«Обложить все плиточкой — не выход». Что не так с казанским метро?


Недавно «Козья слобода» заняла второе место в списке самых уродливых станций метро в стране, уступив только московской «Выхино».

Enter поговорил с архитекторами, урбанистами и историками архитектуры метро о том, что не так с казанской подземкой сейчас и как сделать станции красивыми, удобными и современными.


Что не так с казанским метро в целом

ЭКСПЕРТ: Александр Змеул,
главный редактор медиа Archspace, историк архитектуры метро

У станций казанского метро есть свои плюсы и минусы. Несомненный плюс — индивидуальный, запоминающийся облик станций. Во-первых, это разнообразие конструкций: есть и односводчатые станции, и колонные (с одним рядом колонн и с двумя), и одна надземная станция. Присутствует также стилистическое разнообразие — условно исторические станции соседствуют с условно современными. Я говорю «условно», потому что в исторических станциях (например, «Кремлевской») слишком много стилизаторства, какой-то бутафорности, отчего они выглядит как театральные декорации. А станциям в современной стилистике (почему-то упорно именуемой хай-теком, как, например, «Козья слобода») не хватает той самой современности — яркого образа, качественных отделочных материалов.

Общая проблема для всех станций казанского метро — это навигация и освещение. Навигация какая-то фрагментарная — что, может, и не критично в системе из одной линии, но все равно странно. Освещение на многих станциях тусклое, создающее недружелюбную среду, что, конечно, неприемлемо в метро. И та, и другая задача вполне решаемы — для этого не требуется коренная реконструкция станций или их закрытие. При грамотно разработанном и, главное, реализованном проекте освещения пассажирам будет комфортно находиться на платформах и в вестибюлях, а архитектурный облик станций получит новое звучание:к достоинства будут подчеркнуты, а недостатки — приглушены.

ЭКСПЕРТ: Степан Липгарт,
архитектор, глава Liphart Architects

Первая проблема, как мне кажется, состоит в том, что сейчас метро Казани не слишком-то нужно: оно пустынно, на его эксплуатации очевидно экономят, оно медленно развивается. Отсюда темные, неуютные, как бы необжитые станции. Мрачное впечатление лишь подчеркивается отделкой гранитами и мраморами темных оттенков, утяжеляющих образ подземных сооружений.

Вторая проблема — облик станций. С самого начала архитекторы казанского метро, с одной стороны, очевидно ориентировались на канон советских метрополитенов (в первую очередь, московского, — прим. Степан Липгарт), с другой — пытались привнести в его характер местную идентичность. Получилось в итоге не слишком убедительно. В основном, потому что копия, репродукция всегда хуже оригинала. В оформлении оригинала — сталинских московских станций — могли использоваться самые дорогие натуральные отделочные материалы, работали лучшие зодчие и художники. Неоклассицизм метро 1930-х — 1950-х годов был созвучен стилю эпохи, ее характеру. Подражание спустя полвека смотрится малоубедительно, если не сказать нелепо.

Не сильно убедителен и опыт синтеза искусств: включение мозаики, фресок. Замечательная идея отразить творчество Габдуллы Тукая в облике станции его имени. Но, может быть, это отражение могло бы найти более выразительную форму, нежели похожие друг на друга мозаики, подходящие скорее для книжной иллюстрации?

К сожалению, и попытки отойти от упомянутого советского опыта пока не увенчались успехом. Материалы отделки «Дубравной» и их сочетания вызывают ассоциации с непритязательным интерьером какой-нибудь бани-сауны пятнадцатилетней давности. Керамогранит под дерево, ядовито-зеленый цвет в сочетании с броским хромом торшеров — насколько уместны эти решения для транспортного сооружения столицы республики?

Хочется пожелать казанскому метрополитену стать лучше. При строительстве новых станций опираться на опыт самых современных, передовых подземок мира: Толедо, Неаполь, Стокгольм, Мюнхен, да и последние московские станции заслуживают внимания. Натуральные недорогие материалы, простые, но эффектные пространственные решения, элегантные цветовые сочетания. Уже построенные станции нуждаются в пассажирах, вообще в пользователях — для этого можно предложить частичную эксплуатацию их пространств под общественную функцию, экспозиционную в первую очередь: фотографии, арт-объекты. Улучшить облик возможно с помощью хорошо продуманной и красивой системы навигации. И, конечно, свет — интенсивный, но комфортный для глаз.

Что не так с каждой из станций

Авиастроительная

Дата открытия: 9 мая 2013
Архитекторы: А.М. Мустафин, Т.Г. Ксенофонтова

ЭКСПЕРТ: Ольга Алексакова,
архитектор, сооснователь архитектурной мастерской Buromoscow, преподаватель Архитектурной школы МАРШ

Что есть сейчас: «Авиастроительная» является целостной станцией с понятным решением, которое читается с первого взгляда. По центру линии — любопытные светильники, по бокам — точки взлетной полосы. Хорошие скамейки, много интересных специальных деталей. Есть вопросы к качеству отделки: голубые металлические панели смонтированы не очень ровно, а сочетание с блестящим керамогранитом только усиливает общую визуальную рябь.

