Artists Collaboration: Дизайн студия из Казани, которая сделала Manufact, «Артель» и «Изин дом»


Основательницы студии дизайна Artists Collaboration стали известны городской публике в 2013 после запуска обновленного «Приюта Холостяка». Заложив в основу работы личный подход, ориентацию на клиента и фокус на эстетике в чистом виде, они смогли сформировать узнаваемый стиль и реализовать интерьеры знаковых гастрономических проектов города.

Enter совместно с «Мастерами» поговорил с основательницами студии и рассказывает, как создать узнаваемый бренд без вложений в рекламу и почему работа в коллаборации эффективнее и интереснее, чем сольная карьера дизайнера.


Партнерский материал 

Ксения Евстафьева и Ангелина Бородкина

Первый совместный проект и феноменальное вкусовое совпадение

Сотрудничество дизайнеров Ксении Евстафьевой и Ангелины Бородкиной началось в 2012 году. К тому моменту обе девушки успели закончились архитектурный вуз и несколько лет поработать по профессии. Ксения начинала в студии Марины Мавлютовой, а позже стала брать самостоятельные проекты — например, оформляла квартиры в жилом комплексе «Вишневый сад». Ангелина стажировалась в бюро Ильсияр Тухватуллиной (главный архитектор Казани с 2019 года, — прим. Enter) и затем устроилась туда на работу. В бюро девушка занималась архитектурой и дизайном: в частности, разрабатывала концепцию интерьеров гостиницы «Сибирские номера». А спустя пять лет ушла в творческий отпуск.

«Последним проектом, над которым я работала в бюро, была концепция одного из залов “Приюта холостяка”. В тот момент я познакомилась с Сергеем Тулисовым, владельцем ресторана и офисного центра на Чернышевского. Позднее он стал сотрудничать с Ксюшей и предложил нам объединиться, чтобы сделать ремонт в ресторане», — вспоминает Ангелина.

Ксения говорит, что девушки сразу же обнаружили феноменальное совпадение вкусов и видения: «Наше сотрудничество случилось органично, без договоров и официоза. Стоило мне о чем-то подумать, Ангелина тут же продолжала мою мысль. Поэтому когда после открытия ресторана нам начали писать и звонить по поводу заказов, мы стали браться за них вместе. Всегда хорошо иметь вторую голову, ведь вдвоем гораздо проще вписываться в глобальные и смелые проекты».

Обновленный «Приюта Холостяка» моментально обрел популярность среди горожан. Сложилось много факторов: концепция заведения, качественная кухня и дизайн, не типичный для городских проектов того времени. «В 2013 году в Казани еще не понимали, что в исторических зданиях нужно открывать кирпичные стены, реставрировать кессоны и показывать всю эту благородную старину. Видимо, гостей ресторана впечатлил интерьер, и они стали искать наши контакты», — вспоминает Ангелина.

Бистро «Артель»

Главные затраты дизайнера и команда на аутсорсе

Первый офис дизайнеры арендовали в 2013 году в бизнес-центре на ул. Чернышевского 26А, где трудились над оформлением входной группы. Сначала это была небольшая мансарда на третьем этаже с аскетичным интерьером, икеевскими рабочими столами и стульями, а чуть позже — помещение с балконом этажом ниже.

Недавно студия сменила локацию. На этот раз дизайнеры выбрали дом по соседству с Wise House на тихой улице Щапова — захотелось офис в богемном районе с местами для прогулок и утреннего кофе. Мансардное помещение площадью 30 м² обошлось в 20 000 рублей в месяц.

«В нашей работы нет каких-то глобальных издержек. Главные затраты дизайнера — это поступить в архитектурный. Там тебе сразу нужен компьютер, принтер, планшет и специальные программы. А из института ты выходишь со всеми атрибутами, которые нужны для дальнейшей работы», — рассказывает Ангелина.

В офисе Ксения и Ангелина продолжают работать вдвоем, и еще трое человек помогают на аутсорсе. Визуализатор и двое архитекторов получают сдельную оплату: квадратный метр моделирования обходится в 450 рублей, а чертежи оплачиваются от 300 до 500 рублей за квадратный метр в зависимости от сложности объекта.

Девушки никогда не делегируют проектирование и надзор, потому что хотят сохранить авторскую архитектуру и дизайн: «Есть много процессов, которые мы хотели бы разделить: спецификация, поставки, постоянное “подпинывание” поставщиков. Если найдется тот, кто сможет подойти к этой работе с присущей нам ответственностью, мы с радостью возьмем этого человека в команду. Но требования у нас высокие: работа в стиле “закроем эту дырку плинтусом” — не про нас».

Кафе Manufact

Интерьеры заведений как самая эффективная реклама

Название Artists Collaboration появилось не сразу: около четырех лет дизайнеры работали в тандеме без студийного бренда. Поток заказов и желание успеть все не оставляли времени на работу с соцсетями и публичным портфолио. Ситуация изменилась в 2017 году, когда Ксения и Ангелина обнаружили, что их же визуализатор стал воровать проекты: «Мы разозлились, уволили его и решили, что пора выходить в публичное поле: придумали название, логотип студии и завели Instagram».

