — город как причастность к цивилизации. Символы выискивали по всем музеям и архивам, в воспоминаниях исторических личностей и старожилов. Это необходимо, чтобы местные жители отзывались на память и могли присвоить пространство.

Краевед, гид и автор Telegram-канала «Царь казанский» Марк Шишкин заметил, что с архитектурными символами в Казани и правда все хорошо, но смыслы можно было бы брать и из легенд. По его словам, первым научно систематизировал все версии легенд о Зиланте протоиерей Платон Заринский — настоятель военной церкви в Спасской башне, а Сююмбике на витрину культуры вынес писатель и драматург эпохи Просвещения Михаил Херасков, и это тоже интересно изучать.

Марк Шишкин

краевед, гид и автор Telegram-канала «Царь казанский»

Мне кажется у нас есть недоработки в символах событийных. К примеру, у нас нет как такового Дня города. 30 августа — безусловный День Республики Татарстан, и любая попытка выдвинуть идею другого дня-праздника, посвященного именно Казани, может вызвать побольше скандалов, чем с 1000-рублевой купюрой. Сабантуй — замечательный, но желающих попасть на него туристов я почти не встречаю.В плане событий нам есть над чем работать, и лично мне хотелось бы больше символов-точек в календаре.

Фото: Кирилл Буздалов

Смотреть
все материалы