7 молодых архитекторов, которые меняют облик Казани


Enter совместно с Институтом архитектуры и дизайна КГАСУ продолжает серию материалов о молодых архитекторах, истории городских построек и футуристичных проектах, способных изменить привычные представления о Казани.

Во втором выпуске Enter рассказывает о молодых архитекторах, которые оказывают сильное влияние на облик Казани: переосмысливают и реконструируют исторически важные территории, реставрируют бывшие дома татарских купцов на центральных улицах и выдвигают новые высокотехнологичные идеи.


Тимур Кадыров, 31 год

заместитель главного архитектора Казани

Над чем работал: «Электронные острова», а также проект по благоустройству набережной озера «Кабан», мост EXPO в Милане, культурный центр «Ставрос Ниаркос» в Афинах, офисный центр в Париже и другие

Цель проекта «Электронные острова» в том, чтобы освоить неприметные пространства на пересечении дорог, пешеходных маршрутов или около остановок. Таким стал небольшой участок на улице Нужина, где люди только ждут светофора — между кофейней «Жаворонок» и остановкой «Университет». В рамках благоустройства города, мы с другими авторами проекта решили сделать его многофункциональным зеленым островком посреди дороги.

Для этого мы выделили четыре компонента. Во-первых, безопасность: это видеокамеры, освещение и кнопки вызова экстренных служб. Во-вторых, благоустройство: чтобы этот серый кусок асфальта преобразился, необходимо поставить скамейки, велопарковку, урны и навесы от дождя. В-третьих, электронная составляющая: нашим нововведением станет инфопоинт — большой монитор, который будет показывать информацию о городе, транспортных маршрутах, возможно, с функцией вызова такси. В четвертых, идентичность: такие «островки» появятся по всему городу, но каждый из них будет отражать специфику конкретного места.

Проект «Электронный остров», 2018 год

Концепция проекта опирается на современные технологии и электронику, поэтому мы решили сделать разметку пешеходного перехода в виде штрих-кода. Другая наша идея — это пешеходный переход с динамичной подсветкой: подсветка включается постепенно, когда загорается зеленый. Кроме того, мы решили разнообразить ожидание людей, которые ждут светофор, сделав красного человечка танцующим. Сейчас этот светофор проходит согласование в ГИБДД. Кроме того, уже сейчас мы работаем над системой освещения на Нужина — из трех фонарных столбов останется один и будет освещать весь переход. Планируется, что участок на Нужина мы закончим к чемпионату мира.

Проект «Электронных островов» очень большой и затрагивает весь город, но кроме него есть еще несколько первоочередных работ. Например, благоустройство территории перед дворцом бракосочетания «Казан». Помимо него, мы занимаемся сложным и серьезным проектом по анализу транспортной ситуации в районе «Кольца» и центральных улиц города. Есть кардинальные предложения по реорганизации Булака, в том числе — сделать его односторонним и отдать какую-то из сторон под велосипедные дорожки и пешеходную связь. Но все они требуют тщательной доработки.

Максим Шакуров, 24 года

архитектор-реставратор, магистрант 1 курса КГАСУ

Над чем работал: реставрация мечети ХХ века в селе Айбаш, а также реставрация усадьбы купца Валиуллы Бакирова в селе Большой Менгер

Разговоры о реставрации мечети начала ХХ века в селе Айбаш шли уже довольно долго. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда после третьего курса мы съездили на практику в это село. Там я немного узнал об этой мечети и когда наступило время делать дипломный проект, мой научный руководитель одобрил идею заняться реставрацией. Сперва мы планировали, что работы будут осуществляется за средства, собранные селянами, но денег не хватило. Через какое-то время на это обратил внимание Департамент государственной охраны культурного наследия и внес нас в свою программу.

Проект реконструкции мечети XX века в селе Айбаш, 2017 год

Нашей целью стало воссоздание подлинного вида строения таким образом, чтобы оно при этом продолжало функционировать. В ходе работы мы столкнулись с множеством проблем, связанных с прошлым ремонтом: в советское время мечеть использовалась как клуб и центральную стенку прорубили, чтобы сделать кинозал. Но дело в том, что на нее опиралась конструкция минарета, и когда поддержки не стало, она начала проваливаться и западать на бок. Все эти проблемы мы решали методикой полной переборки. Мы воссоздали инструменты того времени и с помощью современных материалов начали восстанавливать исторический облик мечети.

