Как, зачем и где покупать современное искусство


Центру современной культуры «Смена» исполняется 10 лет. В честь юбилея совместно с самарской галереей Victoria, волгоградской самоорганизацией «Репей» и при поддержке проектного офиса «Нижний 800» он открывает первую ярмарку современного искусства волжских городов «Размером с книгу».

Ярмарка откроется в Национальной библиотеке РТ 9 декабря одновременно с Зимним книжным фестивалем «Смены». Чтобы ввести вас в курс дел, мы попросили ответить на несколько вопросов представителей городов-участников — они рассказали, как и зачем покупать современное искусство, с чего начать собирать коллекцию и на каких художников в рамках ярмарки нужно обратить внимание.


Александр Филимонов

Александр Филимонов

Что такое «волжское искусство»?

Мы со школы знаем, что Волга — самая длинная река в Европе. Она протекает через 15 регионов России, и в том числе поэтому является одним из распространенных символов многонациональной страны. Сами по себе водные топосы изначально были связаны с мифологией разных народов. Рекам и озерам приписывались вполне человеческие качества, к тому же они часто ассоциировались с самой жизнью.

Постепенно Волга обрастала полями смыслов: была и важнейшим торговым путем, и двигателем промышленного развития. Возможно, поэтому она часто становится фоном, а то и героем произведений литературы и изобразительного искусства. Например, ее упоминания есть у Салтыкова-Щедрина, Островского, Некрасова, Горького, Левитана, Репина и Петрова-Водкина — но, конечно, далеко не только у них.

На развитие современного искусства на Волге явно влияет городская среда и культурные особенности народов, живущих на разных уровнях реки. Например, в Волгограде после Великой Отечественной войны до сих пор много пустырей, и, как говорит сооснователь самоорганизации волгоградских художников «Репей» Тамара Шипицина, в честь этого даже была названа одна из трех декад паблик-арт проекта «(Из)обретая публичное: апология пустоты», которая прошла в 2016 году: «Пустоты, пронизывающие город, и бескрайние степи за его пределами задают вопросы о поиске своей идентичности, а художники пытаются найти ответы на эти вопросы в своих работах».

Ильгизар Хасанов

Зухра Салахова

Сергей Баландин

куратор галереи «Виктория» в Самаре

Повторюсь, что любые такие выводы неабсолютно и сильно упрощают локальный контекст, но, конечно, попытки сформулировать волжский дух и волжскую идею регулярно происходят. Из-за того, что Самара находится только на одном берегу Волги, не имея моста через нее и воспринимая другой берег как своего «дикого соседа», мы любим говорить об особой свободе нравов самарчан, «волжском гедонизме» и разбойничей станице. Об этом говорит и наша топонимика: среди городских районов есть овраг Подпольщиков и Барбошина поляна (в честь атамана и пирата XVI века Барбоши).

С историей других волжских городов я знаком, к сожалению, меньше. Но искусство, которое я вижу, например, в Нижнем — доброе, с четкой образной системой; казанское, по большей части, как ни крути, с определенным национальным колоритом, ведь вы — республика. А самарское — часто грубое, дикое, бесформенное и веселое.

Большая река, протекающая в черте города, несет вместе с собой энергию. Взаимоотношения с Волгой у современных художников складываются по-разному и тоже, естественно, зависят от особенностей мест жительства и личного бэкграунда. Если художники не связывают свое искусство с Волгой напрямую, то все равно каким-либо образом могут признаваться ей в любви. При этом даже те из них, кто работает с новыми медиа, по словам Сергея, не избегают работы с волжским пейзажем. Из последних примеров — инсталляция «Ползучесть» группы Spdplf, созданная на берегу Волги.

