Кто строил Казань: Ключевые архитекторы города. Часть 2


Казань — большой город с сотней зданий разных архитектурных стилей, которые разбросаны по центру и другим районам. Гуляя по улицам, жители и туристы часто задаются вопросами, кто проектировал ту или иную постройку. Редакция Enter решила выступить в роли модератора и выпустить онлайн-гид в цикле материалов, чтобы познакомить читателей с ключевыми архитекторами города и их главными проектами.

В апреле мы опубликовали первую часть и рассказали про проекты Василия Кафтырева, Александра Песке, Христиана Крампа и других. Для второго материала мы изучили исторические источники, карты и сведения об архитекторах, построивших самые узнаваемые здания с 1850-го до 1917 годов.


​Павел Аникин

Аникин рос в семье потомственных казанских дворян и провел детство в родовом имении Аникино Казанской губернии. В 1854 году он окончил Петербургское строительное училище, и позже, накопив опыт, занял должность казанского городового архитектора. Последние годы жизни занимался частной практикой и состоял в Казанской городской думе.

Доходный дом Соболева

ул. Коротченко, 26

Дом, принадлежавший купцу и торговцу хлебом Ивану Соболеву, построен в 1869 году. В разные времена внутри располагались банк, гостиница, бани и жилые помещения. В 1970-е постройку признали ветхой, в 2009-м — аварийной. Сейчас дом не обслуживается, находится в полуразрушенном состоянии, и в нем часто происходят пожары, хотя при должном внимании и своевременной реконструкции он мог бы стать элитным ЖК или гостиницей.

Дом Калинина — Жадиной

ул. Баумана, 74

Во второй половине XIX века усадьба, построенная по проекту Аникина, принадлежала двум владельцам: правая часть относилась к семье купцов Калининых, а левая с каменным двухэтажным домом и флигелем — к купцам Сапугольцевым. В 1911 году усадьбу выкупил купец Федор Жадин, который объединил два рядом стоящих здания. Сейчас это протяженный дом с проездной аркой и большим внутренним двором.

Здание гостиницы «Амур»

ул. Московская, 70

Первыми владельцами здания, возведенного в стиле модерн с элементами татарского зодчества, были наследники купца первой гильдии Ибрагим и Исхак Юнусовы. В 1912 году они сдали дом в аренду купцу Мубаракше Рамазанову под номера гостиницы «Амур». Она стала первым благоустроенным отелем в казанской губернии, где останавливались татарский поэт Габдулла Тукай, публицист Фатих Амирхан и основоположники национального театра Габдулла Кариев и Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. В феврале 2012 года здание гостиницы передали группе компаний ASG invest, которая планирует провести в доме реконструкцию.

Другие проекты: Дом Щербакова на Баумана, 7А; Дом Лисичкина на Федосеевской, 67; Дом Волгина на Баумана, 39; Дом Каретникова на Баумана, 66; Дом Данилова на Карла Маркса, 29/14.

Петр Тихомиров

О жизни архитектора сохранилось мало информации, к тому же большинство фактов трактуются двояко. Например, его фамилия в исторических источниках пишется по-разному: «Тихомиров» и «Тихомирнов».

Окончив казанское уездное училище, с начала 1850-х он служил чертежником в Казанской губернской строительной и дорожной комиссии. В 1859-м или, по другим данным, в 1861 году сдал экзамен на звание внеклассного художника в Академии художеств, а спустя четыре года стал помощником архитектора в той же комиссии. Позже совмещал эту позицию с должностью техника.

Дом Меркулова

ул. Баумана, 15

Памятник архитектуры республиканского значения — одно из самых узнаваемых зданий на улице Баумана. Его строительство заказал купец первой гильдии Афанасий Меркулов, для которого Тихомиров создал проект двухэтажного дома со строгой композиционной структурой и трехчастным фасадом с центральным ризалитом.

