Infected Mushroom — о сказках, Лос-Анджелесе и возвращении к истокам


28 июня в концертном зале «Пирамида» при поддержке продюсерской команды Ozone Pro прошел концерт Infected Mushroom — одной из главных групп в танцевальной электронной музыке и пионеров псай-транса. Enter встретился с музыкантами и поговорил о сказках, израильской сцене, работе в тандеме и поисках нового звучания.


Амит Дувдевани и Эрез Айзен, основатели Infected Mushroom, имеют схожий опыт: оба стали играть в группах еще со школы, оба учились в классе по фортепиано. Дувдевани вспоминает, что первым живым концертом, который он увидел, было выступление известной израильской рок-группы Mashina, куда его привел старший брат. На момент знакомства с Айзеном в середине девяностых Амит увлекался трэш-металлом и только вернулся из Индии. Эрез сначала сочинял для фортепиано, а потом стал экспериментировать с компьютерными программами, оттачивая мастерство в своей DIY-студии в спальне.

Познакомившись по рекомендации общего друга, Дувдевани и Айзен обнаружили схожий интерес к психоделическим тенденциям, все больше проявлявшимся на израильской сцене. В результате в 1990-м родился альбом The Gathering, а сразу после него Classical Mushroom (2000), которым заинтересовался европейский, американский и японский рынок.

— Вы выстрелили как проект на волне интереса к транс-музыке, развивавшейся в Израиле в начале нулевых. После этого вы стали менять стиль, усложняя свою музыку.

Амит: После того, как мы выпустили первые три пластинки, которые ассоциируются с чистым псай-трансом, решили записать экспериментальный альбом под названием Converting Vegetarians (2003). Мы стали искать новое звучание, которое обращалось бы ко всему спектру электронной музыки, а не только к одному психоделик-трансу. Кстати, этот альбом поначалу не был воспринят восторженно, и только значительно позже стал считаться одним из наших главных релизов. Но затем мы записали IM The Supervisor (2004) и Vicious Delicious (2007), очень трансовые пластинки. Так что мы постоянно в движении и исследуем разные проявления звука.

Мировое восхождение Infected Mushroom пришлось на время подписания контракта с Coast II Coast entertainment, которая занимается хип-хопом и коммерческой электронной музыкой.

Амит: Менеджмент и лейблы, на которых записываемся — будь то Perfecto Пола Окенфолда, Dim Mak или Monstercat — не влияют на наши решения. Мы пишем так, как чувствуем. Мы свободные художники.

В тот же момент, в 2004-м году, группа переезжает из Хайфы в Лос-Анджелес и начинает выступать в составе пяти человек вместе с гитаристами Томом Каннингемом и Эрезом Нетцом и ударником Рогерио Жардимом. Во время последнего трека на концерте в Казани Амит представляет каждого участника и добавляет: «Они играют с нами уже чертовых пятнадцать лет!» У Infected Mushroom есть сложившаяся традиция: написанием песен занимаются дуэт Амита Дувдевани и Эреза Айзена.

Амит: Когда мне в голову приходит какая-то идея, я сразу хватаюсь за айфон и напеваю мелодию и записываю ее [напевает]. Затем я иду с ней в студию, мы с Эрезом переслушиваем заготовку и перекладываем ее на клавиши. Потом добавляем слои, ударные и бас, и, в общем-то, с этой основы и начинается то, что постепенно выстраивается в песню. Если мы работаем без такой заготовки, то в ход идет импровизация с ударными и басом, которая потом перерастает в черновую версию трека. Мы всегда сочиняем музыку в тандеме с Эрезом, дополняя друг друга.

На вопрос, когда Амит и Эрез поняли, что занятие музыкой стало важной частью их жизни, Амит отвечает: «После альбома Classical Mushroom (2000), когда мы стали давать по сотне концертов в год. Меня в тот момент отчислили из колледжа, потому что я там так и не появился. Тогда я понял, что все очень серьезно!»

Infected Mushroom играют «очень быстрые композиции с триповыми механическими и органическими звуками и психоделической атмосферой — музыкальный аналог ЛСД». Все это подается под соусом непробиваемой радости — остается только удивляться тому, с каким постоянством она генерируется.

За двадцать с небольшим лет группа выпустила двенадцать альбомов. Последний — The Head of Nasa and the 2 Amish Boys (2018) — получил название благодаря локальной шутке: «руководителем НАСА» прозвали одного из членов тур-команды Infected Mushroom. Мем разросся до целой научно-фантастической истории и стал основной идеей альбома. «Это пластинка о космосе. Остальное мы оставим на волю фантазии слушателя», — говорят участники группы.

Сейчас звукозаписывающие студии носят более мобильный характер, чем двадцать лет назад, когда IM только начинали. Но как и тогда, они продолжают писать музыку вдали от концертной шумихи.

Эрез: Чаще всего мы записываем музыку в студии дома. Нам никогда не удается довести ее до ума в дороге.

Амит: Конечно, мы прорабатываем идеи во время турне и даже возим с собой некоторые студийные инструменты, но для того, чтобы закончить трек, нам необходимо вернуться в студию, в которой созданы все условия для комфортной записи.