Тамара Шипицина

художник, сооснователь самоорганизации волгоградских художников «Репей»

Волгоградцы отгородились от Волги длинной гранитной набережной и для надежности добавили цепь промышленных гигантов. Чтобы приблизиться к реке, приходится из города выезжать. Тем не менее в нашей самоорганизации есть кулинарный краевед, писатель и социокультурный проектировщик Анна Степнова, которая представила на ярмарку в рамках Зимнего книжного фестиваля колье — это рефлексия на тему Волги как кормилицы.

Анна в своих проектах изучает, как региональная идентичность проявляется во вкусах, пищевых привычках, кулинарных традициях; как эти традиции связаны с историческими событиями и миграционными процессами. Поэтому в своей работе она использовала ингредиенты местной кухни: семена арбуза и горчицы, вяленые помидоры и соль с озера Эльтон.

Ваца 

Evsti

Нельзя сказать, что все современные художники двигаются в одну конкретную сторону — или даже в несколько таких сторон. Художники старшего поколения не пренебрегают пейзажами, но работают с ними как с пространством чистых экспериментов с формой и фактурой — на стенде самарского искусства эту стратегию представляют Виолетта Гришина и Олег Симбат. Как (сильно округляя) говорит Сергей Баландин, среди молодых художников популярна объектно-ориентированная онтология и связанное с ней движение агрегаторного искусства, и еще ряд работает над живописной картиной как загадочным полем, порталом, магическим зеркалом, которое можно и нужно сделать «великим снова».

Гала Измайлова

Ольга Ракова

К каким художникам присмотреться на ярмарке?

На первой ярмарке искусства городов на Волге будет несколько стендов художников из Самарской, Нижегородской, Волгоградской областей и из Татарстана. Все работы по размерам будут не больше книги, в остальном же они значительно отличаются. Выбирать их можно по разным критериям: просто на свой вкус, по степени известности авторов, любимым темам или по желанию поддержать конкретного художника.

Так как Зимний книжный фестиваль прежде всего — книжный, куратор «Виктории» на самарском стенде предлагает обратить внимание на зины тольяттинского издательства «Плато Тольятти», в частности на «пропагандиста зинов и книжной графики» Александра Веревкина, сотрудничающего с художниками со всего мира: от Александра Бренера до Дэвида Шригли. Еще на стенде будут фотокниги самарских авторов Кристины Сырчиковой и Димы Птицына, «тревожно-нежные» вышивки Милы Гущиной и «пестро-юмористические» кафельные плитки Александра Филимонова.

Волгоградцы везут в Казань лучших представителей своей художественной сцены. Серии офортов представят Станислав Азаров (он же Фома Яремчук) и Алексей Шилов, а кроме них будут «жизнеутверждающие» вышивки гладью от Дмитрия Давлечина, трогательная серия работ Ольги Раковой из найденных на блошином рынке семейных фото; работы из фотопроекта «Степь» и серия пленочных фотографий Галы Измайловой, созданная в рамках лаборатории обмена художников между Самарой и Волгоградом в 2022 году. По рассказам Тамары Шипициной, этот проект положил начало диалогу между этими городами. Лично она выставляет последние экземпляры тиража книги «Окрестности» — проект посвящен воспоминаниям о детстве в панельном квартале. Ранее он выставлялся в Москве, Краснодаре и Волгограде, и после того как работы стали расходиться по частным коллекциям, Тамара собрала их в рамках одного издания и дополнила авторскими текстами.

Нижегородцев на стенде не много: Иван Белов, Ваца, Дмитрий Жуков, Evsti Bomse и Андрей Оленев. Их отобрали кураторы ведущих художественных институций области, а именно галерея «9Б», студия «Тихая», галерея Futuro, ЦСИ «Терминал А» и арт-резиденция «Выкса». В контекст ярмарки, в частности, идеально укладывается новая работа Оленева «Элемент». С 2012 года он выпускает книги художника — издания необычной и непривычной для читателя формы — и на событии выставит книгу-объект, где все иллюстрации являются цифровыми репродукциями работ маслом на дереве.

