Снести или сохранить: Как формируются креативные кластеры в промзоне


1 декабря в экстрим-парке «УРАМ» прошла дискуссия «Промзона: Как на месте бывших промышленных районов сформировать креативный кластер?» Ее совместно с мэрией Казани организовала редакция Enter в рамках программы «Городские модераторы» и архитектурного форума «Казаныш».

На событии спикеры поделились примерами ревитализации в России и обсудили, как дать второй шанс заброшенным территориям. Публикуем основные тезисы дискуссии и рассказываем, какие промзоны в Казани имеют большие перспективы и можно ли обустроить в них пространства для творческих индустрий, используя опыт других городов.


Слева направо: участники дискуссии Камила Питиримова, Сабина Чагина, Анна Новикова, Павел Гнилорыбов, Любовь Леонтьева; модератор дискуссии Нияз Хайруллин

Значение промышленных зон

За словом «промзона» закрепились негативные ассоциации — это небезопасные территории, которые принято обходить стороной. Найти виновных в этом сложно, поскольку Россия прошла через много смутных периодов, повлиявших на запустение промышленных территорий.

Особое значение заводы, склады, инженерные сооружения и энергетические объекты имели во времена индустриализации в конце XIX — начале XX века. После гражданской войны и революции производства стали нерентабельными, но часть из них получили толчок для возобновления работы во времена НЭПа. Затем уже новые предприятия были вынуждены закрыться после «Перестройки» и распада СССР. Как итог — по всей стране сохранились тысячи опустевших зданий. Например, в Москве промзоны занимают порядка 26% городских территорий, недоступных для посещения.

Важно учитывать, что многие бывшие промышленные объекты находятся в центре городов, потому что в свое время именно вокруг них строились районы. Не работая с ними, город теряет площади и упускает экономическую выгоду. Все еще можно изменить, если подойти к вопросу реновации комплексно: учесть исторические особенности и здания рядом.

Павел Гнилорыбов

основатель и главный редактор проекта «Архитектурные излишества»

Сохранение старых камней является для многих российских регионов шансом на выживание. За каждым краснокирпичным зданием стоит не только будущий магазин цветов, но и целая история.

Это прекрасно понимают и девелоперы: снося все вокруг, они оставляют какие-то важные объекты. Например, в Санкт-Петербурге на территории бывшей Охтинской мануфактуры благодаря комитету по охране памятников города решили сохранить водонапорную башню.

Успешные кейсы ревитализации в России

Тенденция открывать креативные кластеры на месте бывших промышленных пространств появилась в России в нулевые. Благодаря реорганизации промзон в районах уменьшалась маргинальность, а на новых предприятиях появились рабочие места.

Один из ярких примеров ревитализации — рукотворный остров Новая Голландия. Здания военных баз, складов и тюремных комплексов отреставрировали и создали целый креативный кластер. После реорганизации функции территории кардинально изменились: там развиваются образовательные проекты, торговля, спортивные клубы, рестораны и кафе. Люди специально приезжают на остров из разных частей города, в том числе чтобы посетить разные события и посмотреть на арт-объекты.

Инвестор проявил к территории особую заботу. Так, в 2004 году в складском корпусе №12, где планировали обустроить офисы под аренду, случился сильный пожар, из-за чего фасад отошел от основного здания на 20 сантиметров. Чтобы его восстановить, на аукционах выкупали исторический кирпич и вручную обрезали его под нужный размер.

Любовь Леонтьева

архитектор «Новой Голландии» и основательница бюро ludi_architects

Благодаря развитию острова в ближайших жилых домах немного выросли цены на недвижимость. Кажется, что вся остальная среда тоже должна зажить, но этого не произошло.

Вместо того, чтобы развиваться вслед за Новой Голландией, окружающие территории остались прежними. Это показывает, что пока городам не хватает комплексного подхода, который нужно подтягивать частными инвестициями и единой городской концепцией.

В Москве на территории бывшего комбината виноградных и десертных вин сформировался креативный кластер, ориентированный на современное искусство. «Винзавод» объединил галереи, студии, мастерские, шоурумы и магазины — до появления этой площадки художники, дизайнеры и другие представители творческих профессий были разбросаны по всему городу.

На базе ЦСИ работает Фонд поддержки современного искусства, благодаря которому ведется непрерывная работа с представителями арт-индустрии, организуется сотрудничество с ведущими региональными, российскими и зарубежными институциями. При этом на территории бывшего завода продолжают работать с историческим контекстом: например, там сохранили названия пространств — «Цех Белого» и «Цех Красного». Где в прошлом разливали вино, теперь открывают выставки, показывают театральные постановки и проводят другие мероприятия.

