Эмоциональный ужас: Три монолога студентов старше 30 лет
Студент — это не всегда вчерашний выпускник школы. В России учиться в вузе может каждый вне зависимости от возраста, а «бюджет», скорее всего, станет доступен людям до 35 лет.
Ко Дню студента Enter поговорил с тремя учащимися, поступившими в университет после 30, и узнал, зачем они это сделали, как им удается совмещать учебу с работой и что они планируют делать дальше.
Я дважды заканчивал ПТУ, потом поступал в КАИ на экономиста, но не доучился — ушел с третьего курса. Работал на стройке, риэлтором, менеджером по продажам. Мотивация пойти в университет еще раз появилась, потому что рядом были знакомые моего возраста, которые поступили. Я понял, что крест на образовании после 30-ти ставить не надо, и в 32 поступил на заочное отделение в КФУ. Вступительные были не очень сложными, гораздо больше проблем возникло с бюрократией. Выбирал между психологией и журналистикой — прошел на оба факультета, но остановился на втором.
В учебе на журфаке очень важно быть всесторонне развитым, это один из аспектов профессиональной деятельности. Мой жизненный опыт был больше, чем у молодых людей. К тому же я читал книжки, классику и этот бэкграунд помог мне в учебе. Но в знаниях у меня были пробелы. Многие пришли в университет сразу после школы, а у меня был длительный перерыв. Честно говоря, из классической школьной программы я много чего уже забыл, тем более, что в школе не очень старался. У меня есть опыт записи своего подкаста с друзьями, но заниматься журналистикой в классическом формате я не планирую. Как-то проходил практику на «Эфире» и видел, что работа на первых этапах оплачивается скудно. Не хочется начинать путь с самых низов.
«Восприимчивость к новым идеям — важное качество, которое появилось у меня в университете»
Сейчас учусь в магистратуре КИУ на факультете психологии и педагогики. Я решил разобраться в психологии получше, потому что работаю в сфере аддиктологии (наука о зависимостях, одно из направлений наркологии, — прим. Enter). Учеба занимает время, особенно в пандемию. Когда идет сессия, приходится брать отпуск на работе. Вузы практикуют совмещенный формат: занятия проходят то онлайн, то вживую. С заданиями сидишь до ночи, иногда в режиме жестких дедлайнов, но я уже привык за время обучения.
В группе никого моего возраста нет, однако это не мешает. Я не отстраняюсь, могу общаться с новым поколением на одной волне. Мы, конечно, не дружим и не ходим никуда вместе, но в формате учебы отлично ладим. У поколения помоложе я увидел совершенно иной, прогрессивный взгляд на вещи — например, на политическую ситуацию и обстановку в стране. Восприимчивость к новым идеям — важное качество, которое появилось у меня в университете.
После поступления в университет я вышел на новый социальный уровень. Получаю знания, знакомлюсь с людьми, с которыми приятно общаться. Старый круг даже отошел немного на задний план, это был в своем роде шаг наверх. Еще благодаря сессии и дедлайнам появилась дисциплина.
В вуз стоит идти не только за учебой. Это определенный жизненный ритм, люди. Университетская среда так или иначе меняет учащихся. Вуз учит оперативно выполнять только что полученные задания и общаться с людьми. Для меня учеба в университете — позитивный опыт; то, чем я всю жизнь хотел заняться. Гештальт закрылся.
После окончания бакалавриата я ничего не планировал. Но сейчас на первом курсе магистратуры нам говорят, что пора готовиться к поступлению дальше. Сделаешь шажок — и уже в аспирантуре. Мне пока сложно поверить, но я не загадываю. Может и поступлю.
Путь к высшему образованию был тернистым. После 11 класса мама отдала меня получать экономическое образование, я заочно училась на бухгалтера в колледже. Чтобы не терять время, параллельно поступила в училище на швею-закройщика. Мне очень понравилась эта профессия, я отучилась год и получила красный диплом. Потом было направление в Челябинский индустриально-педагогический колледж, его я закончила в один год с бухучетом и аудитом. Мне не удалось поступить в институт с красным дипломом, и надо было идти работать. Я попала на швейное производство, потом в ресторанный бизнес — работала поваром. В 2005 году вышла замуж и переехала жить в Бугульминский район.
«Самой сложной оказалась финансовая сторона. У меня двое детей, деньги уходят не только на оплату обучения, но и на проживание»
Мне казалось, что я быстро найду работу, но подходящего места не нашлось. Около года я просидела дома и решила оформить ИП, чтобы открыть свой магазин. После добавился ремонт одежды, я проводила мастер-классы по своей специальности. В 2016 году меня пригласили работать художественным руководителем в карабашский Дом культуры, и я согласилась. Через полгода решила подтянуть свои знания и получить классическое образование в институте.