Сейчас проект отправлен на экспертизу и если работы по реставрации начнутся в ближайшее время, то экстренных мер и кардинальных изменений не понадобится. По моему мнению, на полную доработку здания уйдет примерно год. Вообще, многие объекты деревянного зодчества в Татарстане с каждым десятилетием пропадают: их некому реконструировать несмотря на то, что частные инвесторы выражают к этому большой интерес.

Павел Глазырин, 32 года

архитектор-проектировщик

Над чем работал: концепция обновленного интерьера Казанского государственного цирка, а также концепция современных школ Казани, проект здания медиакомплекса ТНВ и другие

Здание Казанского цирка построили в 1967 году и только спустя 50 лет там прошел полномасштабный ремонт. Перед реставраторами и архитекторами ТИГП (научно-производственная фирма РТ «Татинвестгражданпроект», — прим. Enter) стояла задача максимально сохранить внешний образ здания и его внутреннее пространство. Визуальной основой стал понятный всем цирковой мотив костюма Арлекина и ромбовидный узор. Орнамент объединил вестибюль, гардероб, фойе и сам зрительный зал в единое целое. В фойе с помощью яркой цветовой гаммы мы выделили основные локации: аттракционы, буфет и сувенирные лавки.

Коллектив реставраторов, архитекторов и инженеров, которые работали над проектом составил более 30 человек. На этапе разработки дизайна интерьеров, студия Елены Валеевой (сейчас Зубко) предложила свою концепцию, которую после согласования с руководством Республики доработал коллектив ТИГП. Сегодня мы видим результат труда, который принадлежит не только нескольким авторам, но и целым поколениям архитекторов и строителей. Самое главное, что объект до сих пор не потерял свою ценность, а мы только его обновили для современного юного поколения.

Проект интерьера Казанского государственного цирка, 2017 год

По всей площади зрительного зала узор вместе с подсветкой создает дополнительный эффект игры цвета, динамики, движения форм. Например, когда включаешь синюю подсветку, для зрителя этот цвет пропадает — и так со всеми цветами. В дизайне интерьера мы стремились подчеркнуть сферическую архитектуру здания, заданную автором проекта Валентиной Пановой. Овальные светильники, радиусная конструкция потолка, мебель — все создано в поддержку архитектурной формы.

По задумке проектировщика цирка, в фойе лестницы на второй этаж спроектированы в виде жирафов. Такие детали интерьера мы менять не стали, чтобы здание оставалось таким, каким его задумывали. Правда, мы тоже предусмотрели ряд интерьерных решений для маленьких зрителей — яркое панно-фотозона с клоуном в вестибюле, светильники в виде шариков в гардеробе, а в качестве навигации — образы артистов цирка. Была проделана колоссальная ремонтно-восстановительная работа: укрепление несущих конструкций, замена всех инженерных сетей, установлен уникальный купольный потолок, современные световая и звуковая системы и многое другое. За концепцией стоит много невидимых сложных конструктивных решений, что делает работу интересной, а проект уникальным.

Линар Донин, 33 года

архитектор, дизайнер интерьеров

Над чем работал: комплекс жилых домов на Муштари, жилой комплекс «Золотое руно» по улице Ершова, а также проект здания медиакомплекса ТНВ, концепция яхт-клуба с ресторанным комплексом и апартаментами и другие

Жилой комплекс на Муштари — это два здания разной этажности, объединенных подземным двухэтажным паркингом. Оно расположено в исторической застройке города напротив Лядского садика. Над проектом работало множество уважаемых архитекторов из проектной мастерской «ВЕЛП», в том числе, Виталий Логинов (бывший руководитель «ВЕЛП», — прим. Enter) и Евгений Прокофьев (председатель правления союза архитекторов и проектировщиков, — прим. Enter).

Судьба жилого комплекса и его архитектурный облик несколько раз висели на волоске. Существовали мнения, что жилой дом своей массой и стилистикой нарушает восприятие здания Союза писателей РТ и художественного училища, однако после публичных слушаний проект приняли. Еще однажды после прогулки Рустама Минниханова по этой части столицы, президент поручил «остановить все стройки» в центре. Позже в Арбитражном суде эту проблему разрешили.