Главный дом усадьбы Кушаева

ул. Каюма Насыри, 5

Участие в строительстве усадьбы Муртазы Кушаева принимали несколько архитекторов. В 1856 году Александр Песке разработал проект бревенчатого дома с кирпичным полуподвалом. Позже дети Кушаева Ибатулла и Габдулла выстроили главный кирпичный дом по разработкам Тихомирова.

Это здание с двумя основными этажами и антресольным помещением на третьем. С точки зрения архитектуры особенно интересен второй этаж с полуциркульными окнами, архитравом, фризом и профилированным карнизом. Веранда дома украшена лепниной, столбами и ажурной резьбой.

Крестовоздвиженский собор

ул. Большая Красная, 5

Собор входит в комплекс Богородицкого женского монастыря. Величественное здание с пятью главами украшено куполом и обрамлено колоннадой коринфского ордена. В храме некогда находился Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери.

В советское время внутри функционировал Казанский государственный педагогический институт, позже его передали студенческому общежитию. В апреле 2005 года владельцем здания стала Казанская епархия, под руководством которой прошла масштабная реставрация.

Дом Оконишникова

ул. Баумана, 35

Особняк в стиле барокко построен в 1873 году и назван в честь Михаила Оконишникова. Известно, что владелец происходил из мещанской семьи и в течение жизни вел предпринимательскую деятельность. К концу XIX века Оконишников владел торговыми местами и складами в Казани, Перми и Вятке, продолжая жить в собственном доме, построенном по проекту Тихомирова.

Другие проекты: Дом Казакова на Каюма Насыри, 3; дом Сапугольцева на Кави Наджми, 11.

Петр Романов

Петр Романов родился в 1835 году в Нижнем Новгороде. Он получил образование в уездном училище и переехал в Казань, где начал свою карьеру. Сначала работал чертежником в губернской строительной дорожной комиссии, а потом сдал экзамены в Академии художеств на звание внеклассного художника и стал канцелярским служащим. Еще через несколько лет стал исполняющим обязанности городского архитектора. В Казани он построил больше 100 зданий и занимался реставрацией.

Бурнаевская мечеть

ул. Ахтямова, 7

Мечеть в Старо-Татарской слободе построили на деньги мусульманской общины и личные вложения купца Мухаметсадыка Бурнаева в 1872 году. Романов создал проект однозального святилища с элементами средневековой татарской и русской архитектуры.

Дом Шигабутдина Марджани

ул. Каюма Насыри, 10А

Первым владельцем дома был татарский ученый и религиозный деятель Шигабутдин Марджани. После сильнейшего пожара его пришлось восстанавливать, чем и занялся Романов в 1860-е. Двухэтажное полукаменное здание выполнено в традициях татарской архитектуры: симметричная композиция, декорированные ромбами окна и украшения в виде красных тюльпанов.

Дом Галеева

ул. Габдуллы Тукая, 38

Здание для купца Мухаметзяна Галеева возведено в 1912 году. В нем преобладает эклектичный стиль с псевдобарочными элементами. Известно, что в доме прошли детские годы ученого-теолога и педагога-реформатора Галимзяна Галеева (Баруди).

Здание детского приюта братьев Юнусовых

ул. Габдуллы Тукая, 89

Идеей открыть в Казани сиротский приют «загорелись» купцы Ибрагим и Исхак Юнусовы. Для строительства здания они обратились к Петру Романову, который предложил проект в стиле татарского зодчества и воплотил задумку в 1872 году.

За основание приюта братья Юнусовы удостоились государственных наград: Ибрагим Юнусов получил золотую медаль и орден Святой Анны III степени, а Исхак — золотую медаль и орден Святого Станислава III степени.

Другие проекты: Казанский исламский колледж на Каюма Насыри 15/6; дом Парамонова на Пушкина, 54А; Спасо-Преображенская церковь на Университетской, 2; дом Никифорова на Гоголя, 1; особняк Сабитовой на Габдуллы Тукая, 86.