Самой сложной оказалась финансовая сторона. У меня двое детей, деньги уходят не только на оплату обучения, но и на проживание. С учебой трудностей не было. Есть одногруппники, которые не работают в области культуры — им сложнее. Когда мы приезжаем на сессию, по каким-то темам и предметам я уже в курсе дела и могу поделиться с ними опытом, привести пример.
В группе нас девять человек. Есть женщина, которой уже за 40, еще двоим около 30-ти, остальные поступили после колледжа. С одногруппниками мы переписываемся, снимаем хостел вместе. Иногда возникают вопросы помимо учебы — могу позвонить и получить совет от работающих одногруппников по каким-то вопросам.
Обстановка института культуры заряжает энергией — постоянно проходят репетиции, концерты, мероприятия. Вуз помогает развить кругозор: нашу группу часто приглашали на мероприятия, давали бесплатные билеты в театр.
После поступления в вуз я стала больше читать — захотелось получать больше знаний в своей области. Расширилась моя профессиональная деятельность в Доме культуры. Я поняла, что хочу работать с людьми, делиться знаниями и опытом.
В феврале мы уже защищаем диплом. Очень жаль заканчивать обучение. У нас была сокращенная программа — три с половиной года. Но насколько мне известно, скоро в институте будут бесплатные курсы повышения квалификации и я бы хотела их пройти. В дальнейшем думаю получить и второе высшее, но по другой специальности — в работе мне не хватает знаний по психологии, поэтому планирую поступить на эту специальность.
Еще до 30-ти я закончила КГТУ со специальностью «инженер легкой промышленности». Четыре года работала модельером-конструктором на небольшом обувном предприятии, но в какой-то момент поняла, что выгораю. Я тогда уже рассматривала для себя вариант уйти в сферу культуры. Постепенно перешла к организации мероприятий, чтению курсов. Преподавала историю искусств в «ДАШКе» (Детская архитектурно-дизайнерская школа при КГАСУ, — прим. Enter), потом читала спецкурс по искусству XX века в художественном училище, делала ридинг-группы, работала в ГМИИ РТ, занималась научной работой, делала выставки.
Мне давно хотелось получить классическое искусствоведческое образование. Поэтому сначала я поступила в бакалавриат РГГУ на историю искусств. Училась там заочно, но не закончила по ряду причин: было сложно совмещать поездки в Москву с двумя-тремя работами, плюс мне казалось, что четыре года — это супердолго. А еще в какой-то момент поняла, что уже знаю основы, и решила идти в магистратуру, не заканчивая бакалавриат.
Я стала смотреть, какие варианты есть в Казани. Увидела программу по реставрации историко-культурного наследия, почитала о ней подробнее и поняла, что это хорошее дополнение для человека, который хочет работать в музее. Во-первых, ты становишься не просто теоретиком, а занимаешься прикладными вещами. Во-вторых — получаешь отдельную специальность реставратора, хотя она идет по направлению «История искусств». И в-третьих, реставрация обогащает искусствоведческий опыт и позволяет смотреть на произведения с другой стороны.
«Превратить свою жизнь в эмоциональный ужас на два года и получить образование — к сожалению, другого выбора нет»
Программа у нас выстроена довольно специфично. Расписание пар неплотное, учимся обычно вечером. Но у нас есть такая вещь — интенсив. Это такой период в семестре — он идет, как правило, четыре-восемь недель. В это время ты пять дней в неделю с утра до вечера сидишь в лаборатории и реставрируешь археологические объекты. Каждые две недели — новый материал: кость, дерево, текстиль, цветной металл и так далее. Это обязательное условие для закрытия сессии.
Совмещать интенсивы с работой невозможно. Обычно я беру отпуск, но прошлой осенью мне дали только четыре недели, а остальные четыре я ездила на такси между лабораторией и работой, потратила много денег. Это превращалось в нервные срывы, потому что нужно было везде успеть. Тут все зависит и от работодателя — у меня он лояльный и отпускает даже на «удаленку». Ни один другой такую учебу бы не выдержал. Преподаватели довольно строгие, всем безразлична твоя работа — ты должен отреставрировать свои предметы. А на работе другая ситуация: «Молодец, конечно, что учишься, но на тебе десять заданий еще». Я ужасно рада, что учусь последние полгода, потому что при потрясающей программе иногда это превращается в настоящий кошмар.
Превратить свою жизнь в эмоциональный ужас на два года и получить образование — к сожалению, другого выбора нет. Для меня важно официально называться искусствоведом. Плюс все-таки я считаю, что образование дает не только специальность, но и необходимую дисциплину, когда ты каждый день усваиваешь новый материал и систематизируешь знания. В таком режиме ты лучше входишь в свою профессию.
В идеале я бы хотела продолжать исследовательскую деятельность. Музейная сфера, конечно, закрыта — редко можно встретить объявление о поиске сотрудника на HeadHunter, обычно все происходит по каким-то внутренним каналам. Не знаю, как быстро у меня получится прийти в музей, но думаю, это рано или поздно случится.
Иллюстрации: Саша Спи
все материалы