Чего хотят женщины: 15 глупых вопросов о феминизме
8 марта — день солидарности женщин в борьбе за собственные права и эмансипацию, который учредили в 1910 году. Но со временем в обществе дата приобрела другую коннотацию и утратила связь с идеями феминизма.
Чтобы рассказать о феминизме подробнее и разрушить самые популярные стереотипы, мы задали 15 глупых вопросов соосновательницам безынициативной группы «ФемКызлар» Дине Нурм и Тасие Альбариньо, активисткам Регине Рафиковой и Аиде Гусмановой и историне Гузелии Гиматдиновой. Вместе с экспертками разобрались, за что борются женщины, какие волны феминизма существуют и почему мужчины не могут быть феминистами.
Что такое феминизм и когда он появился?
Дина Нурм: Феминизм — направление мысли и ряд общественных движений, выступающих за устранение гендерного неравенства во всех сферах жизни. Феминизм критикует патриархат как систему, где власть, богатство и ресурсы сосредоточены в руках мужчин.
Сам термин «феминизм» приписывают французскому философу Шарлю Фурье. Он осуждал несправедливость общества и критиковал идею подчинения женщин. В идеальном мире гармонии, по Фурье, девушкам была бы гарантирована личная свобода.
О многих проблемах современных феминисток стали говорить достаточно давно. Например, княжна Анна Всеволодовна основала первое известное женское училище в XI веке. В XIV веке писательница Кристина Пизанская осуждала в книгах женоненавистничество и размышляла об отношениях полов. Маргарет Фелл, религиозная деятельница XVII века, писала о том, что женщинам должны разрешить быть проповедницами.
Российских феминисток начала XX века можно поделить на два лагеря: буржуазные суфражистки, которые боролись за право голоса для женщин и оказывали помощь низшим сословиям, и социалистки, для которых женский вопрос был встроен в общую канву классовой борьбы. Именно благодаря последним женщины в раннесоветский период добились больших успехов: утвердили права на труд и образование для всех, упростили процедуры развода, сделали контрацепцию свободной, легализовали аборты и облегчили домашние обязанности, а именно организовали в СССР 1920-19230-х годов фабрики-кухни, снимающие необходимость готовить дома.
Почему у женщин прав меньше, чем у мужчин, и какие области это доказывают?
Дина Нурм: Право — юридический термин, поэтому нам следует обратиться к законодательству. В ряде стран женщины ущемлены в правах на труд, образование, в Афганистане или Саудовской Аравии вообще есть нарушение права на свободу. В некоторых странах запрещены или ограничены аборты, что приводит к ужасным последствиям.
Если говорить о российском законодательстве, то в голову приходят два очевидных примера. Во-первых, женщинам законодательно запрещены 100 профессий. Во-вторых, в 2017 году у нас были декриминализованы побои в семье. Это значит, что из уголовного кодекса правонарушение перекочевало в административный, и виновному грозит штраф от 5 000 рублей*.
Написанное в законе может и не соблюдаться. Так, несмотря на всеобщее право и обязанность получить среднее образование, в некоторых регионах России девочке могут не дать доучиться в школе без каких-либо возражений органов опеки. У женщин в нашей стране есть право на половую неприкосновенность, но жертвы изнасилования сталкиваются с тем, что полиция не принимает у них заявление.
Согласно Конституции, мужчина и женщина имеют равные права, свободы и возможности, и несмотря на это, далеко не всегда девушки могут воспользоваться ими из-за устройства общества. Насмешками над женской логикой в школе люди демотивируют девочек заниматься точными науками. За те же задачи платят женщинам на 30% меньше, чем мужчинам. Осуждают и ограничивают аборты, вынуждая женщин рожать детей, к которым они не готовы. Объявляют какие-то профессии «мужскими» и отказывает женщинам в приеме на работу. Требуют от женщин полного бытового обслуживания семьи, отбирая у них время на отдых и оплачиваемую работу. Все это взаимосвязано и формирует систему, где у женщины меньше возможностей построить карьеру и просто наслаждаться жизнью.
Почему 8 марта, которое задумывалось как День борьбы за равноправие мужчин и женщин, со временем превратилось в «Женский день» или очередной выходной?