Лев Хрщонович

Сын минского архитектора из поколения польских дворян получил образование в Строительном училище Санкт-Петербурга. В 1859 году он переехал в Казань, где начал служить архитектурным помощником в губернской строительной и дорожной комиссии. Спустя 15 лет занял должность губернского архитектора, а с 1885 года был членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Знания и опыт он передал сыну Леониду, который стал инженером и продолжил работать в Казани.

Александринский сиротский приют

ул. Бутлерова, 30

Двухэтажное кирпичное П-образное здание с домовой церковью и деревянным флигелем для лазарета появилось в Казани в 1890 году. К дому со двора примыкала одноэтажная пристройка-кухня и арочные ворота. Вход в здание находится посередине фасада, что подчеркивает его симметричное построение. Некоторые источники указывают на то, что в доме работал известный хирург и новатор в области лечения ран Александр Вишневский.

Алафузовский Дворец

ул. Гладилова, 49

Т-образный симметричный Алафузовский дворец отделан рустом, украшен пилястрами с композитными капителями и витражами. Его построили на средства промышленника Ивана Алафузова в 1900 году как «народный дом» и училище для рабочих. В нем размещались библиотека, чайная, столовая и детский сад. До 1918 года здание использовалось как театр, через несколько лет его передали профсоюзам. Сейчас там находится молодежный музыкальный центр «Созвездие — Йолдызлык».

Лютеранская церковь

ул. Карла Маркса, 26

Стройка двухэтажного каменного евангелическо-лютеранского храма по проекту Хрщоновича продолжалось три года с 1862-го. В нем архитектор объединил эклектику с элементами готики и гражданского зодчества. К зданию святилища примыкали три флигеля и двор с садом. В 1927 году святилище перестроили и позднее передали Казанскому городскому немецкому обществу имени Карла Фукса. Сейчас в церкви проходят богослужения и вечера органной музыки.

Дом Чепурина

ул. Большая Красная, 58

Жилой дом построен по проекту Хрщоновича в 1906 году. Это кирпичное здание в викторианском стиле с трехчастным фасадом, рустованными оконными проемами и карнизом с лепным узором. Сейчас в здании находятся багетная мастерская и лавка для художников.

Бактериологический институт

ул. Большая Красная, 67

Трехэтажное кирпичное здание построили в 1898 году по предложению профессора медицины, хирурга и археолога Николая Высоцкого. Окна первого и второго этажа прямоугольные, а третьего — полуциркульные. Наличники, сандрики и тяга по фризу здания оштукатурены.

Другие проекты: Театральное училище на Гоголя, 2; Гостиница «Казанское подворье» на Баумана, 9; усадьба Тихомирнова на Островского, 20.

Генрих Якоб Руш

Генрих Руш родился в Германии в 1855 году. Он окончил Императорскую академию художеств с серебряной медалью и в 1880-м переехал в Казань работать архитектором. В городе ему сразу же стали доверять строительство крупных общественных зданий

В 1893 году он решил открыть в Казани Техническое бюро, в котором собирался принимать заказы на проектирование. К прошению на имя начальника губернии приложил не копию диплома, а только аттестат, чем воспользовались его завистники, — они начали писать письма о том, что Руш не имеет права проводить строительные работы и заниматься архитектурой. Последние годы жизни он пытался доказать свое право на проектирование через суды, но спустя несколько лет «борьбы» умер от воспаления легких в одиночестве.

Александровский пассаж

ул. Кремлевская, 17/22

Строительство здания заказал купец Сергей Александров. Архитектора для проектирования и возведения пассажа он выбирал по конкурсу — победителями стали Владимир Суслов и Николай Позднеев, выпускники санкт-петербургской Академии художеств. Но они не смогли переехать в Казань на долгое время, поэтому процессом руководил Генрих Руш.

В оформлении фасадов здания преобладают барочно-ренессансные формы, по периметру присутствуют масонские символы, а интерьер богато украшен лепниной, масками и фигурами. Главный купол пассажа с крышей-фонарем дополнен нишами с часами, вход украшают фигуры кариатид. В 2012 году здание начали реконструировать, но из-за банкротства собственника работы приостановили, поэтому Александровский пассаж пустует до сих пор.

