Культурный контекст: Чего не хватает музеям и выставкам Казани


9 марта в РКИ «Штаб» прошла дискуссия «Центр культуры: Какими должны быть современные музеи и выставочные пространства в Казани». Ее организовала редакция Enter в рамках образовательно-дискуссионной программы «Городские модераторы».

На событии спикеры обсудили роль современных музеев и выставочных пространств в формировании культурного ландшафта. Публикуем основные тезисы дискуссии и рассказываем, с какими проблемами сталкиваются культурные институции сегодня, как их решить и какого музея не хватает Казани.


Слева направо: Эдуард Хайруллин, Кирилл Маевский, Артем Силкин, Маргарита Тихонова, Луиза Низамова, Александр Скобеев

Какие музеи и выставочные пространства есть в городе

Музей — социальный институт, цель которого заключается в сохранении фондов. Институции способны объединять сообщества, тем самым предоставляя горожанам возможность обмена культурным опытом.

В Казани насчитывается более 40 государственных музеев: от многопрофильного Национального музея Республики Татарстан и центра «Эрмитаж-Казань» до музеев-квартир, в которых жили известные ученые, писатели, композиторы и музыканты. Помимо государственных, в городе работают частные музеи и выставочные центры.

Например, в 2021 году на Кремлевской открылась галерея Belova Art Gallery, которая знакомит горожан с локальным современным искусством, проводит выставки и помогает получить новые знания как профессионалам, так и жителям города, не связанным с искусством. В 2022-м в офисном центре URBAN появилась мастерская художников и галерея ES Gallery. Цель пространств — помочь авторам в создании своих работ и предоставление помещения для организации выставок. В ноябре там прошла совместная выставка с Outpac, посвященная наследию Helmut Lang, а до 17 февраля фотографы и художники представляли работы на выставке «TATARKA. КТО Я», посвященной рефлексии над образом современной татарки.

Основные проблемы культурных центров сегодня

Несмотря на общественную значимость и понимание горожанами целей музеев и выставочных центров, сегодня культурные институции сталкиваются с рядом проблем, мешающих развиваться. Основная задача, стоящая перед музеями, — определение целевой аудитории и привлечение посетителей в музеи. Каждый из культурных центров проводит для этого собственные исследования, анализируя основные категории посетителей.

Маргарита Тихонова

руководитель центра «Эрмитаж-Казань»

Основная музейная аудитория — это творческая молодежь и женщины от 35 лет, что доказывают исследования российских музеев и наша статистика. Ее мы собирали после прошедшей выставки «Золотой век фламандского искусства», когда делали опросы и готовились к проекту «Александр Македонский. Путь на Восток». Но наша аудитория меняется, и все зависит от выставки. К нам в силу местоположения приходит много туристов, но, например, на новую выставку в большей степени идет именно житель Казани.

Как показывает мировая и российская практика, если музей понимает основную целевую аудиторию и организовывает выставки, отвечающие ее запросам, то привлекает больше посетителей. В Татарстане этому способствуют и государственные программы — «Пушкинская карта», позволяющая школьникам и студентам от 14 до 22 лет посещать культурные мероприятия на выделенные 5 000 рублей и акция «Ночь музеев» с квестами, экскурсиями и мастер-классами. Помимо этого, в первый вторник каждого месяца многие музеи можно посещать бесплатно.

Даже при самом большом потоке посетителей, музеи и выставочные пространства практически не способны окупаться путем продажи билетов на собственные мероприятия. Они постоянно нуждаются в финансировании из государственного бюджета, но и выделяемых на культуру денег недостаточно.

Луиза Низамова

искусствовед, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника «Остров-град Свияжск»

Меня часто спрашивают, почему на музеи тратится так много денег. Но если сравнить бюджеты, которые выделяются на какие-то другие сферы деятельности, то затраты на музеи будут довольно небольшими. Я подсчитала, сколько людей должны посетить выставку для ее окупаемости, и у меня получилось 20 000 зрителей. Я работаю в музее Свияжска и понимаю, что за два месяца проведения выставки столько людей на нее не придет.

С чем связана низкая «доходимость» людей до выставочных пространств, представителям культурной сферы пока не понятно. Возможно, в городе редко проводят мероприятия по запросам жителей. К примеру, участники дискуссии отметили, что в Казани им не хватает выставок фотографий и скульптуры. Неоднократно звучали предложения о том, что в консервативные музеи необходимо интегрировать современные технологии и проводить виртуальные выставки. Но они, по словам директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина, не способны заменить офлайн-мероприятия.