Жилой комплекс стал, по моему личному мнению, пионером в цветовом решении фасадов. Акцент на цвет, как мне кажется, мало кого оставил равнодушным. Необычную расцветку мы получили за счет красного,оранжевого, желтого, зеленого и бежевого керамического камня. Лично для меня участие в разработке от концепции до реализации стало очень серьезной школой и важной практикой.

Проект жилого комплекса на Муштари, дом 17-19, 2012 год

Еще один проект, над которым мы работали, когда я пришел работать в ТИГП с Павлом [Глазыриным], — это медиакомплекс ТНВ. Участок расположен в центральной части города на берегу Казанки по улице Шоссейная. Раньше на этом месте был пустырь, но нашей задачей стало внедрить его в общественное пространство города, поэтому на его территории появился парк.

Медиацентр представляет собой 14-этажное здание с подземным паркингом. С первого по двенадцатый этаж размещены семь аппаратно-студийных блоков, где происходит работа теле- и радиоканалов, находятся административные помещения, столовая для сотрудников и инженерно-технические блоки. Общая площадь здания — 92 089 м².

Карина Шарафетдинова, 29 лет

архитектор

Над чем работала: концепция образовательного центра в Болгарах, а также проект казанского зоопарка, проект Центра бадминтона и другие

Инициативу создания Болгарского центра высказали централизованные мусульманские религиозные организации: духовное управление мусульман РФ и РТ. Идею поддержал Путин, а в 2015 году президент РТ Рустам Минниханов принял указ о создании Болгарской исламской академии.

В 2016 году в Болгаре прошла официальная церемония закладки памятной капсулы по случаю строительства академии. Тогда же мы согласовали место расположения — недалеко от Белой Мечети в Болгарах. Ровно через год, в мае, в рекордно короткие сроки Академия была полностью готова. И уже в сентябре приняла первых студентов. Сейчас она призвана стать ведущим мусульманским научно-образовательным и просветительским центром.

Проект образовательного комплекса в Болгарах, 2016 год

Проект представляет собой комплекс образовательных и жилых строений. Его внешний вид был обусловлен собирательным видом медресе и включил в себя основные элементы зданий подобного типа. Идейным центром постройки стал амфитеатр, который вмещает 750 человек и подходит для симпозиумов, съездов и других мероприятий. В обычные дни он используется как лекторий вместимостью до 350 студентов. Также в медресе есть библиотека, окна которой выходят на внутренний двор. Сам двор накрыт прозрачным куполом и предназначен для проведения мероприятий и чтения намаза.

В южной части комплекса расположены жилые корпуса: шесть двухэтажных зданий с 20 квартирами для преподавателей и 150 комнатами для студентов. Кампус и основной корпус Академии соединены крытыми переходами, что визуально «облегчает» восприятие комплекса. Фасады здания сделаны из натурального светлого камня, а в сочетании со стрельчатыми окнами создается образ просветительского и образовательного центра.

На мой взгляд, комплекс уникален тем, что расположен в историческом месте, был одобрен специалистами ЮНЕСКО и стал единственным в России самодостаточным высшим учебным заведением подобного уровня. Но наш коллектив занимается и другими важными проектами: у нас за плечами почти все спортивные объекты, построенные перед Универсиадой, общественные территории и реставрация памятников казанской архитектуры.

Альбина Хайруллина, 28 лет

архитектор-реставратор, преподаватель КГАСУ

Над чем работала: усадьбы бывших татарских купцов, а также дом бывшей адмиралтейской конторы на Карла Маркса, дом Чекмарева-Каменева на Карла Маркса, флигель усадьбы Данилова на Карла Маркса, доходный дом Жарова на Баумана, военный госпиталь на Карла Маркса и другие.

Татарские усадьбы на Тукая, 81-87 — комплекс зданий, состоящий из бывших домов известных татарских купцов. До реконструкции они выглядели как полностью разрушенные пятиэтажки 30-х годов. В процессе работы мы поняли, что три верхних этажа надстроили гораздо позже и сейчас они не подлежат никакому ремонту. Заказчик оказался человеком понимающим и согласился снести три этажа, лишившись 2 000 квадратных метров площадей.