Главное здание железнодорожного вокзала

Привокзальная площадь, 1А

Проектирование и строительство здания длилось два года, и в 1893 году железнодорожный вокзал уже принимал пассажиров. В 1992 году здание разрушил пожар, но спустя пять лет его восстановили по эскизам Руша. Интерьер здания изменился: пол, стены залов и вестибюля выложили из гранита и мрамора.

Казанский ветеринарный институт

ул. Ершова, 20А

Здание классицистического направления декорировано пилястрами и аттиком. Первый этаж рустован, его арочные окна украшены профилированными наличниками и замковыми камнями. На втором этаже находятся полуциркульные окна с широкими наличниками и подоконными нишами. Сейчас в здании находится завод «Электроприбор».

Дом Кекина

ул. Горького, 8/9

В фигурном здании нет ни одной прямоугольной комнаты — все помещения нестандартны. Они образуют лабиринт из коридоров, лестниц, залов, из-за чего дом всегда вызывал интерес горожан. На фасадах смешались модерн, готика и мавританский стиль, из-за чего дом хочется подолгу разглядывать со всех сторон.

Владелец дома купец Леонтий Кекин в доме не жил и сдавал помещения в аренду. Еще там функционировала частная гимназия и гимназия Педагогического общества для распространения образования, училище, правление Казанского округа путей сообщения, библиотека, типография, книжный магазин, винно-бакалейная лавка и игольно-галантерейный магазин.

Колокольня Богоявленского собора

ул. Баумана, 78

Колокольню возвели на деньги купца Ивана Кривоносова. Архитектора выбирали путем конкурса: согласно одним данным, его победителем стал Генрих Руш, а по другим источникам — Михаил Михайлов.

63-метровая колокольня стала одним из городским символов. Здание сочетает элементы древнерусских мотивов и модернистские формы, представляя собой акцентированную многоярусную вертикаль. В 2016 году его реконструировали и открыли смотровую площадку.

Чернояровский пассаж

ул. Кремлевская, 21

Здание для купца Дмитрия Черноярова построили путем объединения двух других. Главный вход дома с элементами необарокко выделен широкой каменной лестницей и металлическим балконом, которые не удалось сохранить из-за пожаров. В декоре фасада использована масонская символика: два пеликана, гербовый щит в форме лилии и изображения змей. Арочные окна украшены лепными гирляндами.

Другие проекты: Часовня в честь Иоанна Воина на Баумана, 5; Доходный дом «Боярский двор» Молокова на Лево-Булачной, 26/25.

Степан Бечко-Друзин

На выбор профессии Бечко-Друзина повлиял отец, который занимался архитектурой и спроектировал в Казани несколько зданий. В 1890 году Степан окончил Петербургский институт гражданских инженеров и сразу же устроился работать в Казанскую губернскую земскую управу. Одновременно служил архитектором Родионовского института благородных девиц, Порохового завода и Казанского учебного округа.

В 1914 году он начал преподавать и работать деканом инженерно-строительного факультета Политехнического института. Позже читал лекции в политехническом институте и в индустриальном техникуме.

Дом Марко-Набокова

ул. Гоголя, 4

Здание, принадлежавшее купцу Мильтиада Марко, построили в 1906 году. Двухэтажный дворянский особняк возведен в стиле классицизм с симметричными формами и деталями. Фасад здания со срезанным углом украшен колоннами, пилястрами и лепниной. Сам дом обрамлен прямоугольными окнами без наличников. Сейчас в памятнике архитектуры расположен академический симфонический оркестр.

Дом Марко

ул. Толстого, 25

Недалеко от дома Мильтиада Марко Бечко-Друзин построил еще одно здание для сына купца, Сергея. Балкон нынешнего хореографического училища украшен решетками со сложным рисунком, фигурными элементами и коваными элементами, а в отделке интерьеров преобладает лепнина.

