Изгоняющие дьявола: Кто занимается экзорцизмом в Татарстане


Верить в действенность экзорцизма или обращаться к тем, кто этим занимается, в XXI веке кажется странным. Но такая услуга не просто существует, а еще и пользуется популярностью: в интернете десятки форумов с вопросами, к кому и куда обратиться.

Среди изгоняющих бесов — колдуны, экзорцисты и духовные лица. Enter решил разобраться, как они борются со злыми духами в Татарстане и сколько это стоит.


Как менялось отношение к экзорцизму

Вере в подселение злых духов к человеку много столетий — еще древние греки упоминали это явление в книгах. Только к бесам они причисляли не конкретный злой дух, а пороки, одолевающие людей. В раннехристианских книгах тоже есть понятие «бесноватые», и оно относится к людям, склонным к аморальным, по меркам общества, поступкам.

В начале IV века каждый экзорцист изгонял бесов по-своему — единого свода правил проведения обряда не существовало. Чаще всего применяли молитвы, святую воду и через разговоры с одержимым пытались выяснить, какой злой дух в него вселился. Считалось, что услуги экзорциста нужны людям с несвязной речью, необычайно большой физической силой и страхом перед святынями.

В Средние века в странах Европы экзорцизм стал очень удобным способом избавиться от неугодных — достаточно было только объявить их одержимыми. На Руси на официальном уровне служители православной церкви относились к нему с осторожностью. Популярным обряд стал только ближе к ХIХ веку: это было связано с попыткой отвоевать монополию на чудо и изгнание бесов у «целителей» из народа, которые стали появляться как ответ на тягу людей ко всему мистическому и потустороннему. Затем началась эра стремительных научных открытий, и интерес к ритуалам вроде экзорцизма постепенно угас, но не исчез совсем. Со временем разные способы изгнания духов снова оказались в немилости у РПЦ — большинство священнослужителей считает, что эффективнее всего бороться с одержимостью постом и добродетельной жизнью, а не обрядом.

Сейчас его проводят отдельные духовные лица, не упоминая слова «экзорцизм». Чаще всего используется народное название «отчитка». Для ее совершения необходимо получить благословение у своего епархиального архиерея, но по факту тех, кто следует этому правилу, очень мало.

«В церковь идти с одержимым не советую, иначе бес озлобится и “задавит человека”»

Специалистов по изгнанию злых духов в Татарстане можно найти по ключевым словам: экзорцизм, отчитка, изгнание бесов — так как объявлений именно от экзорцистов почти нет. Поисковик приводит на интернет-форумы и в соцсети, где пользователи подскажут, в какой церкви или мечети изгоняют злых духов. Про экзорцистов, не связанных с духовенством, в тематических обсуждениях в соцсетях почти ничего не пишут — возможно, люди больше доверяют священнослужителям и обращаются к ним.

Духовные лица в республике изгнание бесов проводят с помощью аятов из Корана или молитв из Библии. При этом священнослужители предпочитают не использовать слово «экзорцизм» и называют ритуал отчиткой или духовным исцелением. Другие методы у колдунов, магов и ведьм с ряда татарстанских сайтов. Об умении изгонять духов в своих объявлениях они не упоминают, но при общении по телефону соглашаются на обряд. Цена вопроса — от пяти тысяч до бесконечности.

В Татарстане нашелся только один сайт с отдельным блоком, посвященным именно экзорцизму — «Магический орден». В тексте указано, что обряд могут выполнять только маги с особым рангом и статусом, позволяющим им изгонять демонов и духов «всякой нечистоты». Все виды экзорцизма можно заказать онлайн как для себя, так и для другого человека. Хотя в объявлении написано, что речь о проведении обрядов в Казани, на личную встречу приглашают в Ростов-на-Дону. Заказчикам нужно ввести свои имя и фамилию, номер телефона и e-mail, после чего на указанную почту придет письмо с оповещением, что заказ зарегистрирован.

Потенциальным клиентам предлагают несколько видов обрядов экзорцизма. «Срочный экзорцизм» за 6 000 рублей проведут, если пациент находится в тяжелом состоянии. В остальном авторы объявления рекомендуют купить «полный экзорцизм», так как «он полностью устранит все негативные влияния и исцелит от сильной порчи». Такой обряд стоит 35 000 рублей и рассчитан на людей, чьей жизни что-то угрожает: порча, одержимость, плохие привычки и даже рак. Обряды «малого» и «большого экзорцизма» одинаковы по цене, но отличаются степенью стороннего влияния на клиента — чем сильнее «черномагическое воздействие», тем сложнее. Детский экзорцизм обойдется в 4 500 рублей.

Большинство ведьм, магов и колдунов с казанских сайтов предлагают совладать со злыми духами в дистанционном режиме без личного присутствия человека. Все просят прислать фотографию одержимого, чтобы провести диагностику и понять, какой бес овладел человеком и насколько он силен. От этого зависит конечная стоимость обряда и сроки его проведения.

