Как креативный бизнес Татарстана работает под санкциями. Часть 2


26 марта в Татарстане сняли запрет на ночную работу заведений. Но последствия от трехлетних ковидных ограничений еще долго будут тормозить развитие сферы гостеприимства. К тому же, у рестораторов и других представителей креативного бизнеса появились новые сложности — подскочивший курс, сокращение импорта и экспорта, а еще творческая изоляция.

В первой части материала Enter совместно с «Мастерами» рассказали, как справляются с новыми условиями бары, IT-компании, галереи, студии дизайна и бренд-сторы. Сегодня мы продолжаем говорить о переменах в работе и перспективах развития с владельцами творческого бизнеса: от SMM-агентств до локальных кофеен.


Адель Таккезе и Айгуль Давлетшина

соучредители creeptone media

Наша команда занимается культурным менеджментом полного цикла — TAT CULT FEST, фестиваль AWAZ, Beat Weekend в Казани, фильм «Республика 99» — только некоторые из наших проектов. Помимо этого, мы развивали и международное сотрудничество, которое сейчас приостановилось, а все вложенные ресурсы сгорели. Мы работали над крупным сайнс-арт фестивалем с участием мировых институций — Ars Electronica, CTM, исследовательской лабораторией, NFT-фестивалем, а также выставкой научно-технологического искусства —, но сейчас все затормозилось.

Не так давно у нас была премьера фильма на фестивалях в Лондоне и Иерусалиме. Ему повезло меньше всего — фестивали класса A и B развернули нашу картину на этапе селекции в связи с санкциями. И сейчас проект «догуливает» свой прокатный тур на оставшихся отборах. Но если честно, в индустрии независимого кино изменилось не так много — только взносы на отбор с курсом рубля стали неподъемными. В остальном, возможностей как не было раньше, так и нет сейчас.

Российское независимое кино и раньше не подавало явных признаков жизни, а теперь и вовсе впадет в анабиоз

Российское независимое кино и раньше не подавало явных признаков жизни, а теперь и вовсе впадет в анабиоз. Маловероятно, что государство заберет поддержку у мейджоров и отдаст маленьким студиям, а она бы им очень пригодилась. Но даже если так и произойдет, остается вопрос: «Что делать с отснятыми картинами?». Разве что Китай чуть шире откроет двери в свою прокатную сетку.

Если же говорить про музыку, с ней все лучше. В целом, это самый востребованный и не придирчивый к технике вид искусства. Правда, мы думаем, что в новых условиях промоутерам придется научиться программировать события, опираясь на локальных артистов, и открывать больше имен.

Но сжигать культурные мосты, на наш взгляд, не нужно. Напротив, это время, когда мы можем быть на связи с остальным миром, в первую очередь, благодаря культуре. Наша команда знает, что коллаборации с иностранными артистами возможны. Некоторые зарубежные партнеры готовы обсуждать онлайн-проекты. Да, многие идеи мы не можем осуществить, но все так же хотим продолжать создавать проекты. Однако придется пересмотреть все, что было «до» и переосмыслить то, как мы жили и работали. Пришло время придумывать нечто абсолютно новое.

Игорь Зяблов

основатель Ботаника Coffee Roasters

Сейчас мы, как и все вокруг, сталкиваемся с трудностями в работе. Изначально основные сложности заключались в постоянном колебании цен и наличии зерна. Кофе зависит от курса доллара, и приходится постоянно отслеживать изменения, чтобы понимать ситуацию на рынке и сравнивать текущие цены. Постепенно логистика поставок налаживается, и некоторым поставщикам зеленого кофе удалось отправить контейнеры из Европы в Россию. Также валюта немного стабилизировалась и позволяет снизить частоту пересмотра прайсов.

Наше производство продолжает свою работу, но как я уже упоминал, мы сильно зависим от поставок и курса доллара. Надеемся, что дальше поставки будут организованы без задержек, в противном случае мы рискуем остаться без необходимого количества и ассортимента кофе.