Другие проекты: Дом Венецианова на Большой Красной, 35/1; жилой дом на Муштари, 30; Церковь Василия Анкирского при Второй мужской гимназии на Лево-Булачной, 48.

Василий Трифонов

Василий Трифонов — выпускник Новочеркасского реального училища и Санкт-Петербургского технологического института. С 1915 года занимал должность архитектора Порохового завода, а с 1919-го — ректор Казанского художественно-технического института. Архитектурной практики ему было мало, поэтому он занимался преподаванием: вел уроки алгебры, геометрии, тригонометрии и механики в Казанской художественной школе.

Дом Сапожникова

ул. Кремлевская, 8

Семья Сапожниковых начала строить новый дом на Кремлевской, когда им стало тесно в старом. Архитектором для него выбрали Василия Трифонова, который создал П-образное здание в стиле неоклассицизм с элементами модерна. Самая примечательная часть здания — входной портал с закругленным аттиком и лепными элементами в виде венков.

В этом году в здании начнут реставрационные работы. Там усилят фундамент, заполнят трещины, полностью заменят коммуникации, окна и сделают косметический ремонт.

Новые номера Колесникова

ул. Пушкина, 11

Одно из первых в городе зданий с водяным отоплением построено в стиле кирпичной узорчатой эклектики в 1907 году. В облицовке внешних стен здания заметна рустика, а на фасаде размещены круглые модерновые окна. Некоторое время в доме размещалось общество попечения о бедных и больных детях, а затем в нем открылись новые номера купца Василия Колесникова, владевшего гостиницей напротив.

Доходный дом Сурина

ул. Горького, 26

Трехэтажное здание возведено в стиле русский модерн в 1913 году. Его первый владелец занимался торговлей строительными материалами из дерева и был в составе руководства Казанского купеческого банка. Дом входит в комплекс из других четырех зданий, расположенных рядом, которые вместе напоминают санкт-петербургские дворы-колодцы при блокированной застройке.

В 2000-х жильцов здания расселили, и после этого он горел. Утрачены ограждения одной из черных лестниц и балкона и фурнитура столярных заполнений.

Национальный банк

ул. Баумана, 37

Для строительства нацбанка привлекли консилиум архитекторов — участие в проектировании принимали Василий Трифонов, Федор Гаврилов и А. Сапунов. Здание возведено из местных каменных пород — известняков и доломитов. Оно отражает моду на неоклассицизм и отличается строгостью форм. Главный вход украшен широкой лестницей с каменными светильниками по бокам, арка свода — лепными деталями в виде лавровых листов.

Казанское коммерческое училище

ул. Карла Маркса, 65

Учебное заведение по проекту Трифонова и Голышева открыто в январе 1905 года по инициативе Казанской городской думы. В нем обучались дети чиновников, профессоров, предпринимателей и купцов. Выпускники поступали в университеты по всей стране.

Здание построено в стиле неоклассицизма, который проявляется в соблюдении пропорций и общей симметрии. Постройка Трифонова признана памятником архитектуры XIX века, и сейчас в здании расположен Казанский государственный аграрный университет Министерства сельского хозяйства России.

Другие проекты: Дом Воронкова — Калягина на Баумана 52/7; Институт биологии и фундаментальной медицины КФУ на Карла Маркса, 74/44; учебный дом Молоткова на Горького, 29/19.

Карл Мюфке

Карл Мюфке родился в Воронеже 30 января 1868 года в небогатой семье аптекаря-провизора, получил образование в местной гимназии, после чего поступил в Петербургскую академию художеств на архитектурное отделение. Из-за реорганизации академии Мюфке перевели в Высшее художественное училище, которое он окончил с двумя серебряными медалями и званием архитектора-художника. После учебы он побывал в Италии, Франции, Германии и Австрии, где познакомился с европейской архитектурой. По возвращении в Россию отправился на службу в Казанскую художественную школу.

С 1897 по 1910 годы Карл Мюфке жил в Казани, проектировал здания и совершенствовал авторский архитектурный стиль. Параллельно он читал лекции по архитектуре, теории перспективы, черчению, рисованию и живописи.

