Гости Зимнего книжного — о юбилее «Смены» и книжных новинках
На выходных прошло сразу два юбилея: ЦСК «Смена» отметил пятилетие, а в его здании состоялся десятый Книжный фестиваль. На площадке собрались десятки издательств со всей страны и сотни любителей качественной литературы. Для них организовали мастер-классы и лекции от спикеров на самые разные темы.
«Смена» — любимое место: и магазин, и кофейня, и выставочное пространство, поэтому пользуясь случаем поздравляю ребят с двумя юбилеями. Про Книжный фестиваль знаю давно, и пришла посмотреть книги со скидками в подарок друзьям на дни рождения, которые пройдут в декабре. Планирую здесь хорошо закупиться, тем более у всех совершенно разные вкусы и интересы: от моды до политики и истории. Еще хочу присмотреть детские книги для ребенка подруги из серии скандинавского писателя про фермера и его котика. Все родители их хвалят и там классные иллюстрации.
Мне самой нравится издательство Ad Marginem, а еще увидела тут Strelka Press, чьи книги у меня тоже есть — позже к ним подойду. В основном предпочитаю нон-фикшн. У меня всегда куча книг, которые нужно прочесть, поэтому постараюсь в этот раз себя сдерживать — дома целая «пробка» из изданий, и это на меня сильно психологически давит. Буду просто ходить и знакомиться с новинками. Наверное, самая популярная и интересующая всех тема в научно-популярной литературе — устройство головного мозга. Меня она тоже волнует. Люблю изучать книги по психологии, а в последнее время мне также интересна сексология и культурные феномены, связанные с отношениями людей. То есть даже не в разрезе психологии, а культурном, например: «Как относиться к браку?»
Я сама недавно вышла замуж, и как раз прочла классную книгу американского психотерапевта. В ней шла речь о браке и о том, как он менялся со временем в разных культурах. Автор предлагает совсем новую терминологию для заключения брачных контрактов. У меня вообще часто меняются книжные пристрастия в зависимости от места, в котором я работаю на данный момент. В настоящее время это что-то связанное с маркетингом, кроме того, увлекаюсь дизайном, декораторским искусством, поэтому читаю и о них.
Раньше я работал главным художником Татарского книжного издательства и оформил более 500 изданий, поэтому мне интересно оценить качество книг, выпущенных в последние годы. Когда мы только-только начинали оформлять книги, иллюстрации к ним в основном делались вручную, шрифты тоже писали своими руками — компьютеров тогда не было. Предстояло через шрифт передать образ: художник должен был все прочувствовать. А нынче наносится много готовых шрифтов, иллюстрации рисуют на планшете и нет живого обаяния: техницизм и мертвечина. Книги, которые сделаны мастерами вручную, сразу отличаются — они туда сердце вложили, душу.
Сам я сейчас в основном читаю мемуары аксакалов из моего поколения, которые работали в разных сферах, многих из них уже нет в живых. В свое время я прочитал всего Тукая — оформлял станцию его имени в казанском метрополитене. А про фестиваль я узнал в интернете. «Смене», которая его проводит, уже пять лет — каждый раз прихожу сюда и что-нибудь покупаю. В прошлый раз приобрел книгу Маркиза де-Кюстина о его путешествии в Россию — это здоровый фолиант с комментариями. Сейчас осмотрюсь и поищу, чем еще пополнить свою библиотеку.
Моя жена из Казани, и мы приехали сюда, чтобы сделать мне операцию на колено, как бы странно это ни звучало. Кроме того, здесь живут все наши родственники и у нас есть традиция отмечать Новый год в столице Татарстана. Мы решили приехать пораньше — неинтересная подробность — завтра как раз будет операция и я буду лежать три дня, порвал неудачно связки. Как только попали в Казань, сразу зашли на сайты Enter и «Инде» — посмотреть, что происходит в городе. Таким образом узнали про Книжный. Уже приобрели книгу Марии Степановой «Памяти памяти», мне ее рекомендовали. А еще она стала победителем премии «Большая книга». Также мы купили детские книжки, еще хотел найти новую книгу Мишеля Пастуро «Красный цвет», но ее не привезли на фестиваль. А еще мы хорошо дружим с Ромой Бордуновым, и у него как раз вышла книга в издательстве Individuum.