Кирилл Маевский

основатель Центра современной культуры «Смена»

В Казани нужно обратить внимание в первую очередь на Зухру Салахову. Про успех на ярмарке blazar, я думаю, слышали многие — ее работы купили довольно крупные коллекционеры: Пьер-Кристиан Броше, Антон Белов, Андрей Малахов. Есть и более привычный казанскому зрителю — художник Ильгизар Хасанов. Еще Нурия Нургалиева — перспективная молодая казанская художница, участница первого потока экспериментальной лаборатории для молодых казанских художников «Смена Лаб». Ее персональная выставка откроется 8 декабря в нашей новой галерее современного искусства в «Смене».

Мила Гущина

Анастасия Альбокринова

Зачем обычному человеку покупать искусство и с чего начать?

Через коллекцию вы можете рассказать о себе, сформировать собственную историю и собрать вокруг себя картины и объекты, которые будут дороги лично вам. Инвестиционная сторона покупки произведений искусства завязана на погружении покупателя в рынок и тему коллекционирования и требует профессионального взгляда. Понятно, что инвестиции — всегда про изначально ценную дорогую покупку, но даже недорогое произведение искусства с годами может сильно вырасти в цене.

Кристина Горланова

куратор арт-резиденции «Выкса», соосновательница Ассоциации арт-резиденций России

С точки зрения приобретения работ современное искусство сегодня стало гораздо более дружелюбным, хоть и остается не самой доступной и открытой сферой культуры. Буквально за последние несколько лет в России появилась масса галерей, ярмарок, аукционов и онлайн-платформ — инфраструктурно это делает покупку искусства проще.

Начать можно, например, с изучения лотов предновогодних ярмарок и аукционов. Их в этом сезоне необычайно много! Но если речь идет об осознанном коллекционировании, то не стоит торопиться с покупкой: нужно понять, что из произведений цепляет и почему; в чем будет объединяющий смысл вашей коллекции. Потом посмотреть другие работы понравившихся авторов или побольше узнать о проектах, сделанных в понравившейся технике, определенного периода или темы. Собирание коллекции — это огромный труд, требующий не только увлеченности. Однако покупка работ для друзей или своего дома тоже часто дает начало коллекциям.

Другой способ начать собирать собственную коллекцию современного искусства — приобрести тиражную работу. В печатной графике каждый оттиск считается оригинальным произведением искусства и имеет собственную ценность. Своим тиражным искусством прославились в том числе Дюрер, Рембрандт, Пикассо, а любители книжных иллюстраций охотятся за работами Кабакова, Булатова, Лебедева, даже если издания вышли тысячными тиражами. «К тому же, покупая такую работу, вы становитесь членом закрытого клуба владельцев тиража. Приятно осознавать, что равноценный оттиск может быть в фонде музея или у известного коллекционера», — отмечает Тамара Шипицина. Перед покупкой таких произведений кураторы советуют обратить внимание, есть ли на работе номер оттиска (в числителе — порядковый номер, в знаменателе — общий тираж).

Дмитрий Давлечин

Дима Птицын

Сергей Баландин

куратор галереи «Виктория» в Самаре

В отличие от рынка антиквариата, рынок современного искусства непредсказуем. Здесь все что угодно может стоить сколько угодно — именно потому что он живой и связан с огромным количеством людей, идей и событий. Все зависит от кошелька и заинтересованности людей: готовы ли они, увидев художника на стенде галереи, искать его контакты и умолять его лично отдать рисунок за бутылку вина.

Но мне кажется, чем больше вы заплатите за вещь, тем нежнее будете с ней обращаться. Покупка искусства должна быть событием для вас. Это не за хлебом сходить. Лично я покупаю искусство на пределе своих возможностей, иногда залезая в кредитку.

Текст: Анастасия Тонконог
Фото: Предоставлены спикерами
Превью: Саша Спи

Смотреть
все материалы