Дина Нурм: В 1960-е годы роль женщины в советском обществе изменилась. С точки зрения институтов власти, девушки стали слишком маскулинными, в стране упала рождаемость, и женщину нужно было вернуть в семью. Поэтому ее образ в этот период приобретает легкость, что хорошо прослеживается по плакатам и открыткам того времени. Можем, например, сравнить плакат 1934-го года и открытку 1960-х годов.
Желание сохранить женщину в семье отслеживается и сейчас, поэтому 8 марта у нас про цветы и комплименты, а не про равноправие. Но мы, феминистки, продолжаем каждый год напоминать про истинный смысл этого дня.
Если феминистки борются за равноправие, то правда ли, что они полностью отказываются от помощи мужчин: открыть дверь, нести тяжелые сумки и так далее?
Аида Гусманова: Мы все разные, поэтому одни отказываются от помощи, а другие ее принимают. Предложение донести сумки или открыть дверь связано с правилами этикета — многие мужчины делают это машинально, не ожидая ответных действий и не пытаясь кого-либо оскорбить.
Но такие проявления этикета, на мой взгляд, исходят из представления о женщине как о хрупкой, слабой и неполноценной. Когда мужчин учат помогать женщине делать «тяжелую» работу, это ставит под сомнение ее самостоятельность и способность распоряжаться своей жизнью.
Логичнее исходить из физических возможностей, а не из пола человека. Например, если мужчина идет по улице с большим количеством сумок, почему бы женщине с пустыми руками не придержать ему дверь?
Могут ли мужчины быть феминистами и как ими стать?
Регина Рафикова: Нет, так как феминизм — это движение женщин для женщин. Мужчины не могут определять повестку и диктовать свои убеждения, но могут поддерживать движение и рассказывать, почему оно важно. Если мужчины поймут проблемы женщин и будут готовы бороться вместе с нами, то вероятность наступления равноправия возрастет.
Какие волны феминизма существуют и чем они отличаются друг от друга?
Дина Нурм: Представление о волнах феминизма — это упрощенная картина движения. Не во всех странах феминизм развивался именно так, и даже в западных странах волны выглядели по-разному.
Тем не менее существует четыре основные волны феминизма. Первая пришлась на конец XIX — начало XX века и преследовала цель заставить общество признать, что женщины — это люди, а не собственность, и принять соответствующие законы. Феминисток первой волны часто называют суфражистками, потому что они были политическими активистками. Женщины протестовали, проводили информационные кампании и помогали избраться кандидатам, обещавшим выступить за право голоса.
Феминизм второй волны связан с американской и британской историей 1960-1970-х годов. Именно тогда произошло разделение на радикальный и либеральный феминизм. Активистки стали задаваться вопросами, кто такая женщина, почему она угнетена и какой должна быть ее роль в обществе. Они ставили под сомнение «традиционные» гендерные и семейные роли, религиозные запреты, критиковали стандарты красоты, гетеронормативность и многие другие вещи, которые мы по-прежнему обсуждаем 50 лет спустя.
Начавшаяся в 1990-е третья волна феминизма — про бунт, переосмысление наследия второй волны, сексуальную свободу и индивидуализм. Если многие феминистки-предшественницы критиковали традиционную женственность, то представительницы третьей, наоборот, пытались вернуть себе право на «девочковость».
Сейчас наступила четвертая волна феминизма, и благодаря интернету она стала глобальной. В нее включено множество движений, которые как дополняют друг друга, так и противоречат одно другому.
Какие течения феминизма развиты по всему миру сейчас?
Дина Нурм: Существуют две основные оси феминизма — либеральная и радикальная. Активистки первой призывают общество сделать «косметический ремонт» патриархата: провести реформы, постепенно снижая дискриминацию, и предоставить женщинам доступ к местам, где доминируют мужчины. Идея второго — полностью изменить общество, так как вся система патриархальна и ее нужно разрушить до основания.
Можно выделить и интерсекциональный феминизм, который рассматривает угнетение женщин через призму множества факторов, таких как раса, класс, сексуальная ориентация, состояние здоровья и образование. Внутри него есть отдельные подвиды: черный феминизм, посвященный осмыслению опыта угнетения темнокожих женщин, и трансфеминизм, который борется против особого микса сексизма и трансфобии.