Что можно сделать: Поработать над качеством отделки. Ну, и навигацию для маломобильных групп населения совсем не обязательно делать в желтом цвете, это уже много раз проверено.

Северный вокзал

Дата открытия: 9 мая 2013
Архитектор: А.М. Мустафин

ЭКСПЕРТ: Артем Укропов,
архитектор, урбанист, сооснователь архитектурного бюро Megabudka

Что есть сейчас: Если в других станциях есть, от чего отталкиваться, то «Северный вокзал» кажется наименее интересным в плане дизайна. Здесь хорошо прослеживается немного запоздалое следование хай-теку нулевых. Выбраны формы, которые должны выражать этот стиль, но какой-либо видимой идеологии за ними нет. Напоминает набор случайных элементов. Это даже не эклектика, потому что тут нет смешения стилей — скорее именно российский хай-тек: неумелый, гонящийся сам за собой, старающийся быть модным, но не достигающий этой цели. С другой стороны, никогда не знаешь, какие условия и ограничения стояли перед авторами при проектировании такого масштабного инженерного объекта. Согласование проектов станций метрополитена — сложный процесс, в результате которого изначальные задумки авторов и архитекторов могут искажаться, поэтому ни в коем случае не хочу их обидеть.

Что можно сделать: Лучшее, что можно сделать — перепроектировать станцию, потому что дизайн морально устарел. Даже вестибюль напоминает скорее временный торговый павильон, нежели вход на станцию метро. Естественно, сделать дизайн на все времена — это сложная задача, но за модой гнаться точно не стоит.

Яшьлек

Дата открытия: 9 мая 2013
Архитектор: А.М. Мустафин

ЭКСПЕРТ: Артем Укропов

Что есть сейчас: Первоначальный проект станции сделан под классику, характерную для конца девяностых — эклектичную и неумелую. Возможно, стоило перевести эту классику в китч, сделать станцию символом архитектуры и дизайна обеспеченных людей девяностых, уйти в квази-степень, в утрирование. Но реализация выглядит иначе: она серьезная, в ней хорошо считывается геометрия свода, интересного и архитектурного. Лапидарная и простая подсветка, белый свет — прием, характерный для станций метро на окраинах, но вполне модернистский.

Что можно сделать: Прибор а-ля люстра по центру, на мой субъективный взгляд, не дотягивает до того, чтобы стать акцентным элементом, и как будто стесняется себя. Либо этого центрального элемента не должно быть вовсе (и тогда мы просто наслаждаемся сводом), либо он должен стать доминантой, как картина на белой стене. Сейчас же эта люстра — ни туда, ни сюда: ее ажурности недостаточно, чтобы стать центральным объектом в линейном пространстве, но и слиться со станцией она не может.

Плитка на платформе пришла из первоначальной концепции, и если от старого проекта ничего не осталось, то и пол следовало убрать — он ничему не соответствует и ни на что не откликается, его следовало бы сделать минималистичным и не глянцевым. Ну и электронные экраны. Они разрушают восприятие люстры и удешевляют ее возможное величие. Их следовало бы проектировать отдельно или более тонко интегрировать в эту люстру.

Козья слобода

Дата открытия: 30 декабря 2010
Архитектор: А.М. Мустафин

ЭКСПЕРТ: Артем Укропов

Что есть сейчас: Болячки «Козьей Слободы» схожи с болячками «Северного вокзала» — тот же самый а-ля хай-тек начала двухтысячных. Стремление к причудливым амебообразным формам и неумение с ними работать, правильно их обрамлять. Даже стыки у этих форм сделаны недостаточно технологично — все примыкания и изгибы не дотягивают до концепции, хоть и пытаются.

Наземный вестибюль похож на временный ТЦ или отдельностоящее казино — это вносит в городскую среду сильный деструктивный акцент. Как визуальный мусор, как большая рекламная конструкция, которую хочется убрать. Вестибюль — это важное архитектурное пространство, телепортатор в подземный мир метрополитена, поэтому не нужно недооценивать его важность. Он должен четко выполнять свои функции: быть заметным, безопасным, дружелюбным и торжественным.

Что можно сделать: Понизить градус пафосности и сделать контекст станции более понятным и менее вычурным. Павильон мог бы его чуть-чуть гуманизировать, сделать более приветливым. Ко входу в метро ведет приятный бульвар («Фестивальный бульвар» на Декабристов, — прим. Enter), и в таком современном пространстве нынешний павильон выглядит как элемент дополнительной перегрузки.