На днях я прочел произведение педиатра Федора Катасонова. Он занимается доказательной медициной — для меня это новый вид знаний. Я редко бываю в больницах, не очень люблю их атмосферу, и он все это правильно критикует, дает практические советы. Обо всем рассказывает с юмором, тонко, огромная часть текста отведена под прививки — советую прочитать книгу Катасонова противникам вакцинации. Несмотря на то, что один из подзаголовков книги назван «Нетревожный подход к ребенку», я стал еще больше переживать. Особенно после главы о прививках, потому что мы еще не все сделали, нервничаю. Будьте готовы, если возьметесь за эту книгу. Сначала там все не тревожно и легко, а под конец впадаешь в состояние беспокойства.
Также я занимаюсь пабликом «Страдающее средневековье»: недавно у нас вышла книга с аналогичным названием, она получила премию «Просветитель». Я теперь много знаю про то, как сложно издать книгу в России, сколько времени занимают переписки в чате, встречи, утверждение обложки. Нужно пройти все эти этапы, чтобы том оказался на полке магазина. Если книгу издадут, то это будет успех.
Я, кстати, сравнил цены на книги на фестивале с магазинными. Разница оказалась несущественной, но здорово, когда все просто собираются в одном месте. Можно подойти к прилавку издательства и обсудить что-то с человеком, который его представляет — они все прочитали и могут подсказать. В этом огромная ценность подобных событий. В Москве, например, на таких ярмарках собираются толпы людей, и я всегда сомневаюсь, идти или нет. Только потому, что тебя просто могут задавить. Классно, что бумажные книги все еще интересуют людей и находят своего читателя.
Раньше в Казани на Вишневского был магазин «Академкнига», теперь его нет и мы испытываем некий литературный голод. «Смена» же просто заняла свободную интеллектуальную нишу. До существования ЦСК я надеялась, что Дом Аксенова будет развиваться в похожем же направлении, но он этим путем не пошел. А потом как раз появился Центр современной культуры и покрыл потребность.
Возможно, Книжные фестивали не интересны большой массе людей, но для интеллигенции Казани — всегда долгожданное событие. Сейчас я реже выбираюсь на культурные мероприятия, но недавно, например, ходила на лекцию по creative writing.
Сюда меня привело желание посмотреть книжные новинки, связанные с философией, литературоведением, геополитикой, этнографией: самый широкий спектр гуманитарных наук. Также это возможность встретиться с друзьями и знакомыми, многих уже увидела. Больше всего читаю тех, с кем лично знакома, их же и рецензирую — это занимает все мое свободное время. Из последнего прочитанного меня больше всего потряс роман Вадима Месяца «Искушение архангела Гройса».
«Смена» — практически единственное место в Казани, где можно приобрести немассовые книги. Ну и «Штаб» еще. Я переехала в Казань из Уфы — у нас ничего похожего на Центр современной культуры нет. Сейчас я смотрела на прилавке произведения Шаламова, а еще хотела купить книги по философии. Предпочитаю читать классику ХХ века, а на книжный своп от Enter принесла тома Довлатова и философские размышления Ричарда Баха. Кстати, всегда интересно читать мысли писателей о философии. К примеру, у Марка Твена тоже есть подобные труды.
Также думала взять Мариам Петросян «Дом, в котором…» в бумажном варианте, так как читала ее в электронном виде с телефона. Я даже не делала уроки, чтобы поскорее ее дочитать.
В Telegram есть бот Flibusta Book — это не реклама, кстати. В общем, это очень удобно: пишем название книги, и если она есть, то можно тут же приступить к чтению. Там довольно большая электронная библиотека, в которой я нашла произведение «Белое на черном», оно мне очень понравилось. Недавно наткнулась на статью о разнице между электронной и бумажной книгой: последняя дарит приятные тактильные ощущения, а написанное воспринимается читателем как нечто более личное. Отличие все-таки чувствуется, потому я и здесь, на Книжном фестивале «Смены».
Меня больше всего привлекает детская литература и мастер-классы — я пришла на фестиваль с дочкой. Здесь богатый выбор, мы уже все просмотрели: здорово, что есть книги, которые не найти в других местах. Меня устраивает ассортимент книг для детей, их в Казани достаточно. У нас дома довольно обширная библиотека, а здесь ее можно пополнить еще больше. Очень хорошо, что появилась татарская детская литература — я имею в виду издательство «Юлбасма». У них красивые иллюстрации. Их издания — просто хит в нашем доме, так как у нас смешанная семья: дочь интересуется и татарским, и русским языками. Мне нравится то, как они оформляют книги с эстетической точки зрения. Для меня это важно, потому что я архитектор — хочется, чтобы дома были приятные глазу вещи.