С появлением аккаунта заказы стали приходить и из соцсетей, но основным каналом продаж было и остается сарафанное радио. Оказалось, что работа над интерьерами кафе Manufact, бистро «Артель», винного бара Branch и салона красоты «Изин дом» рекламируют дизайн-студию лучше, чем любой таргет. Девушки говорят, что никогда не строили бизнес-стратегий, а в работе отталкивались исключительно от своих эстетических предпочтений. Тем не менее, с момента запуска «Приюта Холостяка» они никогда не находились в поиске или ожидании заказов.

С 2019 года Artists Collaboration стали публиковаться в архитектурном глянце. О работах студии не раз писали Architectural Digest Russia, ELLE Decorations и Interion+Design. «Раньше мы редко фотографировали свои интерьеры и стеснялись их отправлять, хотя это важная составляющая каждого проекта. Даже если не все детали и декор успели доехать, лучше пригласить фотографов. Во-первых, как только заедут жильцы, шансы отснять объект резко снизятся. Во-вторых, после таких съемок получаешь моральное удовлетворение от завершения стройки», — отмечает Ангелина.

Салона красоты «Изин дом»

Бюджет на ремонт и итальянская мебель

Чтобы успеть реализовать самые интересные объекты, студии приходится отказываться от 30% потенциальных клиентов. При отборе проектов дизайнеры изучают помещение, его расположение, личность заказчика, историю, связанную с объектом. Так формируется искренний подход к работе.

«Бывает такое, что люди не соотносят масштаб ремонта и бюджет. Например, человек хочет открыть заведение премиум-сегмента на условные пять миллионов рублей. Но мы, полагаясь на опыт, знаем, что эту сумму нужно умножить минимум на два. На ремонт жилых помещений мы закладываем от 50 000 рублей за квадратный метр, коммерческих — от 100 000 рублей. Это бюджет, при котором можно оправдано потратить деньги на наши услуги», — объясняет Ангелина.

Проект начинается с создания концепции: дизайнеры узнают о вкусах заказчика, просматривают примеры, прорабатывают сценарии использования пространства и составляют визуальный ряд. Некоторые клиенты приходят с готовыми пожеланиями, другие вообще не представляют, чего хотят от будущего объекта. На согласование концепции в среднем уходит полтора месяца, а далее проект передают на стройку.

У Artists Collaboration в работе постоянно находятся десять объектов. Реализация интерьеров небольших квартир занимает около полугода, в других случаях может растягиваться на несколько лет. Большинство объектов — это жилые квартиры, студии и дома от 30 до 300 м² ; реже, в силу своей специфики, — коммерческие пространства. Стоимость дизайн-проектов рассчитывается исходя из площади: 5 000 рублей стоит квадратный метр проектирования, а еще примерно 10% итоговой суммы составляет авторский надзор.

«За годы работы из количества мы переросли в качество. Если раньше было круто “сделать в Казани стол, как у итальянцев”, то сейчас хочется заказать именно итальянский стол. До закрытия границ мы дважды в год ездили на Salone в Милане и Maison & Objet в Париже. Когда бываешь на европейских мебельных выставках и посещаешь мастер-классы на фабриках, видишь, насколько многогранен рынок, хочется работать с более дорогими производителями и уникальными изделиями. Это потрясающий уровень прокачки скилов», — рассказывает Ксения.

Бар Branch

Поиск поставщиков и ответственность подрядчиков

У студии уже сформировался круг постоянных подрядчиков, но искать их пришлось не один год. Долгое время дизайнеры отдают предпочтение столярной мастерской Ledder, гончарной студии LuLe ceramic и тесно сотрудничают с интерьерным салоном «Семейные истории». Практически всю мебель производят по индивидуальным размерам или заказывают в московских шоурумах.

«Когда мы открывали Manufact, один из наших столяров объявил себя банкротом. Пришлось буквально выцарапывать у него нашу мебель и обшивать часть сидений за свои деньги», — вспоминает Ксения. Она объясняет, что дизайнеры предлагают поставщиков, но не несут за них материальную ответственность и никогда не настаивают на работе с конкретными людьми. За эксплуатацию инженерных решений, как и за качество мебели и декора, всегда отвечает производитель.

«Подрядчики, от которых мы отказались, исчисляются десятками. Есть те, что не признают свою вину даже в самых очевидных ситуациях — с такими мы прощаемся. А есть те, с которыми выходит слаженная коммуникация. Мы много работаем в старом жилом фонде, несколько раз полностью разбирали крыши мансардных квартир. Это большая командная работа с конструкторами и строителями — такую мы можем доверить только проверенным людям», — говорит Ангелина.

«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело.

Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города».

Фото: Сергей Красюк

Смотреть
все материалы