Ведьма Екатерина из Казани за диагностику на одержимость по фотографии и имени берет 1 000 рублей. Затем предстоит проверить «бесовую отточку» — время пребывания злого духа в теле человека и время его подчинения. Сам ритуал проходит на могиле тезки: процесс занимает три ночи, а защита устанавливается на 13-е сутки. По словам Екатерины, все это очень опасно, поэтому и оплата за ритуал составляет не менее 16 000 рублей.

Другой колдун, Николай, представляется потомственным веретником по мужской линии. Про размер гонорара он не упоминает и в голосовом сообщении разъясняет, что только шарлатаны в интернете могут сразу назвать сумму услуги, а профессионалам необходим осмотр. Николай просит сначала отправить три фото, на которых отчетливо видны глаза, чтобы оценить масштаб проблемы клиента.

Маг Влад рассказывает, что его ритуал по изгнанию бесов совершается с помощью якобы более действенной по сравнению с церковными обрядами черной магии. Перед этим приглашает на личный осмотр — без него говорить о цене маг не готов. Как именно проходит обряд, Влад раскрывать не хочет, поскольку это «личное дело каждого мага», и предупреждает, что после процесса может проявиться обратный эффект. В этом случае проблема станет только острее — есть вероятность, что сознание клиента изменится.

Подробности ритуала не раскрывает и ведьма с более чем двадцатилетним опытом Марьям. За свои услуги она берет не менее 15 000 рублей. Когда клиент переведет деньги на счет, Марьям отправит описание индивидуального обряда-подготовки — его надо провести самостоятельно или доверить кровному родственнику. Затем к процессу подключается ведьма с главным ритуалом. Согласно описанию, все это не относится ни к белой, ни к черной магии и открывает ауру человека. Работа проводится дистанционно, иначе сущность способна вселиться в изгоняющего. При этом Марьям может сделать так, чтобы бес переселился в другого человека, на которого укажет клиент. Ведьма гарантирует 100% результат и присылает фото и видеоотчет о проделанной работе.

Родовая ведьма Мария изгоняет духов около 16 лет. Она проводит диагностику по фотографии или по дате рождения человека за 10-15 минут, используя нумерологию. Стоимость начинается от 10 000 рублей в зависимости от силы беса и путей его вселения. Если злой дух наведен на человека и на его изгнание поставлена защита, то стоимость обряда превысит 50 000 рублей. После диагностики ведунья просит перевести деньги и покупает атрибуты для обряда — например, веревки, которыми связывали мертвого человека. Сам ритуал проводится только с часу до трех ночи на перекрестной дороге, где не ступала нога человека. Пока идет процесс, клиент, из которого изгоняют сущность, может быть озлоблен или чересчур весел. Улучшение наступает через два дня, а полное изгнание — в течение семи дней. Есть вариант ускорить процесс и выгнать беса за три дня, но это обойдется в несколько раз дороже. Мария не советует идти с одержимым в церковь, иначе бес озлобится и «задавит человека».

«Врач ничего не нашел, помоги, пожалуйста»

Некоторые исследователи считают, что феномен одержимости человека злым духом с точки зрения ислама, христианства и иудаизма имеет много общего. Последователи перечисленных религий верят, что злые духи овладевают человеком в состоянии психологического ослабления во время стрессов или депрессии, и исцелиться можно только при помощи писаний из священных книг. В процессе изгнания обязательно используется чтение святых молитв.

Имам-хатыб казанской мечети «Хадича» Фарит хазрат Кадыров говорит, что изгоняет бесов 25 лет. Он считает себя первым среди имамов, занимающихся этим в Татарстане. О том, что в человека вселились злые духи, по словам Фарита хазрата, можно узнать по боли в органах.

— Люди [с одержимостью] идут со словами: «Врач столько раз смотрел и ничего не нашел, помоги, пожалуйста». Если читать определенные аяты из Корана рядом с ними, они начинают кричать или драться, падают, просят замолчать. Это говорят джинны. Я могу с ними общаться: спрашиваю, в каком органе они находятся, зачем пришли. 20 лет назад я привел к больным людям врача, который во все это не верил. У него при себе были глюкоза, шприц и ампула — над ними я прочел молитву. Больному воткнули шприц в вену, и тот начал кричать, как в припадке. Даже этот большой врач не смог поставить диагноз.

Обычно изгнание занимает у имам-хатыба полчаса. Желающих много, старается принять всех. После, признается священнослужитель, не остается никаких сил. Обряд дается ему нелегко и сам по себе опасен — могут увязаться джинны.

Фиксированной суммы за совершение обряда нет: прихожане оставляют пожертвование — «садака». Чаще всего за помощью в мечеть Фарита хазрата приходят молодые. Тех, у кого тяжелый случай, к имам-хатыбу отправляют его ученики. За годы практики он обучил несколько человек, но не все могут справиться со сложными формами душевного недуга. Подселение джиннов к человеку мусульмане считают именно духовной болезнью. Никто не может дать гарантию полного излечения — даже после чтения Корана рядом с одержимым.

