Орда, варвары и диалект: Откуда появились татары и чем они отличаются
Татары пьют чай с молоком, носят тюбетейки и имеют тюркские корни. Вряд ли в Татарстане найдется человек, который не знает хотя бы несколько фактов про самый многочисленный народ в республике. За подробностями из истории, конечно, можно обратиться к гуглу, но вряд ли поисковик подскажет, что из этого правда, а что — чье-то бурное воображение.
Этнограф и доктор социологических наук рассказали Enter о том, можно ли определить татарина по внешности, кто занимается изучением структуры народа и чем отличаются разные группы татар.
Влияние Орды и смешение народов
Ученые до сих пор не могут договориться о том, почему татары называются именно так и никак иначе. В КФУ предполагают, что термин «татары» ввели тюркские и монгольские народы Центральной Азии. Впервые он упоминается в шестом веке нашей эры и немного отличается от укороченной современной версии: «отуз-татар» или «токуз-татар». До XII века татары — родовое название нескольких племен в Китае и Монголии. Это слово как синоним «варваров» и «дикарей» стали использовать китайцы, которым не давали спокойно жить татарские набеги. Со временем татарами стали называть и большую часть центрально-азиатских и монгольских племен. Войска Батыя, помимо захватнических амбиций, принесли с собой на Волгу и этот термин, после чего он закрепился за населением Золотой Орды.
Монгольское нашествие существенно изменило и состав населения: если раньше между собой контактировали тюрки, булгары и кыпчаки, то потом в этнический состав Поволжья вмешались южно-сибирские и центрально-азиатские народы. Казанские татары появились через смешение булгарско-кыпчакского населения, бежавшего от монгольских захватчиков, и финно-угров. Окончательно они сформировались к XV веку, когда образовалось Казанское ханство. Примерно так же образовались сибирские и астраханские татары. На мишар же большее влияние оказали финно-угорские народы, в частности, мордва. Особенно много дискуссий вызывает происхождение кряшен: ученые считают, что их предками были непринявшие ислам булгары, которые затем крестились под влиянием соседних народов. Кроме того, были и так называемые «новокрещеные», перешедшие в православие после 1552 года. Их тоже могут называть кряшенами.
Разделение на группы и отметка в советском паспорте
В 2010 году во время последней Всероссийской переписи населения татарами себя назвали 5 310 649 человек. В это число вошли астраханские татары (7), кряшены (34 822), мишари (786), сибирские татары (6 779). Однако относятся ли кряшены к татарам, ученые не могут определиться до сих пор. Крымских татар (2 449) же перепись причислила к совершенно иной этнической группе. Но если верить научным исследованиям, то татар в России и за ее пределами еще больше. Они расселены по разным регионам страны и относятся к казанским, литовским, западно-сибирским, касимовским татарам и караимам. Кроме того, даже среди казанских выделяют шесть более мелких групп, а среди них — еще подгруппы. В Татарстане 2 012 571 татарин, в том числе 29 962 кряшена. В этом случае кряшены были записаны как субэтническая группа татарского народа.
Наука изучает структуру народа сразу с нескольких позиций: например, социологии. Для социологов прежде всего важно то, к какому народу причисляет себя сам человек. Здесь сложность в том, что на вопрос: «Кто вы по национальности?» россияне в основном отвечают без уточнения своих субэтнической или этнографической идентичности. К примеру, татары из Сибири могут написать в графе свою национальность без привязки к месту проживания. Поэтому определить к какой из множества подгрупп относится тот или иной татарин по такому принципу трудно.
Откуда появился народ и как он формировался подскажет историко-этнологический принцип. Он разъяснит, каким образом татары, географически раскиданные по России, вступали в контакт с представителями других национальностей и что из этого получилось: влияние на культуру, экономику и прочие особенности.
Третий подход к изучению структуры народов — этнографический. Он немного похож на предыдущий, но во главу угла ставит прежде всего культуру: обряды, пищу, костюмы, жилища, верования. То есть утверждает, что людей можно разделить по группам, исходя из их культурной общности. Такой метод был особенно популярен в СССР. Считалось, что человек уже рождается как представитель конкретной национальности. Поэтому и в паспортах у советских граждан обязательно была заполнена соответствующая строка.
Научно-культурологический подход выделяет три территориальные группы татар: волго-уральская, астраханская и сибирская. При этом отдельно рассматриваются и крымские татары, которые к началу Советского Союза уже сформировались как единая самостоятельная нация. Развитие письменности и образования оказалось настолько высоким, что ученые стали их обособлять. Принцип разделения логичен — если татарин живет в Астрахани, значит он относится к астраханской группе татар, если неподалеку от Волги, то — к волго-уральской. Но не все так просто — в каждой из групп есть еще разделение на субэтносы. Например, волго-уральские татары делятся на казанских, касимовских и татар-мишарей. И внутри них существует более мелкое деление. Среди татар-мишарей, к слову, выделяются северная, южная, лямбирская, приуральская группы и так далее.