Еще одно течение — марксистский или социалистический феминизм — ставит во главу угла классовую борьбу. Соцфеминистки считают, что вопрос гендерного неравенства может решиться только с устранением капитализма. Есть множество и других феминизмов: анархистский, либертарианский, постколониальный и культурный, и пожалуй, обсуждение каждого из них достойно отдельной лекции.
Как феминизм развит в России, какие сообщества его продвигают и какие цели стоят перед ними сейчас?
Дина Нурм: С начала 2010-х феминизм становится все популярнее: растет количество феминистских групп, пабликов, подкастов, отдельных активисток и лидерок мнений. Если сначала фемповестку нам «спускали» из столиц, то позже появилось множество региональных сообществ — от проекта «Феминитив» в Калининграде до сообщества «Маяк»* во Владивостоке. В Перми проводят фестиваль We-Fest и смотрят кино в клубе «Сестры по кадру», в Уфе регулярно организовывают «фемтусы», в Бурятии популяризируют фем-повестку наши подруги из «ЯСВОБОDА».
Главная цель российского феминизма сейчас — улучшение жизни женщин: снижение насилия через развитие кризисных центров и возможность оказания психологической и юридической помощи пострадавшим; борьба с сексизмом в сферах труда, СМИ и рекламы; поддержка стремления строить отношения на равных; критика стандартов красоты. Благодаря феминизму женщины начинают осознавать свою ценность, замечают, куда уходит их время, становятся увереннее и начинают заботиться о себе.
Как давно феминизм появился в Татарстане и какие цели преследовал?
Гузелия Гиматдинова: Феминизм в татарской мусульманской среде зародился на рубеже XIX-XX веков. Первая женщина-судья по шариату Мухлиса Буби обращалась ко временам пророка Мухаммеда и отмечала, что уже тогда женщины читали проповеди и давали уроки. К тому же первым человеком, обращенным пророком в ислам, по словам Буби, была его супруга.
Во второй половине XIX века у татар появлялись школы для девочек. Обеспеченные татары отдавали своих дочерей в русские гимназии, и с получением права на обучение татарки пошли получать высшее образование.
Позже в татарской среде появились женские движения. В начале XX века зародилось движение «Мугаллим» — девушки, получив образование, уезжали в деревню, чтобы обучать детей. Одна из них, Зухра Баимбетова, наряду с преподаванием агитировала женщин участвовать в выборах, когда в России было введено всеобщее избирательное право. В то же время девушки боролись за право на развод, возможность совершать молитву в мечети, запрет многоженства, реализацию в профессиональной деятельности и использование феминитивов в татарском языке.
Какие мероприятия проходят в республике в рамках поддержки феминизма и чего уже удалось достичь?
Аида Гусманова: За большинство фем-френдли мероприятий в Казани отвечают «ФемКызлар», но ивенты проводим не только мы. Например, журналистка и авторка книги «Ты не виновата» Диана Садреева организовала форум для матерей «(Не)тревожность». Центр современной культуры «Смена» периодически проводит мероприятия околофеминистской тематики, как, например, выставка Moving women и приуроченные к ней кинопоказы и экскурсии по городу.
О достижениях феминизма в Татарстане говорить сложно. Наша большая заслуга в том, что мы подняли в республике тему домашнего насилия. В 2020 году совместно со «Сменой», арт-пространством Werk и исследовательницей исламского феминизма Александрой Биктимировой «ФемКызлар» провели фестиваль «Не виновата», на котором мы собрали средства для кризисного центра «Фатима». Еще в 2020-м году мы устроили перформанс «Кровавая свадьба» и в 2021-м сделали чат-бот помощи пострадавшим от домашнего насилия.
Почему в силу существующих и ярко выраженных проблем не все женщины — феминистки?
Тасия Альбариньо: К сожалению, в обществе закрепились стереотипы о том, что феминистки — асоциальные женщины. Но это не так, мы все разные. Некоторых женщин интересуют собственные права, они сталкивается с теми же проблемами гендерного неравенства, и тем не менее отказываются называться феминистками, потому что «любят мужчин и хотят ходить на каблуках».
