Аут-группа «Муха» — о 16 артефактах, которые они принесли с пешего путешествия между Самарой и Казанью
До 17 июля в Центре современной культуры «Смена» проходит выставка «Волга: Маршрут перестроен». В ней принимают участие 19 самарских художников, и в том числе аут-группа «Муха». На выставке в Казани она представила work in progress «Самара – Казань, 360 км».
Визуально работа представляет собой шесть авосек на флагштоках и один экран, с помощью которого зрители могли наблюдать онлайн, как Галина Зыбанова и Никита Кузнецов идут от одного города к другому пешком. Они стартовали из точки «А» в час открытия выставки и попутно собирали материальные свидетельства о своем путешествии, которые отправляли в «Смену» почтой из ближайших населенных пунктов.
В результате каждая авоська заполнилась фотографиями и артефактами, которые фиксируют точки на маршруте и встречи с людьми. Enter поговорил с Никитой и Галиной и узнал, в чем смысл их проекта и о чем могут рассказать собранные предметы.
В феврале 2020 года в нашем творчестве произошла остановка. Мы не знали, что делать с собой и своими практиками и как дальше жить, если культура проиграла. Путешествие рассматривалось нами как потребность в побеге.
Когда [куратор галереи «Виктория»] Сергей Баландин предложил поучаствовать в выставке в «Смене», мы подумали, что единственная возможная художественная практика — это именно хождение, исследование гостеприимства.
На Руси всегда было принято относиться к странникам с уважением, и мы захотели обозначить в повестке тему открытости, простоты и доверия к чужому человеку и друг к другу. В наших планах изначально было искать ночлег, но на всякий случай мы взяли палатку и использовали ее один раз.
Наши артефакты — остаточные: по ним можно судить, что с нами происходило в реальности, но нельзя выяснить, от кого и каким образом они были получены. В дороге мы упаковывали их в зиплоки и приклеивали пластырь, на котором оставляли метки карандашом. Это в чем-то похоже на классификацию предметов в музейных фондах: мы присваивали им код, вписывали время и место получения артефакта и его координаты.
Авоська первая
Путь аут-группы «Муха» начался от галереи «Виктория» в Самаре. Два артефакта, обозначающие старт путешествия, получены от ее сотрудника Григория Пелепца — он дал охапку ароматических свечей, похожих на церковные, и две папиросы с многозначительным названием «Путина». Стартовый день был пробным — художники три часа шли пешком до дома Галины, а уже на следующий они вышли из города и направились на дачу друга в село Курумоч в Волжском районе Самарской области.
Художники поставили себе условие сделать с путешествия только шесть кадров на Polaroid. Как объясняет Галина, фотографировать они могли что угодно, но заранее отказались от стандартных снимков на смартфон.
Мы долго думали, что станет нашей главной ценностью в походе. Ограниченное количество снимков обязывает производить тщательный отбор, и мы решили, что должны почувствовать момент, когда их нужно сделать.
На первый снимок попал пес Гектор — единственный, кто нас встретил на даче у Кирилла. Его боятся все местные, но нас он узнал. И эта первая встреча с Гектором создала идею о том, что на снимках будут именно встречи, важные для обеих сторон.
Авоська вторая
Первая встреча Галины и Никиты с людьми произошла в селе Колодинка. В поисках магазина, где можно купить воду, они познакомились с бабой Любой, которая ждала в селе паломников — в самое ближайшее время они должны были пройти по селу с иконой. Постояв с минуту, женщина предложила набрать воды у нее дома — и вместе с полной бутылкой вынесла яйца, конфеты и сушки. В результате они стали еще одним артефактом. Так как воцерковленным людям нельзя фотографироваться в быту, на второй снимок попала ее невестка Таня.
Еще в самом начале Галина и Никита договорились, что часть пути они могут преодолеть на машине — но только при условии, что водитель сам предложит довезти художников строго до ближайшего населенного пункта. Одним из таких водителей стал Алексей — саму идею о хождении он воспринял со скепсисом и предложил Галине свою визитку: «Звони если что, я бригаду вызову».
Другой телефон мы получили в Елховке. На улице стояла жара +26℃ градусов, я обгорела. Легкой рубашки у нас с собой не было, и мы зашли в магазин, где купили мужскую 64-го размера — она спасала меня всю дорогу. Продавцу Ольге мы рассказали, кто такие и откуда. Она остановила нас и говорит: «Слушайте, а вам случайно котята не нужны? Может, вы встретите кого по пути? Животное же не человек, его жалко». В качестве артефакта я попросила дать нам номер и женщина записала его на листочке.