Руководитель отдела по вопросам шариата Духовного управления мусульман Татарстана Булат хазрат Мубараков уверен, что у клиентов недобросовестных специалистов почти нет шансов одолеть бесов.

— Много людей претендуют на звание знающих, но больше половины из них не разбираются в теме. Самый верный путь к успешному обряду — обратиться к имаму, который получил разрешение. Оно передается по цепочке от пророка Мухаммеда. То есть он когда-то обучил своих сподвижников, и они несут это знание от одного к другому: устно или письменно. Таких и нужно искать.

Второй способ не прогадать со священнослужителем — найти опытного, духовно выросшего человека, который успешно вылечил других с помощью аятов из Корана. Отследить шарлатанов сложно, признается сотрудник ДУМ: предоставление услуг по изгнанию бесов государство не регулирует. Нет и определенных стандартов — из-за этого у имамов разные подходы к ритуалу. А некоторые и вовсе просто прикрываются религией ради выгоды, считает хазрат.

«Одержимые были. Но это не безопасно для других»

Вопреки порицанию РПЦ, отчику, призванную избавить человека от бесов, проводят в ряде храмов по всей стране. Рекомендации, кто и где из священнослужителей принимает одержимых, легко найти на интернет-форумах. В Татарстане это храм Архангела Михаила в Дрожжановском районе и храм Святой Троицы в Тукаевском районе.

Первый находится в селе Старое Чекурское. Одно из казанских туристических агентств организует туда экскурсии и заостряет внимание на возможности исцелить одержимых. Принимает прихожан сам настоятель — Олег Волков.

Телефон, указанный в контактах храма, постоянно молчит, поэтому в чатах советуют не тратить время на звонки, а приезжать сразу на место. Лейсан из Казани присутствовала на одном из богослужений настоятеля. Раскрывать подробности в личной беседе она отказалась, но призналась, что обращалась к священнослужителю «за телесным лечением» и пользы не получила. При этом, по словам Лейсан, в церкви были одержимые.

На вопрос о том, имеет ли настоятель храма Архангела Михаила благословение на совершение отчиток, Татарстанская митрополия отвечает, что священник этим не занимается. По предположению митрополии, отец Олег совершает лишь молебны о здравии и благополучии всех прихожан. Для самих отчиток необходима личная святость, а изгонять бесов можно только силой Божьей. «Если не будет личной святости, то не помогут никакие чины “отчиток”», — заверили там.

В пресс-службе митрополии поясняют, что управляющий Казанской епархией митрополит Казанский и Татарстанский Феофан не давал благословения на совершение отчиток ни одному священнику. При этом очевидцы служб в храме Дрожжановского района в интернете обмениваются мнениями об обряде и пишут, что там принимают людей, верящих в свою одержимость. Чтобы попасть внутрь, нужно получить талон и отстоять очередь. Взнос составляет 250 рублей.

«С собой можно привести по желанию крупу, соль, масло нерафинированное и кагор»

В Большой Шильне отчитку проводит протоиерей Рафаил Миронов. У церкви есть свое сообщество во «ВКонтакте, где указан телефон для справок. Помощница батюшки Юлия берет трубку почти сразу и объясняет, что название «экзорцизм» звучит слишком высокопарно — в их храме обряд называют духовным лечением. Отец молится над больными, проводит помазание и читает Евангелие над головой каждого. По словам Юлии, на духовное лечение в Большую Шильну приезжают люди из разных городов.

Перед посещением церкви надо записаться и оставить 580 рублей в качестве пожертвования. При желании с собой можно привезти крупу, соль, нерафинированное масло и кагор. Их осветят и раздадут прихожанам. До соборования (таинство, во время которого происходит отпущение грехов,— прим. Enter) батюшка рассказывает, как надо жить, чтобы избавиться от всех болезней, в том числе и от беснования. В конце богослужения с духовным лицом можно пообщаться лично. Полной гарантии освобождения от бесов нет, так как «сам Господь решает, нужно ли на данный момент сделать так, чтобы человек освободился от такого недуга, или ему это не полезно».

Изгнание бесов через отчитку несколько лет назад проводили и в Казани. Это делал протоиерей Николай Ушаков в Никольском соборе на улице Баумана — ему 97 и он отошел от дел. В храме говорят, что его контактов нет, и сейчас в соборе такой обряд не проводят. Пресс-секретарь Татарстанской митрополии Дмитрий Аликин объясняет, что, возможно, в Никольском соборе проводили не отчитку, а молебны, которые просто называли иначе. По его мнению, каждый здравомыслящий священнослужитель, прежде всего, должен обратить человека с душевной болезнью к таинствам, и никакая отчитка не имеет такой силы, как они.

При этом в пресс-службе уточняют, что обряды экзорцизма присущи католической церкви. Отец Андрей Старцев из казанского католического прихода подтверждает этот факт, но в Казани, уверен он, ими никто не занимается. По его словам, в России есть только один экзорцист, если не считать епископов — это отец Хосе Мария Вегас. Он живет в Санкт-Петербурге.

Изображения: Саша Спи 

Смотреть
все материалы