Кремлевская

Дата открытия: 27 августа 2005
Архитекторы: А.М. Мустафин, Р.М. Нургалиева и С.А. Мамлеева

ЭКСПЕРТ: Артем Укропов

Что есть сейчас: «Кремлевская» сейчас больше напоминает декорации в тематических парках. Объекты, которые есть на станции — башенки, минареты — не могут существовать под землей, поэтому их присутствие здесь кажется странным и нелогичным. А вот узоры, фрактальные рисунки и надписи кажутся чрезвычайно интересными, их хочется разглядывать, узнавать больше про контекст. Но в то же время узоров как будто недостаточно. Мне нравятся культурные мотивы, ворота с мозаичным панно, но не хватает понимания контекста — кто это нарисовал, что это за истории. Интересным решением могло бы стать совмещение с технологией дополненной реальности, чтобы можно было навести телефон на картинку и узнать историю орнамента, узора или животного.

Что можно сделать: Убрать все, что касается архитектуры. Бойницы, стены, башни, минареты — все искусственно созданные декорации. Главным минусом станции можно считать разваливающуюся конструкцию и отсутствие цельности. Нужна доминанта — наиболее оправданная тема. Например, тема росписи потолка. Если усилить его узор, перенеся весь смысл в горизонтальную плоскость, то получится единая концепция, выдержанная идеология. Можно выбрать еще менее очевидный подход: исполнить национальные узоры в виде граффити, попросить детей или местных художников (или, напротив, художников из разных стран) перерисовать самые необычные орнаменты, а затем перенести их на своды. Это создаст дополнительный смысловой слой: нам будет интересно узнать, почему дети или художники выбрали именно эти узоры.

Вообще, удаль и широта жеста в оформлении характерны для татарского менталитета. Но в данном случае тот же посыл можно выразить ярче и, что важно, значительно тоньше, куда более аккуратными средствами. Да, мы можем сделать музей ковра в виде ковра, поставить дерево на «Дворце земледельцев», но это самый короткий путь к высказыванию, а чем короче путь — тем примитивнее жест. Все как в кино: нам запоминаются фильмы, наполненные смыслом. Именно те, в которых есть глубина, место для раскопок и поиска пасхалок, остаются в истории мирового кинематографа. В архитектуре нам следует не гнаться за сиюминутным эффектом, а создавать объекты, которые вызовут у туристов и жителей города интерес к культуре, желание погрузиться в контекст.

Площадь Габдуллы Тукая

Дата открытия: 27 августа 2005
Архитекторы: М.Е. Быков, В.Н. Кудряшов, Р.И. Сафин

ЭКСПЕРТ: Рузаль Фархуллин, архитектор-дизайнер, архитектор проектов в творческой группе при мэрии Казани

Что есть сейчас: У этой станции есть название, история, легенда, но они никак не проявляются в тех же материалах или в освещении. Просто название, пара панно на тему — и все. Это старый, очень упрощенный и очевидный подход. Конечно, он продиктован в том числе ограниченным бюджетом и сроками сдачи. Когда при строительстве пытаются уложиться в сроки, то уже не заморачиваются над оформлением: вот вам панно, а вот Тукай на панно, и хватит.

Что можно сделать: С уже построенными станциями ничего не сделаешь — пока плитка не начнет падать и станцию не решат менять капитально, ничего не изменится. Пути назад нет. А вот новые станции нужно делать с другим осмыслением, следить за каждой мелочью: шрифты, подсветка — все это важно. Нужно выражать основную идею в каждой детали.

Суконная слобода

Дата открытия: 27 августа 2005
Архитекторы: А.М. Мустафин, Т.Г. Ксенофонтова, Н.Г. Муравьева

ЭКСПЕРТ: Ольга Алексакова

Что есть сейчас: Красивая станция, сделанная с любовью и аккуратными деталями. Конечно, сложно поверить, что станция была спроектирована в 2001 году — настолько архаичен ее дизайн. Балочные перекрытия напоминают станции середины пятидесятых с их массивными интерьерами. Но, на мой взгляд, архаичность компенсируется проработанностью деталей, и эта станция «без времени» устареет позже остальных.

Что можно сделать: Возможно, станции больше подошел бы скрытый линейный свет по обе стороны балок, а не дешевые стандартные лампы между колоннами. «Суконная слобода» сделана в одной выдержанной цветовой гамме, но мешают ненужные желтые полосы, которые, судя по всему, были добавлены позже. Также хорошо бы нанять графических дизайнеров и сделать приличную навигацию.