Именно гости кофейни пока не совсем чувствуют происходящее, так как мы не допускаем большого скачка цен

На данный момент все обжарщики повысили стоимость зерна, что подтолкнуло и кофейни поднять цену напитка на 15-20 рублей. Это позволяет не терять заведениям доход и не закупать сырье более низкого качества. Мы тоже повышаем цены медленно и постепенно, понимая, что резкий скачок стоимости будет очень болезненными для клиентов и неэффективными для нас. Именно гости кофейни пока не совсем чувствуют происходящее, так как мы не допускаем большого скачка цен. Обжарка, производящая кофе для оптовых объемов стабильно работает, и многие наши партнеры закупили кофе большего объема для фиксации стоимости.

Мы стараемся верить в лучшее и понимаем, что перспективы есть всегда! И в кофейне, и на обжарке не отказались от планов по развитию. Но на данный момент приостановили некоторые большие изменения и заняли наблюдательную позицию, чтобы сосредоточиться на основных проблемах и поиске путей решения.

Регина Фасхеева

основательница Fragency

Наша сфера всегда была нестабильной. Здесь постоянно что-то происходит: появляются новые соцсети или функции, устаревают тренды, случаются блокировки. Да, сейчас изменения более радикальные, но и под них адаптируемся. Во-первых, мы никогда не замыкались только на одной соцсети — сейчас это плюс. Во-вторых, еще в конце февраля для каждого проекта мы стали задействовать больше соцсетей. Если у клиента не было страниц на российских площадках, заводили их и наполняли контентом. Сейчас стараемся больше общаться с клиентами: мы поддерживаем их, а они — нас.

Внутри страны мир диджитала сильно меняется. Но это не повод поддаваться панике, в свое время блокировали LinkedIn и замедляли Twitter. Даже Telegram успел попасть под ограничения и выйти из-под них, а мы как использовали его для работы, так и продолжаем. Нам нужно меньше лениться и активно выходить на новые площадки.

Куда переходить — универсального рецепта нет, да и никогда не было

Брендам стоит переходить на отечественные и новые площадки — ничего плохого для бизнеса в этом нет. Люди могут быть как в уже существующих соцсетях, так и появиться в новых — наблюдайте за своей аудиторией и следуйте за ней. Куда переходить — универсального рецепта нет, да и никогда не было. У каждого бизнеса и у каждой соцсети своя специфика, нужно смотреть, где они лучше всего будут совпадать. Перестроиться также придется тем, кто занимался исключительно услугами для Instagram (Meta признана экстремистской организацией и ликвидирована по решению суда, — прим. Enter), например, визуализаторам бренда или Stories-менеджерам.

Пока нас лишили только таргетированной рекламы в Instagram и Facebook (Meta признана экстремистской организацией и ликвидирована по решению суда, — прим. Enter). Но она по-прежнему доступна у блогеров. Согласно последней информации, им довольно явно дали понять, что негативных последствий не будет, если они продолжат пользоваться заблокированными соцсетями. Тем более у остальных площадок есть свои рекламные возможности — у тех же «Одноклассников» и «Яндекс.Дзена». А вот во «ВКонтакте», например, мне гораздо больше нравится служба поддержки и детализация при настройке рекламы.

В нынешней ситуации активные переезды на другие площадки неизбежны — они уже происходят. Нам всем предстоит «стряхнуть пыль» со старых соцсетей или освоить новые. Однако, если это не будет противоречить законодательству, мы рекомендуем продолжать вести существующие страницы, используя VPN. Но тут нужно следить за новостями и за тем, не появился ли какой-то закон об ограничении работы сервиса. В любом случае соцсети уже невозможно отменить как феномен — их уже однажды изобрели, как в свое время радио или телевидение, они продолжат существовать и быть популярными. Просто в нашем случае вопрос, куда переместится большая часть аудитории, остается открытым.

Саша Спи

PR-менеджер бара «Соль»

Бар все это время работал до 23:00 — годы ограничений оставили огромный отпечаток на сфере. Так что и до сложившейся ситуации в стране было сложно. Мы оставались честны с аудиторией и выложили свою позицию насчет происходящего. На первое время отказались организовывать вечеринки, посчитав это неуместным. Когда прошли эмоции, приняли факт, что единственный способ существовать — проводить мероприятия и поддерживать людей с помощью музыки.