Здание казанской художественной школы

ул. Карла Маркса, 70/10

В 1895 году в Казани появилась городская художественная школа. В 1901 году она получила финансирование в размере 180 000 рублей, которые направила на возведение отдельного корпуса.

Мюфке возвел Н-образное здание в неорусском стиле, напоминающее терем за счет белых вкраплений в краснокирпичные стены. Фасад с двумя боковыми ризалитами имеет симметричную композицию, и его парадный вход размещен в центральной части здания в виде выступающего портика с высоким пьедесталом и антаблементом.

Дом Ушковой

ул. Кремлевская, 33

Дом Ушковой — это подарок сына владельца «Товариществ химических заводов П. К. Ушкова и К°» Алексея Ушкова жене Зинаиде Высоцкой. Богатый городской особняк оформлен в романтическом направлении с элементами модерна и барокко. Внутри помещения — анфиладная система: на верхних этажах располагались жилые парадные комнаты, а на нижних размещались торговые залы и подсобные комнаты.

В 1904-1908 годах его и два других дома переделали под особняк в смешанном стиле с преобладанием ампира и барокко. Большая часть помещений сдавалась под магазины и предприятия, а с 1919 года там расположили главную республиканскую библиотеку, позже — Национальную библиотеку РТ. Сейчас в здании проходят реставрационные работы, и в будущем там могут открыть общественное пространство или бутик-отель.

Дом Мюфке

ул. Хади Атласи, 28

Ныне полуразрушенный дом на Хади Атласи Мюфке спроектировал для себя на деньги, заработанные со строительства дома Ушковой. Это его последняя постройка в Казани, в которой преобладает модерн с китайскими и готическими мотивами: лестничные клетки с овальными окнами, балкон на одной опоре, портал на втором этаже и общая асимметричность. Еще в нем сохранилась деревянная дверь с инициалами архитектора, профилированный потолок, окна и шкаф с тайником.

В 2020 году в доме начался капитальный ремонт. В здании отреставрируют окна, балконы, лестницы, кровлю и фасад здания. Кроме того, проведут внутреннюю отделку.

Другие проекты: Усадьба Сандецкого на Карла Маркса 64; Главное здание Казанского императорского университета на Кремлевской, 18.

Федор Амлонг

Амлонг получил образование в Петербургской академии художеств и переехал в Казань. Тут он прошел большой путь от преподавателя архитектуры до казанского городового архитектора. Позже основал строительно-техническую контору «Современное зодчество» и кирпично-известковый завод.

В 1915 году был обвинен в шпионаже в пользу Германии и сослан в Иркутскую губернию вместе с семьей. В 1920-е вернулся в Казань и работал в Татарском профессиональном совете.

Дом Мухаммед-Шафи Шамиля

ул. Тукая, 74

Квадратное двухэтажное кирпичное здание, относящееся к направлению модерна, — объект культурного наследия. Дом напоминает здания средневековой Европы: главный фасад украшен большим эркером, ризалитом, лепными вензелями и башнями с коваными завершениями.

В советские времена в здании провели небольшой ремонт, который не лучшим образом повлиял на его архитектурные элементы. В 2016 году Дом Шамиля закрыли на реставрацию и восстановили лестницу, надстроив сбитые края ступеней, старинные витражи и уникальный эркер. Сейчас в здании работает музей татарского писателя и поэта Габдуллы Тукая.

Флигель усадьбы Духонина — Подуруевой

ул. Лобачевского, 10

Первые владельцы усадьбы — купец Петр Духонин и его жена Александра. Они инициировали строительство дома, но о дальнейшей судьбе здания информации не сохранилось. В XX веке дом выкупила дочь купца I гильдии Ивана Стахеева Мария Подуруева, пристроила еще один объем и полностью переделала лестницу.

В СССР в доме были коммунальные квартиры, а в подвале работала парикмахерская. Жильцов расселили только в 2011 году. Сейчас в доме находится Союз композиторов Республики Татарстан.