Александр Скобеев

художник, куратор выставок в Национальной библиотеке РТ

Для меня важнее всего подача. Я не сторонник интерактивных технологий, и мне кажется, что экран не сделает музей современным. Он может использоваться, но, по-моему, современность музея заключается в навигации: что я вижу, как я это смотрю и воспринимаю. Объединить все определенным маршрутом было бы интереснее.

За последние десятилетия современные музеи утратили налаженные связи со студенческим сообществом. Если в прошлом молодежь отправляли на практику в институции, то сегодня этим занимаются единицы. По словам сооснователя ЦСК «Смена» Кирилла Маевского, Казань давно не ассоциируется с университетским городом, в котором в конце XIX — начале XX века учились Велимир Хлебников, Александр Родченко и Сергей Аксаков.

Перспективы развития городских центров культуры

Одно из главных направлений, над которым сейчас могут работать команды музеев и выставочных центров, — туристический поток. С каждым годом он становится все больше: только в прошлом году республику посетили 3,7 миллионов туристов, что на 12% превышает показатели 2021-го.

Рост числа туристов показывает, что приезжающих в город людей можно интегрировать в культурный контекст и создавать для них специальные программы, выставки и экскурсии, чтобы Казань не ассоциировалась только с национальной кухней. Это позволит музеям стать более популярными и охватить разные возрастные категории. Но в то же время привлечение туристов в городские центры культуры может повлечь за собой концентрацию только на этой аудитории. В таком случае желание жителей посещать мероприятия может утратиться.

Кирилл Маевский

сооснователь ЦСК «Смена»

У «Смены», нашего книжного магазина и, более того, у каждой книжной полки есть своя аудитория. Это отдельные, сложившиеся «микросоединения», которые можно разделить на возрастные категории. В последние годы мы обратили внимание на активный рост туризма. К нам, надо сказать, приходят довольно умные люди, которым есть, с чем сравнивать.

Туризм сильно развивает город и влияет на его благоустройство, благодаря чему нам приятнее в нем жить. В то же время туризм редактирует пространство: упрощает, маргинализирует сложные сюжеты городского нарратива. И мы, как институция, рефлексируем над ситуацией и переориентируем свои программы на то, чтобы сделать опыт посещения «Смены» более интенсивным и глубоким.

Возможным вариантом развития культурного ландшафта могут стать экскурсии по старинным домам города. Такая работа уже организована в Доме Ушковой на Кремлевской. Здание, построенное архитектором Карлом Мюфке в 1906 году, внесено в реестр объектов культурного наследия республики. До 2020 года в нем располагалась Национальная библиотека РТ, переехавшая в бывший НКЦ Казань на улице Пушкина, и сейчас в Доме Ушковой проводятся восстановительные работы. Параллельно с ними по дому проводят экскурсии с квестами и интерактивными прогулками.

Эдуард Хайруллин

хранитель Дома Ушковой, директор Фонда «Новая Тартария-Наследие»

В каждом старинном здании есть душа, которую можно открыть и красиво упаковать, поэтому перспективы есть. Люди, которые проводят экскурсии в старых домах, знают это и подтверждают. Каждый старый особняк может рассказать свою историю — не просто как вместилище квадратных метров, а как живой пример истории.

Развивать сферу городских центров культуры можно и путем создания новой точки притяжения. Ее функции потенциально может взять на себя Музей Казани, спрос на который есть как среди горожан, так и среди туристов. В нем можно объединить несколько направлений: отразить прошлое через историческую, национальную и архитектурную составляющие и показать настоящее путем интеграции последних достижений города в разных сферах. При этом музей должен отвечать требованиям современности: быть доступным и открытыми с точки зрения представленных коллекций, проводимой научной деятельности, инклюзии и навигации.

Артем Силкин

директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск», член Президиума российского комитета Международного совета музеев

В последние годы я ратую за создание городского музея. То пространство, которое было раньше, превратилось в Национальный музей Республики Татарстан. Конечно, в Музее Казани должна быть история: предметы купцов и Старо-Татарской слободы, но не только.

Это может быть современный музей, в который будет, в том числе, интегрирована наша промышленность. В нем мы сможем показать устремленность города в будущее, то, чем мы живем сегодня и как развиваемся.

Текст: Инзиля Шакирова
Фото: Эдуард Умедбаев

Смотреть
все материалы