Как креативный бизнес Татарстана работает под санкциями. Часть 1


Последние три года для креативного бизнеса выдались непростыми — локдаун, введение ковидных ограничений, закрытие границ, а теперь международные санкции. Некоторые предприниматели потеряли свои проекты, другие научились работать в кризисных условиях и даже запустили новые направления.

Enter совместно с «Мастерами» поговорили с казанскими рестораторами, деятелями искусства и владельцами IT-компаний. В первой части рассказываем, как их бизнес выживает в новых обстоятельствах и какие изменения ждут индустрию в ближайшем будущем.


Александр Николаев

сооснователь студии предметного дизайна Qullar

Работа студии заключается в создании дизайна и производстве мебели, мафов и арт-объектов для обычных потребителей и различных жилых и общественных пространств. Наши коллекции представлены на сайте и в Instagram (Meta признана экстремистской организацией и ликвидирована по решению суда, — прим. Enter), а сейчас, в силу новых обстоятельств, дополнительно развиваем сторонние сервисы.

На момент этого интервью могу сказать, что в процессах студии кардинально ничего не изменилось. Заказы есть, и они приходят стабильно, но что будет летом, непонятно. Еще весь прошлый год мы осваивали вторичный пластик в качестве материала для нашей мебели. Это определенно сыграло на руку в сложившейся ситуации, если можно так говорить, поскольку мы реализуем проекты из вторсырья, а его можно отыскать без сторонней помощи. Думаю, сейчас это направления станет крайне актуальным.

«Творческая изоляция и отсутствие конкуренции с западными брендами — однозначно плохо»

Но, к сожалению, в будущем индустрию, и нас в частности, ждут более ощутимые изменения. В первую очередь, придется повысить цены на весь ассортимент. Пока мы держим стоимость на серийные предметы, однако уже скоро, при том курсе, который есть, рост станет неизбежен. Сырье и расходники сильно подорожали — что-то на 20%, а некоторые позиции подскочили в цене раза в два.

Еще одна проблема — теперь мы не часть глобального мира. Нет возможности продавать свой продукт за рубеж или участвовать в международных выставках. Точек взаимодействия стало намного меньше. А творческая изоляция и отсутствие конкуренции с западными брендами — однозначно плохо. Это может не отражаться на отдельных авторах, но на целую индустрию действует отравляюще. Казалось бы, появилось больше возможностей, рынок пустой и есть возможность его заполнить. Но фактически можно прикладывать меньше усилий, не заморачиваться в дизайне, снижать качество, и все равно твой продукт будет востребован за неимением другого.

Безусловно, российский дизайн изменится, и новая реальность на нем отчетливо отразится. Возможно кто-то даже придумает то, что потом назовут «новым русским дизайном». Как бы все не складывалось, мы верим в лучшее. Верим в силу созидательного труда.

Булат Ганиев

сооснователь и управляющий партнер ГК «Технократия»

Несмотря на все потрясения, наши обязательства перед сотрудниками, клиентами, партнерами никуда не делись. Столкнувшись с первыми трудностями и санкциями, мы создали антикризисный комитет, который фиксирует главные риски для бизнеса. Мы постоянно мониторим информацию и перестраиваем сценарии реагирования. А еще стали чаще собираться всей командой, чтобы информировать сотрудников о состоянии бизнеса и наших планах.

Сейчас главная проблема, помимо адаптации команды к новым условиям, это отключение критически важных технологических сервисов. Приходится постоянно придумывать, как обходить ограничения. Ребята из комитета технологических рисков проводят бессонные ночи, решая эти проблемы. У клиентов планы тоже быстро меняются, и нам приходится на ходу адаптироваться. Это похоже на прыжок со скалы с инструкцией по сборке крыльев. Правда, прыгать ты не собирался.

«Людям нужна стабильность и перспектива хотя бы в рамках своей компании»

Еще одной трагедией стала колоссальная утечка кадров. С одной стороны уехало очень много талантливых людей. С другой — уходят крупные международные IT-компании (EPAM, Accenture), людей сокращают, и они будут искать новую работу в России. Работодателям сейчас важно основной фокус внимания сместить на свою команду и не потерять ключевых сотрудников. Людям нужна стабильность и перспектива хотя бы в рамках своей компании.

Если же говорить про дальнейшие перспективы, думаю, российский IT-рынок в ближайшие несколько лет будет сильно зависеть от государства. Оно будет главным заказчиком. Судя по новостям последних дней, государство планирует беспрецедентные меры по поддержке IT-отрасли, а значит, будет много проектов импортозамещения, грантов, субсидий.

Но есть риск, что такой подход приведет с сужению рынка до небольшого количества локальных компаний, которые будут жить только на госзаказах. А чтобы у отечественного IT был шанс выжить и перестроиться на новые рынки стран БРИКС, нужно не просто выделить деньги, но и реконструировать правовые нормы, создать стимулы к экспорту и, конечно же, открыть Россию для всех, кто хочет здесь жить и строить карьеру в IT. Сейчас это самый позитивный сценарий из возможных.

Вера Белова

основательница Belova Art Gallery

Создавая галерею, мы изначально выбрали направление локального современного искусства. Основная наша деятельность — помощь профессиональной и не только публике в подборе графики, живописи и скульптур. Дополнительно мы с командой проводим разнообразные мероприятий, в том числе камерные выставки, лекции и мастер-классы по изобразительному искусству.

Как раз из-за того, что мы сосредоточены на локальных художниках, критичных изменений в работе у нас не произошло — весь год сформирован по мероприятиям и участникам выставок. В нашей галерее нет опыта сотрудничества с международными авторами, но могу предположить, что сейчас может начаться выставочный «голод». Особенно это коснется тех площадок, чья деятельность построена на коллаборациях с зарубежными художниками. И если честно, на данный момент трудно говорить о перспективах и о том, как данная ситуация будет развиваться.