Различия в диалекте и схожесть с европейцами
Татарский язык принадлежит к кыпчакской подгруппе западно-хуннской ветви тюркской группы алтайской семьи. К примеру, «соседями по подгруппе» являются казахский и башкирский языки. Татарский появился из синтеза языков волжско-камских булгар и кыпчакский (половецких, куманских) и тюркских племен. Его основу составляют именно кыпчакские компоненты.
Разговорный татарский язык делится на три диалекта: казанский, мишарский, восточный (диалект сибирских татар). Кроме того, у татар из разных регионов — разный диалект. Но найти общий язык им всем будет не сложно: по грамматической структуре и лексическому составу все диалекты и говоры татарского языка имеют общие черты. Они отличаются лишь небольшими фонетическими особенностями и некоторой лексикой. В языке православных кряшен отсутствуют арабо-персидские слова, которые попали в татарский через мусульманские книги.
Особенности внешности
Внешность поволжских татар близка к европейской, но по сравнению с финно-угорскими народами, татары более монголоидны. Разделить их можно по нескольким типам. Во-первых, темный европеоидный тип (так называемый понтийский). К нему принадлежат около 40% казанских татар, 60% мишарей, 15% кряшен. Во-вторых, светлый европеоидный тип: 20% казанских татар, 20% мишарей, 44% кряшен. В-третьих, сублапоноидный тип (смешанный европеоидный и монголоидный, «уральский», «волжско-камский»): 34% кряшен, 25% казанских татар, среди мишарей практически не представлен. В-четвертых, монголоидный (южно-сибирский): до 14% от всех численности татар в Поволжье.
Похожие климатические условия и соседство с одинаковыми народами отразилось на схожести в ведении хозяйства, устройстве жилища и традициях. Немного особняком стоят кряшены, которые исповедуют православие, а не ислам в отличие от остальных групп татар.
Единственным наиболее полным и точным источником информации по структуре народов России является Всероссийская перепись населения 2010 года. Также следует еще раз подчеркнуть, что этническая принадлежность любого человека определяется только на основе его самоидентификации. К сожалению, отдельно и численно в переписи были указаны лишь четыре группы: астраханские и сибирские, кряшены, мишари.
Из интересных отличительных признаков в быту и труде групп татар можно выделить следующие. Все они, за исключением лишь кряшен, не употребляли массово в пищу грибы, чем объясняется лексическая скудность грибной тематики в татарском языке. Также кряшены держали в хозяйстве свиней, что опять же объясняется религиозными причинами. Общей чертой представителей татарского народа можно назвать ритуал чаепития, хотя и здесь есть свои особенности. К примеру, у мишарей и кряшен именно с подачи чая с печеных изделий начинался ритуал угощения гостя. А у казанских татар, наоборот, чаем завершали этот процесс. Существуют некоторые характерные отличия и в традиционном костюме: это связано с русским и финно-угорским влиянием.
В 2001 году вышла книга «Татары» в серии «Народы и культуры России», после чего она была переиздана. В томе отражены новейшие исследования, связанные с физической антропологией татар. Антропологи считают, что они, как и другие народы мира, сейчас подвергаются общемировым тенденциям, связанным с изменением роста, веса людей, сокращением числа блондинов и так далее. Также происходит определенная унификация физических особенностей, то есть смешанные браки приводят к тому, что внешность народов всего мира, и в частности татар, меняется. Среди них сложно найти чистых, то есть без примеси крови других национальностей. Например, в Западной Сибири был большой поток казанских, поэтому процент смешанных браков между казанскими и сибирскими татарами довольно высок.
Кроме того, у татар, как и у чувашей, происходил обратный процесс — либо отатаривание каких-то других народов, либо они в силу разных причин становились представителями других народов: чувашами, марийцами. В некоторых населенных пунктах люди помнят, что они когда-то были татарами по неким существующим в деревне преданиям, но при этом говорят: «Я мариец, хотя помню, что где-то там в роду у меня были родственники с иной национальностью». Если подходить с точки зрения этнографии, то этничность определяется культурой, а не генами. Можно носить какие-то гены, но в течение веков ты и твои предки формировали некую культуру, носителем который ты и становишься. Можно быть татарином по культуре. Надо отделять котлеты от мух: этничность — это прежде всего культура.
Сейчас трудно оценить количество этнографических групп, потому что люди в основном называют себя татарами, не поясняя сибирские они или астраханские. Прежде всего, для них важно самосознание. Все мы живем в евроремонтах, носим одинаковую одежду, поэтому культура с ее специфическими особенностями не имеет такого значения.
Изображения: Саша Спи
все материалы