Татарский Государственный театр драмы и комедии им. Карима Тинчурина

ул. Горького, 13

Амлонг занимался реконструкцией жилого здания, в котором впоследствии разместился театр. Его создали по инициативе одного из основоположников профессионального татарского театра и драматургии Карима Тинчурина как филиал Татарского государственного академического театра, открывшегося в 1906 году. Фасад здания выполнен в неоклассическом стиле с симметричной композиции, выделен двумя ризалитами, перекрыт башенкой и металлическим кованым навесом. В 2009 году здание реставрировали: обновили фасады и интерьеры бело-зеленых тонов.

Другие проекты: Дом Петра Климова на Достоевского, 6; Усадьба Сандецкого на Карла Маркса 64.

Константин Олешкевич

Константин Олешкевич родился в 1873 году в Вильно. В 1897-м окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге и был направлен на службу в Казань. Свою деятельность начал как преподаватель Казанского промышленного училища, а с 1906 года стал заведующим учебной частью строительного подразделения того же учебного заведения. Одновременно с этим занимался проектированием: работал техником городской управы и архитектором Казанской губернской земской управы. В 1918 году его пригласили преподавателем в Казанский политехнический институт, где спустя четыре года он стал деканом архитектурного факультета.

В Казани наиболее известен как архитектор крупных общественных и жилых сооружений в стиле модерн.

Доходный дом Казанского губернского дворянства

ул. Большая Красная, 38

Желтое трехэтажное здание, построенное по принципу асимметрии, возвели в 1912 году. Оно декорировано тремя ризалитами, двумя эркерами на третьем этаже и треугольным фронтоном по центру. Дом предназначался для проживания: там находились квартиры для представителей казанского высшего света и служебные помещения для прислуги. Кстати, квартиры в доме выкупили еще до начала строительства.

В 1945 году по проекту архитектора Рашада Муртазина в здании провели реконструкцию и достроили левое крыло, после чего оно получило завершенный симметричный вид. Сейчас в здании находится Казанская консерватория.

Шамовская больница

ул. Калинина, 5/24

В краснокирпичном здании Шамовской больницы преобладает симметрия и строгая схематизация всех помещений внутри. Ш-образный план больницы намекает на первую букву фамилии ее основателя — купца Якова Шамова. В 2019 году в здании открыли отель Kazan Palace by Tasigo.

Дом Чукашева

ул. Горького, 19Б

Старинный особняк построен в сочетании стилей барокко и рококо в 1908 году. На фасаде здания можно заметить масонскую символику — циркуль, наугольник и дельту.

До революции в здании функционировал доходный дом: квартиры сдавались состоятельным людям, а на первом этаже работала аптека Шварца. В советские времена частная аптека стала государственной и по соседству с ней разместился Союз архитекторов. Сейчас в здании работает Государственный комитет Республики Татарстан по туризму.

Дом Варвары Дружининой

ул. Зои Космодемьянской, 2

«Чайный домик», названный так в народе из-за восточных архитектурных деталей, — один из единственных сохранившихся образцов казанского деревянного модерна наряду с домом профессора Пора на Гоголя, 29. Здание имеет необычную объемно-пространственную композицию: фасад украшен ризалитами с щипцовыми завершениями, а фризы — резным декором.

Дом Олешкевича

ул. Муштари, 33

Двухэтажный ассиметричный дом Олешкевича построен в 1915 году. В оформлении фасада использовано сочетание кирпичной кладки с цветной цементной штукатуркой. Правая выступающая часть дома обработала эркером, а в левой находится балкон. Здание украшено декоративными лепными масками.

Другие проекты: Особняк Марко на Гоголя, 2; дом Смоленцевой на Баумана, 30; дом профессора Пора на Гоголя, 29; Технологический Университет на Карла Маркса, 72; Дворец труда на Муштари, 9.

Текст: Инзиля Шакирова
Фото: Дмитрий Сагдеев (photobuildings), «ВКонтакте»
Обложка: Sasha Spi

Смотреть
все материалы