«Надеюсь, что даже в такое время художники смогут создавать прекрасное, а мы будем их поддерживать»

Единственное, что можно утверждать наверняка, новые условия сильно отразятся и на локальном рынке, и на федеральном. И коснутся они всех: от самих художников до дистрибьюторов и покупателей. К примеру, у нас сократилось число посетителей, это тоже своего рода результат внешних обстоятельств. Но надеюсь, что даже в такое время художники смогут создавать прекрасное, а мы будем их поддерживать. И кто знает, возможно вместе нам удастся поднять локальное искусство на новый уровень.

Мне хочется верить, что искусство действительно станет спасением во всей этой суматохе, и люди чаще начнут посещать выставки и музеи. Да, пусть это сейчас не первостепенно, но культура, в ее самом широком понимании, помогает оставаться человеком.

Владимир Янчевский

основатель Studio Slow

В пространствах Studio Slow, крайнее из которых открылось в марте, мы представляем нишевые бренды одежды, обуви и аксессуаров. Работаем с брендами напрямую, и среди них нет ни одного русского дизайнера.

Мы никогда не сотрудничали с российскими поставщиками — только с Европой, Азией, Америкой. И недавние события заставили немного поволноваться. Конечно, первыми под удар попали ритейлеры широко известных марок, как в премиум, так и в массовом сегменте. Это вопрос позиции самих компаний, связанный с их уходом из страны. Мы, в свою очередь, наблюдаем определенные проблемы с логистикой и оплатами, а в люксе возникают сложности из-за запрета Евросоюза на экспорт одежды стоимостью выше 300€. Однако несмотря на текущую ситуацию, никто из наших партнеров не объявлял о прекращении сотрудничества, в том числе и большие бренды, например, Converse и Dr. Martens.

«Порог входа повысился вместе с себестоимостью материалов, а цена ошибок стала выше»

Сейчас мы также не планируем перестраиваться на работу с локальными брендами — они зависят от импорта не меньше ритейла. На мой взгляд, им даже стало сложнее. Порог входа повысился вместе с себестоимостью материалов, а цена ошибок стала выше. К тому же, место производства не имеет такого значения, как ткань и фурнитура, которые импортируются в страну из Китая, Турции и Европы. Вполне возможно, что после того, как на складах поставщиков закончатся остатки, локальные марки также начнут испытывать проблемы, если уже не испытывают.

Многие говорят о заметном увеличении стоимости вещей — мы действительно наблюдаем поэтапное повышение розничных цен как у крупных брендов, так и у наших коллег. Это необратимый процесс — импортный бизнес подстраивается под текущие курсовые значения. Мы же со своей стороны ограничили рост и зафиксировали цены на предыдущие коллекции.

Но, если говорить глобально, размышлять о наших дальнейших действия трудно. Один месяц — слишком короткая дистанция для серьезных прогнозов. Я могу лишь пофантазировать на предмет того, куда приведут все ограничения. Если возможность импорта сохранится, думаю, что проблемы ограничатся только уходом популярных брендов.

Андрей Блинов

сооснователь Kommunalka bar, The Caribe’s bar и партнер кейтеринга DVA bar

Пошел третий год жизни в режиме постоянных ковидных ограничений, из-за которых перестало существовать колоссальное количество интересных проектов, в том числе, в общепите. И только запреты стали принимать более мягкие формы или вовсе сходить на нет, как ввели санкции.

Многие рестораторы, чтобы выжить, сократили свои расходы до минимума, но сейчас поднятие себестоимости продуктов и цен на алкоголь ставят крест на этой стратегии. В период мартовских праздников, например, случился сильный спад по выручке — на это есть объективные причины, а именно общее эмоциональное состояние людей. Многие начали запасаться продуктами, и даже постоянники предпочитают есть дома. Поход в заведение сейчас явно стоит не на первом плане.

«Заоблачный прайс бизнесу сейчас точно не помощник»

Но несмотря на рост стоимости импортных продуктов, мы не собираемся повышать цены в заведениях. Да, это немного ударяет по себестоимости блюд в The Caribe’s bar — издержки стали особенно заметны при обновлении меню —, но заоблачный прайс бизнесу сейчас точно не помощник. В Kommunalka bar все немного проще — мы изначально работали с локальными продуктами, поэтому в кухне, кордиалах и содовых все остается по-старому. Тут спасает наша философия работы Local Hero — помимо сотрудничества с местными фермерами, мы выбираем ингредиенты, опираясь на сезон, а еще делаем заготовки с лета на зиму.

Что касается коктейлей, с ними ситуация следующая: стоимость в среднем увеличилась на 20%, на некоторые позиции — даже на 60-80%. Причина в нынешнем курсе — сам импортный алкоголь и его транспортировка стали дороже. Также поменялась политика у дистрибьюторов, многие работают теперь только по полной предоплате, что значительно усложняет процессы поставки.

Но знаете, мы уже ничему не удивляемся, и на любую проблему смотрим с улыбкой. Сейчас это очередной пинок, чтобы выйти из зона комфорта, которая и так существует в сфере общепита только номинально. Изменения в работе, конечно же, будут, но пока их не очень заметно. Возможно, некоторые рестораторы начнут поднимать цены, но, как я уже сказал, от этого гостей больше не станет. Думаю, даже в такой ситуации перспективы к росту есть, самое главное приспособиться к новым обстоятельствам, постоянно мониторить события и видеть новые точки роста.

«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело.

Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города».

Иллюстрации: Sasha Spi

Смотреть
все материалы