Креативная экономика: Как монетизировать творчество и что этому мешает
За последние несколько лет резко возросло количество арт-кластеров, музыкальных лейблов, альтернативных театров и медиа-проектов. Представители творческого бизнеса не просто объединяют людей по интересам, но создают новую тенденцию — делают искусство значимой частью экономики. Согласно АСИ, на 2021 год в России сфера креативных индустрий оценивается более чем в 5,3 триллиона рублей, и этот показатель растет.
Редакция Enter совместно с арт-резиденцией RE’ACTOR уже отвечали на вопросы о креативных индустриях. Сегодня мы поговорили с представителями творческого бизнеса Казани — именно они создают международные фестивали, продвигают локальных артистов и разрабатывают знаковые дизайн-проекты. Делимся их размышлениями о том, как развивается творчество в городе и что ему мешает.
Партнерский материал
Если разбирать само понятие «креативные индустрии», в нем присутствует и творческая, и денежная составляющая. Нельзя говорить, что это только про искусство или про заработок, это больше про взаимосвязь между замыслами и экономикой.
В Казани креативные индустрии развиваются, и это уже хорошо — мне пока тяжело анализировать, в каком направлении конкретно, но изменения чувствуются. За последние несколько лет стало больше проектов, и главное — они живут. Что касается музыкальной сферы, сложно говорить, что происходит с ней в качественном плане, но количественный рост виден. Стало больше диджеев, музыкальных групп, а еще появились лейблы.
Но есть большой разрыв между локальными представителями, которые только начинают заниматься музыкой и теми, кто погружен в индустрию на уровне страны. Хотя у нас потихоньку начинают появляться музыканты, которые выходят на федеральную и даже мировую арену. Если их количество будет расти, это станет доказательством того, что люди, работающие в индустрии и развивающие ее, все делают правильно.
Сейчас мы с командой Werk исследуем вопрос, что необходимо делать для развития музыкальной сферы. Вполне возможно, запустим образовательные курсы или даже музыкальную академию. В любом случае не все начинания имеют конкретной результативности и без дополнительной поддержки, в том числе государственной, бывает тяжело реализовывать просветительские проекты. Кстати, если изначально тщательно ознакомиться с условиями грантовых программ и взвесить все свои возможности, то и при господдержке можно быть свободным в вопросе творческой реализации. Мы и в Werk работаем по разным грантовым историями, если условия не противоречат нашим идеям.
Я бы не стал делить креативные индустрии по принципу «про деньги» или «про творчество». Все зависит от подхода. Творчество не зависит от денег, оно само по себе, а креативная индустрия, если она — индустрия, это совокупность творчества и денег.
Если говорить про дизайн в Казани и в остальном мире, то мы сильно отстаем. Чтобы развивать креативную индустрию на профессиональном уровне, нужно привлекать признанных специалистов. Казань в этом плане стоит в самом начале пути. Пока нет специализированных выставок высокого уровня, нет известных школ дизайна, нет музеев. По этой причине люди не понимают, что такое хороший дизайн и куда нужно смотреть, чтобы взять пример. А самое главное, нет ценности профессии дизайнера и дизайн-продукта. Эту ценность необходимо создавать. Думаю, в этом причина отсталости данной отрасли в нашем регионе.
Мне кажется, нужно перенимать из мировой практики методы взаимодействия с молодыми дизайнерами, к примеру, устраивать открытые конкурсы (даже внутри города). На данный момент, у нас отсутствует навык проведения таких мероприятий. Взять тот же конкурс на разработку архитектурной концепции театра Камала — я почитал техническое задание и сложилось впечатление, что люди, которые его делали, имеют мало опыта в проведении подобных событий.
Но есть и положительный опыт в нашей сфере — я принимал участие в разработке интерьера в Присутственных местах Кремля, это сотрудничество мне понравилось. Также очень круто сделана набережная Кабана, она располагает своей продуманностью — там очень разнообразный растительный ландшафт. Парк «Черное озеро» тоже неплохой пример, но есть сильное упущение, в нем не хватает паблик арта, скульптур и уличной живописи. Еще могу выделить Национальную библиотеку, это новый уровень для общественного пространства, который привлекает заслуженное внимание.
Креативные индустрии — это подвижный и молодой сегмент бизнеса, который дает новые импульсы и свежий формат. И он непосредственно связан с урбанизацией и демократизацией.
Есть ощущение, что в Казани многие проекты, связанные с современным искусством, активно реализуются и развиваются. И я как человек, который является частью креативного сообщества, вижу большие перспективы — появляются новые выставочные пространства и художники, развивается городская инфраструктура, меняется облик Казани, и все это мотивирует и бодрит. Условия, в которых креативные индустрии прогрессируют, могу с легкость назвать комфортными.
В сфере творческого бизнеса сейчас все начинает расширяться — в какой-то момент «Смена» была единственной площадкой, где можно было увидеть выставку современного искусства, теперь у нас появился реконструированный ГСИ и выставочный зал в Национальной библиотеке. Присутственные места скоро откроются с огромными помещениями, в них художники смогут выставлять свои работы. Меня это очень радует и вдохновляет.
Но нам по-прежнему не хватает аудитории и фондов, которые бы поддерживали современное искусство. Также не хватает кадров — во многом мы занимаемся самообразованием, что отчасти является небольшим экспериментом для всех представителей сферы. Помимо этого есть определенные особенности региона — большое количество средств и сил уходит на сохранение национального искусства. Безусловно, это очень важно, но современность нужно «подтягивать», потому что именно за счет развития современного искусства мы можем получить ответы на вопросы, которые находятся в повестке сейчас.