Сабина Чагина

куратор проектов в сфере уличного искусства, арт-директор ЦСИ «Винзавод»

Последние два года мы сфокусированы на сообществах. У нас нет задачи заниматься выставочной деятельностью: вся программа направлена на работу с художниками, и наша задача — открывать имена. Мы запускали программу «Старт», которая давала им возможность проявить себя, и сейчас в открытых студиях и мастерских работают около 30 художников.

Месяц назад объявили open-call для молодых независимых кураторов: любое творческое объединение может выставиться на нашей площадке. В следующем году у нас состоится биеннале уличного искусства «Артмоссфера», и это будет первый опыт работы не только с «Винзаводом», но и с территорией вокруг — вплоть до Сыромятнической набережной.

Успешные проекты ревитализации есть не только в Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Выксе в Нижегородской области создали Индустриальный стрит-арт парк — проект по развитию промышленных пространств посредством искусства. Ежегодно там проходит фестиваль «Арт-Овраг» (он же «Выкса-фестиваль»), который насыщает культурный ландшафт города. В Туле благодаря реновации знаменитого радиотехнического завода появился одноименный творческий индустриальный кластер «Октава», где проходят мастер-классы, лекции и выставки современного искусства; работает библиотека, лекторий и книжный магазин, студия звукозаписи, коворкинг и музей станка.

Но открыть на месте каждого бывшего промышленного предприятия креативный кластер невозможно. Работать с ними нужно в комплексе, чтобы объединять соседние здания и формировать комфортные для людей районы, что требует создания специальных программ, больших финансовых вложений и поиска девелоперов, согласных на реставрацию, а не на снос.

Ревитализация в Казани

Здания промышленных предприятий возвращают к жизни и в Казани. Например, «Смена» на Бурхана Шахиди появилась на месте конюшни и автомойки, работавшей в конце нулевых. Центр современной культуры разрастался постепенно: сначала там открыли только второй этаж с лекторием, выставочным пространством и независимым книжным магазином, затем привели в порядок другие помещения и стали сдавать их в аренду. Команда «Смены» проводит в городе много знаковых событий — запускает образовательные программы, устраивает фестивали и участвует в развитии локальных сообществ.

Значительную роль в формировании событийной программы играет резиденция креативных индустрий «ШТАБ». Пространство, доставшееся от швейной фабрики №3, решили оставить открытым и использовали по-максимуму. Лекторий, выставочные стенды и рабочие места для арендаторов коворкинга мобильные, поэтому «ШТАБ» может адаптироваться практически под любой ивент.

Камила Питиримова

управляющая РКИ «ШТАБ»

Пару недель назад мы запустили программу поддержки городских проектов и стали бесплатно предоставлять площадку для проведения мероприятий, оказывать консультационные услуги для формирования их концепции и предлагать информационную поддержку. Этой программой мы хотим поддержать новые, но уже классные проекты, которые создают команды городских сообществ.

Сейчас Казань стремится не только к ревитализации промышленных предприятий, но и к созданию на их месте целых кластеров, которые объединяли бы соседние здания и районы. Например, открывшийся на месте бывшей обувной фабрики «Спартак» ИТ-парк им. Башира Рамеева должен сформировать технологичный квартал «Сан» — неформальный цифровой кластер, куда входят ИТ-парк на Петербургской, «Школа 21» от «Сбербанка», бизнес-центры «Сувар» и Urban и технопарк «Идея».

Создать целый творческий район хочет и владелец «Фабрики Алафузова» Андрей Питулов. Арт-пространство в исторической части города на улице Гладилова открыли в 2014 году: само оно занимает площадь в 8 000м², а рядом с ним есть еще 60 000м² территорий со своим потенциалом — «Льнокомбинат» и прилегающие к нему опустевшие комплексы. По словам Питулова, потребность в новом креативном кластере в Кировском районе уже возникла, и он готов в любой момент включиться и масштабировать работу на этой территории.

Перспективные территории в Казани

Исторический центр Казани условно поделен на две части — забулачную и закабанную, и в обоих сохранились притягательные промышленные объекты. Реновация на Кабане уже так или иначе началась. К примеру, «Архитектурная студия Новиковых» принимала участие в разработке концепции развития исторических территорий у озера. Для этого команда архитекторов совместно с социологами, экономистами и экологами изучила природные особенности зоны, пешеходные улицы и размеры участков собственности и в результате подготовила целый проект комплексного развития квартала.

Анна Новикова

соосновательница «Архитектурной студии Новиковых»

Проблема в том, что Казань стоит на берегу Волги, но казанцы не имеют выхода к реке: акватория отрезана портовыми и складскими территориями и железнодорожными путями. Если начать работу в этих районах, то там появится жизнь, для Казани это будет новый толчок к развитию, и город привлечет еще больше людей.

Текст: Инзиля Шакирова
Фото: Кирилл Буздалов

Смотреть
все материалы