Аметьево

Дата открытия: 27 августа 2005
Архитектор: А.М. Мустафин, Н.В. Ромашкин-Тиманов

ЭКСПЕРТ: Ольга Алексакова

Что есть сейчас: Большое преимущество станции в том, что она надземная, и самым интересным ее элементом является вид на улицу. Как инженерное сооружение — мост через автодорогу — она тоже крайне любопытная. Но разнообразие отделочных материалов, пестрая цветовая гамма и блестящая плитка на полу придают станции дешевый вид. Сочетание алюминиевых колонн, окрашенных металлических панелей и плитки со слабым геометрическим рисунком создает общее хаотическое ощущение. Свет на станции сделан хорошо, хотя светильники и не сцентрованы с колоннами, а все подобные ошибки складываются в общую безалаберную картину.

Что можно сделать: Следовало бы сделать более спокойными пол и потолок. Пол — в матовом светлом материале, потолок — светлым без лишних акцентов, а колонны — темными, чтобы разъединить две поверхности и акцентировать витраж. В витраже можно было бы заменить синий на темно-серый, чтобы создать ощущение максимальной прозрачности. Ну и скамейки не помешали бы.

Горки

Дата открытия: 27 августа 2005
Архитекторы: А.М. Мустафин, Р.М. Хисамов, Т.Ф. Мухаметзянов

ЭКСПЕРТ: Артем Укропов

Что есть сейчас: Как и в случае со станцией «Яшьлек», здесь подчеркнута красота свода, но нет скрытой подсветки у оснований, которая выделяла бы его геометрию. Свет идет сверху, из центра, и занижает высоту станции: пространство ярко подсвечено и как будто должно казаться больше, но глаз не видит никакой интриги — он сразу считывает реальные параметры. Вдохновения это не вызывает. Светильник здесь хоть и линейный, но разделен на сегменты, и из-за этого превращается в штрих-пунктирную линию со сбитым ритмом. Отдельно можно отметить задумку в подземном вестибюле — потолок с освещением в шахматном порядке вполне уместен, интересен и прост в восприятии, он выполняет свою основную функцию.

«Горки» наиболее перспективна в плане исправления и доведения до модернистского идеала. Ведь станция метро не обязана быть излишне вычурной и нести смысловую нагрузку: иногда ей достаточно оставаться просто удобной. Структура подземного поезда — это линейная структура, и подчеркивание этой линейности — уже красота.

Что можно сделать: Отказаться от центрального светильника и подсветить основания свода. Либо сделать его непрерывным и линейным, но направить не во все стороны, а только на саму платформу — тогда своды останутся в тени и там можно будет расставить акценты.

Проспект Победы

Дата открытия: 29 декабря 2008
Архитекторы: А.М. Мустафин, Т.Г. Ксенофонтова

ЭКСПЕРТ: Рузаль Фархуллин

Что есть сейчас: Дизайн всех станций казанского метро на самом деле идет из двухтысячных, даже материалы одни и те же — гранит, керамогранит, мрамор. Нужно работать над этим, сделать правильную раскладку — например, используя не самые дорогие отделочные материалы, можно найти интересной решение за счет игры со светом (например, закарнизной подсветки).

Но для рядового горожанина, спускающегося в метро, важен не столько дизайн станции, сколько удобство. И «Проспект Победы» — ужасная станция в плане навигации. При выходе ты просто не понимаешь, куда идти. И даже если вдруг решил, что вроде разобрался, все равно выйдешь не на ту сторону.

Что можно сделать: Привлечь дизайнеров и специалистов по рекламе, сделать нормальную навигацию. Вместо миллиона надписей — понятные стрелочки, крупные буквы. Любая бабушка или маленький ребенок должны понимать, как им войти и выйти. Сейчас же все это сделано без анализа и без идеи, просто чтобы было.

Дубравная

Дата открытия: 30 августа 2018
Архитектор: А.М. Мустафин

ЭКСПЕРТ: Рузаль Фархуллин

Что есть сейчас: Казалось бы, «Дубравную» открыли совсем недавно, но по ощущениям — все те же нулевые. Тот же подход, что использовался при строительстве первых станций, те же материалы, нераскрытая идея, слепящее освещение. Судя по всему, даже светотехнического расчета для станции не было сделано. Да, возможно, построено все по нормам, все согласования пройдены, но комфорта и уюта создать не удалось. При входе ты не ощущаешь, что это именно «Дубравная» — название и история станции почти не обыгрываются, только светильники стоят.

Что можно сделать: Важно понимать, что пока станции проектируют те же люди, подход остается прежним. Большие конторы стоят на потоке, и у них нет задачи сделать красиво и концептуально. Их задача — уложиться в сроки, и чтобы пожарные все приняли. Чтобы избежать этого, на стадии эскизного проекта нужно устраивать открытый конкурс, набирать молодые бюро и архитекторов со свежими головами, а реализацией этой концепции могут заниматься другие люди. Нет смысла открывать новые станции по старой схеме. Обложить все плиточкой и повесить фонарики — не выход.

Изображения: Рената Фогель

Смотреть
все материалы