У рестораторов сейчас все нестабильно — цены на продукцию поднимаются от 10% до 60%, что-то пропадает у поставщиков безвозвратно, что-то — из-за спекуляций и повышенного спроса. Мы ведем постоянную работу по поиску аналогов и каналов поставок, но какие-то позиции все равно пришлось вывести из меню. Что касается алкоголя, большинство импортных производителей пока остаются на рынке. Но с нынешними ценами сложно предсказать, надолго ли.

К концу апреля ситуация может стать еще более удручающей, когда запасы закончатся

Можно сказать, рестораторы всегда работают как бы в долг. У тебя есть запас склада на время — у кого-то на неделю, у кого-то на месяц —, но оплачиваешь ты этот товар позже. К концу апреля ситуация может стать еще более удручающей, когда запасы закончатся, в том числе и у нас. Также сейчас контрагенты начинают работать по предоплате, что создает серьезную финансовую нагрузку и требует перестройки экономической модели. В связи с этим цены для гостей, конечно, будут меняться, потому что, помимо повышения стоимости продуктов, цены растут на расходники и услуги, которые зачастую посетители не замечают.

Мы не можем предугадать, как дальше будет развиваться ситуация. 26 марта в Татарстане сняли ограничения на работу заведений ночью. И это не может не радовать. В апреле будем открывать балкон и готовить летнюю площадку. С открытия «Соли» в 2014 году нашей целью было развитие локальной сцены. Сейчас мы чаще проводим камерные концерты, а в лайн-апе вечеринок наши резиденты и местные диджеи. В мае хотели бы организовать фестиваль с местными артистами. Но, если честно, перспективы дальнейшего развития туманны. Так что живем сегодняшним днем.

Рашид Османов

основатель концепт-студии FORMATE, куратор международного фестиваля медиаискусства «НУР»

Сейчас, несмотря на происходящие события, творческой изоляции, по моему мнению, практически нет. Я бы даже сказал, наоборот, многие художники начали больше сотрудничать друг с другом. Думаю, что искусство вне времени, политики и конфликтов. Оно служило, служит и будет служить во благо. Если разбирать историю нашей культуры, можно понять — во времена кризиса мы испытываем новый всплеск направлений в искусстве. Поэтому я уверен, что люди не будут отворачиваться от творчества.

Однако некоторые изменения все же произошли. У нас отменилась весенняя сессия фестиваля «НУР» — он будет летом. Это произошло по целому ряду внутренних и экономических причин. В этот период лично команде не захотелось зазывать людей и конкурировать с инфопотоком. А что касается сотрудничества с зарубежными артистами — мы получили только один отказ. Все остальные были «за».

Но будут и другие, кто ставит во внимание ценности искусства и творчества обособленно от государства

Рассуждая о дальнейшим сотрудничестве, могу сказать, что есть целые группы артистов, которые точно не захотят приезжать в страну. И это совершенно нормально. Но будут и другие, кто ставит во внимание ценности искусства и творчества обособленно от государства. Есть известные мне примеры французских художников, чьи экспозиции выставлялись в Москве. И когда кто-то из коллег начал отзывать работы, они сказали: «Да, мы против всего происходящего, но искусство для нас вне политики, и мы хотим продолжать делиться им с людьми». Так что коллаборации еще возможны — вопрос только объемах.

На данный момент мы сосредоточились на основной работе — занимаемся мультимедийными коммерческими проектами. В Казани мы планируем проводить крупное мероприятие совместно с Минцифрой. Если все получится, для нашего города это будет очень крутой кейс. До этого в основном мы специализировались на крупных международных мероприятиях, но они отменились, и мы остались без ряда заказов. Сейчас меняем формат и выходим на зарубежный рынок — определили новый вектор и готовы развиваться. Наступает подходящее время для перестройки в объемном понимании этого слова.

Происходящие события вообще удивительны с исследовательской точки зрения. Интересно, как перестроятся креативные индустрии, какие инструменты будут использовать и какую информацию транслировать. Единственное, что могу сказать — очень многое уйдет в андеграунд, в нем появятся яркие и острые работы. Мне, кажется, все эти события станут неким топливом, чтобы создавать и творить. Сейчас наступает новая эпоха, возможно, она будет не самой приятной и даже травмирующей, но уникальной.

«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело.

Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города».

Иллюстрации: Sasha Spi

Смотреть
все материалы