— Когда вы пишете музыку, вы работаете с партитурой, или же больше с сэмплами, записанными звуками?

Амит: Мы используем готовые сэмплы только в записи ударных. Для всего остального у нас всегда есть основа — мелодия — и она автоматически прописывается в виде партитуры.

Амит и Эрез называют Лос-Анджелес местом, которое когда-то произвело на них настолько сильное впечатление, что теперь они являются гражданами Соединенных Штатов.

— Расскажите про ваш переезд. Он связан с желанием находиться в месте с более развитой музыкальной инфраструктурой?

Амит: Да. Кстати, когда мы только переехали в Лос-Анджелес, он еще не был таким большим, как сегодня. Но сейчас, действительно, этот город представляет собой самую крупную музыкальную площадку в мире. Причем это касается абсолютно всех жанров, будь то электроника, рок или поп. Также многие производители из игровой, теле- и киноиндустрии переезжают сюда. Здесь очень легко создавать что-то в коллаборации, вокруг много продюсеров, и у всех постоянно рождается масса идей. Нам приятно находиться и делать музыку в Лос-Анджелесе. По сравнению с ним Тель-Авив гораздо более расслабленный город.

В разговоре о природе своего звучания Infected Mushroom вспоминают о мифологии. Культура описывает более чем понятную связь между психоделической музыкой и выдуманными мирами: и то и другое подразумевает путешествие, трип.

— А есть ли у вас любимые мифы и сказки или их герои?

Амит: Их очень много! Дело в том, что в детстве я сильно увлекался научной фантастикой и фэнтези. Одно из моих любимых — «Бесконечная история» (фильм 1984 года, поставленный по одноименной повести немецкого писателя Михаэля Энде, — прим. Enter). Я читал книгу и смотрел кино, снятое на основе этой повести.

Сюжет рассказывает о маленьком мальчике Бастиане, который находит в одной особенной книге источник для творческих сил и строит новую Фантазию. Это довольно хорошая метафора для описания того, какой эффект может создавать музыка.

— Продолжим тему сказок. Обложки ваших альбомов отсылают к некоторым сказочным сюжетам. Например, на обложке Return to the Sauce (2017), кажется, изображен Мэрлин.

— Это не совсем Мэрлин. Кстати, картинку нарисовал один талантливый русский художник, который работает под псевдонимом fear-sAs.

— Как его зовут?

— Сергей. Фамилию я не помню, потому что мы общались через инстаграм (Сергей Свистунов, иллюстратор, художник компьютерных игр, в частности, Mortal Combat X, — прим. Enter). Мы работали с ним еще над одной обложкой — для Friends on Mushrooms (2015), где он изобразил дикобраза с огромными иголками. Что же касается Return to the Sauce, то название пластинки — это игра слов (название созвучно английскому return to the source — «возвращение к истокам», потому что именно в этом релизе музыканты вернулись к своему раннему, трансовому звучанию, — прим. Enter). И иллюстрация Сергея это очень хорошо передает.

Нам гораздо интереснее каждый раз привлекать разных художников, но иногда получается так, как с fear-sAs, когда сотрудничество хочется продлить. Все наши обложки разные, и тем не менее в визуальном плане укладываются в некую линию.

Обложка альбома Friends on Mushrooms (2015), созданная fear-sAs

Обложка альбома Return to the Sauce (2017), созданная fear-sAs

Как и Kraftwerk в свое время, Infected Mushroom разрабатывают собственные «инструменты», так называемые Infected Plugins (модули, подключаемые к программам для сведения или мастеринга и расширяющие их возможности, — прим. Enter).

— Насколько вы участвуете в процессе разработок в техническом плане? Или этим занимается отдельная команда?

Амит: Да, этим занимается отдельная команда.

Эрез: Все началось с того, что, разрабатывая в студии новые «звучки», мы поняли, что это отнимает слишком много времени. Поэтому мы стали искать решение проблемы. Привлекли к этому специалистов и получили результат, который нас очень устраивает.

— Что сегодня происходит в Израиле с электронной сценой после того, как интерес к трансу чуть уменьшился?

Амит: Интерес действительно несколько ослабился, но это, скорее, касается ситуации двух-трехлетней давности. Сейчас я, напротив, наблюдаю расцвет израильской сцены, когда группы вроде Vini Vici поднимают транс-музыку на новый уровень. Если говорить об андеграундной сцене, то она развивается со свойственной ей спецификой, но тоже заметно растет. И однозначно можно говорить о новом поколении транса.

— Пару дней назад вышел альбом Тома Йорка Anima. Вы уже успели его послушать? Кто вообще из мира музыки вам близок?

Амит: Пока не успели. Когда мы находимся в турне, то в дороге чаще всего слушаем радио. Мы фанаты рока, хэви-метала и чилаута. Еще слушаем много транса — знакомые музыканты присылают свой материал, чтобы узнать наше мнение.

— Помимо «инфицированного гриба», какой еще фразой можно описать вашу музыку?

Амит: Наверное, потрясающая! Но лучше так: бесконечная история [смеется].

Смотреть
все материалы