Феминизм далеко не про это. Мы боремся за права женщин, свободу и в том числе возможность быть собой. Любая попытка загнать женщин в рамки — это анти-феминизм. И я мечтаю, чтобы однажды слово на букву «ф» перестало пугать женщин.
В обществе закрепился стереотип, что феминистская повестка агрессивная и сами представительницы феминизма — это неухоженные девушки, которые ненавидят мужчин. Почему такие установки все еще существуют и нужно ли с ними бороться?
Аида Гусманова: Феминизм не фиксируется на внешности, потому что следить за ней — выбор каждой девушки. Но также важно осознавать, что этот выбор несвободный. С самого рождения девочкам прививается нездоровое отношение к своему телу: в фильмах показывают отретушированных и эпилированных актрис, повсюду реклама косметики и разговоры о лишних килограммах.
Что касается отношения к мужчинам, отмечу, что активистки бывают разными. Есть женщины, которые хотят сепарации от мужчин. Есть те, кто вступают в отношения и дружат с мужчинами.
Все стереотипы о движении мешают популяризации феминизма, и с ними нужно бороться. Но пока человек не захочет открыться новой информации, пусть и противоречащей его убеждению, никакие доводы не помогут.
Почему феминизм лег в основу идей бодипозитива, и как движения связаны между собой?
Регина Рафикова: В основе бодипозитива лежит идея сделать жизнь людей с разными телами более комфортной и снизить общественное давление на них. Индустрия моды и красоты диктует стандарты: худое тело, гладкая кожа без растяжек и целлюлита, «идеальные» параметры 90-60-90 и многое другое. Это приводит к расстройствам пищевого поведения, непринятию своего тела, комплексам, соперничеству между женщинами и прочим проблемам, о которых в том числе говорит феминизм.
Мы критикуем стандарты красоты по ряду причин. Во-первых, требования выглядеть определенным образом навешиваются, в основном, на женщин. Во-вторых, они исходят из представления о женском теле как об общественной собственности — если вы женщина, вспомните, как часто едва знакомые люди позволяли себе комментировать вашу внешность. В-третьих, бьюти-практики, которые нужно соблюдать, чтобы соответствовать представлению о красоте, отнимают у женщин кучу времени, сил и денег.
Почему в нашей стране именно феминистки в большей степени погружены в борьбу с домашним насилием?
Регина Рафикова: Домашнему насилию больше всего* подвергаются женщины, и чаще его совершают мужчины, поэтому именно феминистки погружены в борьбу.
В России до сих пор в ходу поговорка «Не выноси сор из избы», и женщины, которые подвергаются насилию, не говорят о своих проблемах. Понимаю, молчать легче, но утаивание проблемы ее не решит. Чтобы в обществе было представление о том, что насилие — не норма, нужно снять с темы печать молчания и вывести обсуждение на общественный уровень.
Вместе с развитием феминизма в русский язык вошли феминитивы. Что это такое, зачем они нужны и как их использовать?
Дина Нурм: На самом деле, феминитивы вошли в русский язык еще в Российской империи. У Тургенева, Чехова и Достоевского мы найдем «философку», «нигилистку», «депутатку» и прочие. В советский период феминитивы тоже были в ходу, что доказывают картины «Геодезистка», «Шоферка» и «Почтальонка».
Феминитивы нужны, чтобы сделать женщин видимыми на уровне языка, который влияет на наше отношение к миру. Называя женщин маскулятивами, мы стираем их присутствие в профессии. Это приводит не только к курьезным ситуациям, но и к формированию убеждений, что не все профессии — для женщин.
О том, как использовать феминитивы, отлично написала Лилит Мазикина в «Малом справочнике феминитивов». Там она объясняет, почему феминистки любят суффикс «-ка» и как происхождение слова влияет на подбор феминитива. Но пока никаких правил нет — можно придумывать любые варианты.
* Минюст РФ внес проект «Маяк» и Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ» в реестр иноагентов
Текст: Инзиля Шакирова
Иллюстрации: marinaradio
все материалы