Я считаю, что в креативных индустриях первоначальная мотивация — творческая, а если считать главенствующей идеей деньги, делать качественный продукт практически невозможно. При этом материальные и нематериальные категории сильно взаимосвязаны. Человек может делать то, что ему нравится, и обеспечивать свои потребности. Я не согласна с мнением, что художник должен быть голодным и что независимость творца упирается в отсутствие финансирования.
Можно сказать, организованных литературных фестивалей не было в городе до 2021 года. Мы буквально с нуля начали развивать литературное направление. Но это проблема не только Казани, поэтических слэмов и сообществ невероятно мало по всей России — мы стараемся менять восприятие и создавать творчество со вкусом. В прошлом году нам удалось провести четыре слэма и фестиваль современной поэзии с участием Марины Астаховой. У нас аудитория не только казанская или татарстанская, в мероприятиях принимают участие люди со всей страны. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы наши слэмы стали стартовой точкой для отбора на всероссийский этап соревнований.
Мы нацелены на улучшение качества, а не на увеличение количества поэтов. Хочется, чтобы участники получали признание со стороны профессионального сообщества. К тому же мы задумываемся о создании курсов, образовательных программ с участием специалистов, потому что обучение тонкостям поэзии — ключ к творческой реализации.
Я не могу сказать, что креативные индустрии больше про деньги или про творчество. Это творческое направление, которое приносит деньги компании. Бывает, что отдавая предпочтений финансам, люди убивают искусство, и начинается обслуживание заказчика. Есть и обратная сторона, когда творец сильно уходит в творчество, которое не находит отклика у общества. Для меня идеально, когда человек или команда создает свой креативный продукт с оглядкой на спрос.
Фестиваль «НУР», который мы провели в 2021 году был новой формой коммуникации с жителями Казани. Для меня медиаарт — объединение всех направлений искусства в целостную форму. Я считаю, что у нас получилось наладить диалог с жителями на 200%, по тем отзывам, которые мы получили от людей, это видно. Многие говорили: «Вау, я никогда такое не испытывал и никогда подобное не видел». И конечно, фестиваль получит новое развитие в 2022 году. В рамках первого мероприятия мы раскрыли не все сферы медиаискусства, есть целый ряд жанров, которые мы хотим показать. А еще усилим лайнап крутыми художниками — ожидаем участие артистов из Франции и Амстердама.
Если говорить о том, чего не хватает нашей индустрии в Казани, то это однозначно пространства. Нам бы хотелось иметь собственную медиа-лабораторию с базовым техническим наполнением. Также нужен выставочный павильон, о нем мы мечтаем давно — туда бы привозили художников и выставляли их работы. Думаю, скоро мы реализуем этот проект. А еще, как и во многих креативных сферах, медиаискусству не хватает образовательной среды, хотя спрос на это большой.
Также хочется верить, что государство начнет погружаться в креативные индустрии и удовлетворять запросы их представителей. Нам необходим доверительный диалог с властями без вмешательства в творчество. Потому что сейчас есть ощущения, что придуман некий шаблон, и если продукт не вписывается в картину мира административных структур, его поддерживать не будут. Например, мы не получили помощи со стороны властей, хоть и обращались во многие инстанции при организации «НУРа». Возможно, у нас не было определенного кредита доверия, но после фестиваля, в который мы вложили свои силы, он появился. На данный момент мы продолжаем подаваться на гранты, чтобы получать субсидии.
Говоря про креативные индустрии, мы имеем в виду систему производства нематериальных активов и заработок на интеллектуальной собственности, в этом смысле нет никакого «или», есть скорее «и». Думаю, мы сейчас наблюдаем, как идет развитие отдельных ее направлений, а развитие индустрии в целом — желаемое будущее.
На мой взгляд, прогресс индустрии — это работа на стыке многих отраслей. Уверена, чем больше возможностей для коллабораций, тем активнее развивается сфера. В городе не хватает единого места, где все могли бы встретить всех. Нет единой образовательной платформы, где молодые ребята без возможностей, но со светлым умом и свежими идеями могли бы учиться, прокачивать скиллы, получать всевозможные инструменты, а главное — искать то, что им наиболее интересно.
Во время пандемии произошел очень интересный и в какой-то степени поворотный момент. В муках самоизоляции, когда наша команда встречалась лишь в Zoom, мы начали погружаться в самый коммуникативный вид театра — театр горожан. Мы открыли его для себя, изумились и решили им заняться вплотную. Полностью перестроили нашу жизнь и вышли после карантина на новую площадку — двери «Угла» закрылись, а открылись двери MOÑ. И это самое удивительное и прекрасное, что с нами произошло.
Помимо необычных театральных постановок, в репертуаре MOÑ есть два инклюзивных спектакля — через них, а еще через открытые лекции со зрителем, контент, в котором представления транслируются в социальных сетях, происходит поступательная дестигматизации (комплекс мероприятий, направленных на повышение общественной толерантности к людям с заболеваниями разного спектра — прим. Enter) такого искусства. И это просто супер. На последний показ инклюзивного спектакля у нас был солд-аут.
Образование, гранты, общественные пространства, события и многое другое, все это, по мнению представителей креативных индустрий Казани, необходимо городу для развития творчества и его монетизации. Возможно, вы согласны с кем-то из креативного сообщества или имеете собственные размышления о дальнейшей судьбе этой сферы бизнеса. Для тех, кто хочется поделиться своим мнением, арт-резиденции RE’ACTOR создала небольшой опрос — пройдите его и расскажите о ваших идеях в секторе креативных индустрий.
Изображения: Таня Янни, ugarinat, предоставлены героями
все материалы