Я читаю не очень много, в основном классику и статьи, в большинстве своем касающиеся моей профессии. Сейчас читаю «Источник» Айн Рэнд, но это, наверное, такая литературная попса, что я никого не удивлю своим выбором. Скорее всего, только я ее и не прочла — решила исправиться. Если сравнить с Москвой, то у нас не так много культурных событий, пока все это находится на стадии развития. Хорошо, что существует «Смена»: без нее я уже не могу представить наш город.
На Книжный фестиваль от «Смены» я прихожу в третий раз, мы обычно бываем здесь с друзьями. Встретил много новых книг, которых раньше на фестивале не видел. У издательства Tatlin, например, хорошие издания по архитектуре. А я как раз поступил на эту специальность и хочу почитать что-то по теме. К тому же в последнее время читаю не жанровую литературу, а статьи.
Понравилось то, что покупал на предыдущем Летнем книжном фестивале — Жиль Делез «Что такое философия?». В книге выдвигаются разные теории и концепции, прослеживается мысль о том, что философия отделяется от искусства и науки, хотя ее часто причисляют к последней. Автор называет ее собранием концептов и объясняет множество терминов, связанных с философией.
Наше поколение много читает, но оно потребляет информацию не в привычном формате бумажной и даже электронной книги, а в более упрощенном варианте. Например, в социальных сетях много специализированных, таргетированных сообществ, даже в Instagram под фото пишут небольшие выдержки, а потом прилагают сами материалы: в сумме получается много прочитанного. Или, например, во «ВКонтакте» появились статьи в удобной форме, которые я тоже люблю читать. Сюда же можно отнести и материалы на «Википедии», видеолекции на YouTube; все это — комфортный формат для молодого поколения.
Это раньше все было в офлайне: надо прочесть биографию писателя — вся информация в статье. Сейчас можно узнать что угодно и каким угодно образом: и фильм документальный посмотреть, и видеолекции, и найти тематическое сообщество в интернете. В этом есть свой минус: из-за фрагментированности знаний формируется клиповое мышление. Я замечаю это по себе, борюсь, потому и стараюсь читать в том числе и целостные произведения.
Каждый год мы приезжаем на фестиваль, в том числе и на лекции, из Набережных Челнов. В 2018-м открыли свой книжный магазин «Иначе говоря» в пространстве «Метро», поэтому одна из задач — закупить побольше книг. К тому же в «Смене» всегда концентрация интересных людей, событий и тем, а многие издательства превратились в хороших друзей. Можно подойти к знакомым и расспросить их о новинках. Мы, как владельцы своей книжной лавки, замечаем, что всегда есть пласт людей, которым интересно читать именно бумажные версии произведений: они говорят, что это и запах, и текстура, и атмосфера, и совсем другой мир. Лично я не считаю, что когда-либо такие любители исчезнут совсем — конечно, меняется соотношение тех, кто предпочитает бумагу и онлайн-вариант, но поклонники первого точно останутся.
Еще недавно я ездила на Non/fictio№20 — выставку-ярмарку интеллектуальной литературы в Москве: там поднимался вопрос печатных и электронных книг. Естественно, в рамках мероприятия обсуждали нон-фикшн: пришли к выводу, что он довольно стабилен, хотя каких-то по-настоящему отличных новинок на фестивале не было и некоторым он показался стандартным. Но вообще Non/fictio№20 всегда объединяет множество издательств и людей из разных городов.
Я рада, что появляется больше литературы, в которой одинаковое внимание уделяется как содержанию, так и оформлению. То есть текстуре книги — она хороша во всех отношениях, ее приятно держать в руках. Такого внимания ко всем деталям становится больше, это касается и нестандартного подхода к изложению. Например, издательство Tatlin выпускает классические тексты, а теперь некоторые из них подаются в необычном формате — с раскрасками по произведениям Пушкина. Для современного человека важно взаимодействие — когда ты не просто читаешь, а еще можешь что-то привнести в книгу.
Учитываю специфику деятельности, я и сама обращаю внимание на издательства, занимающиеся культурой и искусством: Ad Marginem, Tatlin, Garage, Strelka Press. А также и те, что имеют детскую и семейную направленность. Я много работаю с детьми и понимаю, что если книга будет замечательно проиллюстрирована, то она может родить в маленьких читателях отклик, открыть совершенно иные миры. Поэтому все детские издательства, которые трепетно относятся к вопросу дизайна, входят в число моих любимых. Если тексты и иллюстрации хороши, то такие вещи прививают детям тягу к прекрасному с самых ранних лет. Мне нравится как развивается фестиваль в «Смене», даже в Москве я старалась рекомендовать его представителям разных издательств. К сожалению, многие про него не знали, но заинтересовались: правда сказали, что все-таки лучше приезжать сюда летом.
Фотографии: Кирилл Михайлов
все материалы