Авоська третья
Дороги в России непредсказуемы — узнать заранее, где будет большая лужа, а где обрыв, почти невозможно, поэтому художники строили часть маршрута по интуиции. В какой-то момент она подсказала Галине зайти на заправочную станцию и взять там кофе, чтобы подумать, как пройти дальше. Там работала женщина по имени Оксана, и поскольку на улице уже темнело, Никита попросил ее остаться на ночлег.
Кровати или даже раскладушки на заправке не было — художники уснули прямо за столиком, где лежала большая засохшая оса. Она и стала следующим артефактом.
Мы осознали интересный момент: каждый человек — это совокупность отношений его с другим, что или кто бы то ни были. В путешествии нам приходилось договариваться с телом, чтобы пройти еще километр, и еще мы попробовали договориться с букашкой, чтобы она остановилась и развернулась в другую сторону. Что самое интересное, она слушалась!
Авоська четвертая
На фото в четвертой авоське — портрет Алины, которая подвезла художников до Александровки: увидив Галину и Никиту, она остановила машину на трассе и молча открыла багажник.
В дороге мы разговорились, и когда спросили, откуда Алина, то она ответила: «Мой дом там, где я». Это очень простая и даже банальная фраза, но я очень удивилась. Я и своей квартире в Самаре не чувствую себя дома, так что сам вопрос, что такое дом, для меня очень серьезен. Думаю, за путешествие я и правда по-настоящему обрела свой дом и тело. Будто бы заново узнаешь мир.
В Александровке Никита и Галина снова попытались найти ночлег, но почти все жители им отказывали и отправляли в самый конец населенного пункта. На окраине им встретился Денис — мужчина без одного глаза в черных очках с длинной погоной на одежде вызывал подозрения, и все же его приглашение было последним шансом. Как вспоминает Никита, первое, что они сделали — это сообщили, что уезжают в магазин на 10 минут, и оставили художников в доме одних. По их воспоминаниям, дом был очень странным, но все же они решили остаться.
Денису и Жене мы впервые рассказали механику нашего путешествия: что мы художники, идем из Самары в Казань, делаем заметки, общаемся с людьми и собираем артефакты с нашей встречи. На следующий день мы встали в 6:00, и уже в 6:45 получили первое [осознанное] свидетельство о встрече: с разрешения Дениса Женя выдала нам игрушку-слона, который орал полпути, и керамического мишку.
Авоська пятая
Первые артефакты из Татарстана художники собрали в Левашово. Туда они пришли поздно вечером, так что не стали стучаться в дома и готовились ставить палатку. На улице к ним на велосипедах подъехали Света и ее 11-летняя дочка Лера и пригласили их в дом, чтобы поужинать и помыться. Когда Никита и Галина собирались уходить, то встретили мужа Светы Алика, и он сразу предложил им остаться.
Алик рассказал нам свою историю. Он литовец по деду: его семья приехала в Казахстан осваивать целину, и когда там начались какие-то гонения на русских, они переехали в Левашово. Всю жизнь Алик работал на тракторе и честно признался, что отсидел четыре года за драку. В конце концов он сказал нам: «Оставайтесь. Для меня самое главное, чтобы вы отоспались и наутро пошли со спокойной душой, чистые. У меня ничего нет, денег дома не держу, корова есть. Хотите — берите. Мне все равно, только останьтесь и переночуйте». В городе я такого никогда не слышал, там мы постоянно насторожены, меньше друг другу доверяем. А Света и Алик были чистыми и простыми.
Как выяснилось, Света работает библиотекарем, поэтому два артефакта в пятой авоське связаны с этим местом. Первый — общая фотография детей, которые приходят туда к Свете, а второй — читательский билет, который выдали Галине в день рождения Пушкина.
Другие два артефакта художники подобрали на промежутке трассы. Сначала они увидели сломанный самолетик, а потом бабочку с обломанными крыльями. Художники посчитали, что между ними есть аллегорическая связь, и решили упаковать в зиплоки.
Авоська шестая
По словам Галины, чтобы помочь себе дойти, она каждый день представляла, как впервые заходит в «Смену» в красном платье и встречает там куратора. И хотя она часто думала о том, каким будет конец пути, сам он не ощущался: «Даже когда до конца по карте оставалось два дня, я не давала себе осознать, что конец близок, ведь ты не знаешь, что еще с тобой случится».
10 июня Галина и Никита заполнили последнюю авоську. В ней лежит единственный артефакт, который позволяет понять все — это путевой дневник, где художники делали заметки на протяжении всего путешествия. На фотографии запечатлены люди, которые в этот день пришли на встречу с художниками в ЦСК «Смена».
Фото: Андрей Соловьев; «Смена»
все материалы