Главным архитектором проекта была Фарида Забирова. Как и в других реставрационных работах, большую часть времени мы занимались изучением архивов и фотографий для выявления подлинного вида здания. Пришлось ходить по дому и сдирать слои штукатурки, чтобы найти цвет оригинальной окраски. Обычно за реставрацию подобных объектов берутся частные инвесторы и потом обустраивают свои офисы или сдают их в аренду. Для этого им приходится тратить собственные деньги на ремонт — примерно 100-200 тысяч рублей за квадратный метр.

Проект реконструкции татарских усадеб на Тукая 81-87, 2013 год

За время работы я была причастна к реконструкции многих зданий, в том числе нескольких домов на улице Карла Маркса. Когда я с командой занималась реставрацией 17-го дома, выяснилось, что в советское время в нем работала кардиологическая больница, в которой для определенных нужд меняли внешний вид здания, например, расширяли окна для операционной. Также для меня был очень интересен проект бывшего доходного дома на Баумана. Он был построен известным архитектором Фомой Петонди, который принимал участие в возведении Казанского Богородицкого монастыря. Сейчас там находится блинная и сувенирные лавки.

В истории немало примеров, когда дома полностью перестраивались в угоду стиля. Также очень «помогали» пожары — государство давало деньги на восстановление, а дома возводились либо в прежнем виде, либо с учетом современных тенденций. Так что я, как реставратор, хочу, чтобы в городе оставались дома с оригинальной архитектурой и своей историей, а по соседству строились современные и передавали информацию нашим потомкам.

Лилия Закиева, 25 лет

архитектор, аспирант КГАСУ

Над чем работала: концепция Адмиралтейской слободы, а также клинико-инновационный центр МКДЦ, Парк Победы в Набережных Челнах и другие

Впервые я познакомилась с Адмиралтейской слободой как архитектор в 2013 году: еще будучи студенткой КГАСУ я разрабатывала дипломный проект жилого района на этой территории. Спустя какое-то время вошла в состав рабочей группы под руководством Александра Дембича — создателя проекта.

В группе я отвечала за проект «Старое русло», концепцию редевелопмента промышленных предприятий и концепцию нового жилого комплекса. Парк «Старое русло» — главный смысловой элемент всей слободы. Его планировочная структура — взаимосвязанная система открытых тематических садов и ландшафтных зон, как, например, спортивный и театральный сады, фестивальное поле, зона аттракционов, аптекарский огород, восточный сад и так далее. Все они объединены между собой стержневым элементом — главной аллеей, которую мы назвали «Императорской». Этот парк появится на побережье Адмиралтейской слободы, длина которого — пять с половиной километров. Это будет самый большой парк Казани площадью 84 гектара.

Концепция Адмиралтейской слободы, первый эскиз был представлен в 2013 году

В будущем Адмиралтейская слобода будет местом, насыщенным пространствами, которые приспособлены для различных видов отдыха, спорта и развлечений. Для успешного функционирования парка понадобится реконструкция и перепрофилирование ближайших промышленных предприятий, постройка торгово-развлекательных центров и жилых домов. Так, мы предлагаем концепцию редевелопмента (перепрофилирование объекта недвижимости, — прим. Enter) завода «Сантехприбор» под общественно-жилую функцию. На этом месте появится жилой комплекс с объектами обслуживания на первых этажах. Все детали застройки — этажность, архитектурно-планировочные решения еще обсуждаются. Основная цель нашей работы — превратить территорию Адмиралтейской слободы в туристический центр города, создать здесь комфортную и благоприятную для жизни горожан среду.

Помимо прочего, здесь появится музей «Адмиралтейская верфь», посвященный 300-летию слободы. Одну часть кладбища (речь идет о мусульманском кладбище времен Казанского ханства «Бишбалта», — прим. Enter) превратят в музей, а другую — как раз-таки в прибрежный парк вдоль всего побережья. Концепция предполагает, что на полную реконструкцию этого района уйдет 15 лет, а значит обновленную слободу можно будет увидеть к 2034 году.

Фото: Анастасия Шаронова
Изображения: Предоставлены героями материала

Смотреть
все материалы