Шесть монологов горожан о новом иммерсивном спектакле «Анна Каренина»


В октябре 2018-го в здании бывшего Центрального ЗАГСа впервые покажут иммерсивный спектакль «Анна Каренина». За основу взят одноименный роман Льва Толстого, в постановке примут участие 50 актеров, а главным режиссером стала соучредительница Фонда поддержки современного искусства «Живой город» и Творческой лаборатории «Угол» Диана Сафарова.

Команда проекта организовала показ тизера для друзей: так называемую фокус-группу заводили в зал по пять человек и с завязанными глазами. Иными словами, никто из присутствующих не знал, что конкретно его ждет. Enter посетил тизер иммерсивного спектакля, поговорил с его зрителями о формате представления и рассказывает, почему его нельзя пропускать.


Фонду «Живой город» спустя пять лет существования стало тесно в «Углу» и на временных локациях — команда решила поэкспериментировать с площадкой. Выбор пал на здание казанского Центрального ЗАГСа, расположенного на улице Мусы Джалиля. Летом 2017-го в его уже задействовали в рамках театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка»: художник Ксения Перетрухина и исследователь Михаил Колчин создали в здании постановку-инсталляцию о жизни в 90-е «Дневники Веткина».

В октябре 2018-го в здании бывшего ЗАГСа состоится премьера иммерсивного спектакля-путешествия по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». В роли главного режиссера — выпускница ГИТИСа и соучредительница «Живого города» и «Угла» Диана Сафарова. В команде с ней работает режиссер Регина Саттарова, хореограф-постановщик Джондо Шенгелия, сценарист Елена Савченкова, парфюмер Рамиля Карамуллина и многие другие. В качестве художников выступили Аделя Гатауллина, Наиля Рахматуллина; художник по свету — Алексей Коклин. За музыкальную составляющую отвечает казанский диджей и резидент BNF Георгий Морозов.

Слоган спектакля: «Кто без греха?» — одновременно отсылка и к самому произведению и к библейской притче. По словам команды, постановка продлится три часа, а само действие будет происходить в нескольких локациях. В дни показов в здании бывшего ЗАГСа расположат поп-ап-бар. Планируется, что за его устройство будет отвечать команда ReLab Family, а в барную карту включат коктейль «Каренина» на основе игристого.

Иммерсивный театр (от английского «to immerse» — «погружать») — спектакль с полным включением зрителя в сам процесс. Так же и здесь — публика сможет увидеть постановку изнутри: заглянуть в лицо Левину, услышать аромат духов Кити, улыбнуться Вронскому и, разумеется, попытаться прочитать боль в глазах самой Карениной.

Главные роли исполнят Юлия Маленкина и Анора Халматова: на время репетиций и работы над спектаклем актрисы переедут в Казань из Москвы. Актеров для иммерсивной интерпретации «Анны Карениной» отбирали с помощью кастингов. В результате в спектакле задействованы 50 профессиональных актеров, причем почти все (кроме Маленкиной и Халматовой) из Казани.

Стоимость билетов на «Анну Каренину» команда пока не раскрывает. Но сумма явно будет не меньше 2 500 рублей. Кроме этого, команда планирует запустить и VIP-билеты. По словам Дианы Сафаровой, их обладатели смогут увидеть расширенную версию спектакля.

Андрей Гнелицкий

менеджер в сфере IT

Еще до показа я был знаком с несколькими иммерсивными спектаклями, которые проводятся в мире, в России в том числе, но пока не удалось побывать ни на одном из них. Я стараюсь следить за этой сферой, потому что мне интересно искусство. Здорово, что в Казани начали обращаться к мировому опыту.

В первую очередь я пришел, чтобы поддержать команду. Я не знал, что это будет лишь тизер, думал, иду на полноценный предпремьерный показ. Так что все происходящее было для меня приятной неожиданностью — тот кусочек спектакля, что нам показали, сделан как идеальный тизер. В остальном же я ничего не ожидал, и это самое интересное: без предварительной оценки погружаться в то, что хотели показать авторы и команда.

Мне особенно нравится камерность в театральных постановках: когда ты не только видишь статику и слышишь звук, но еще и можешь наблюдать за каждым движением. У картинки и музыки происходит «мэтч» — такое всегда вызывает сильные эмоции у зрителя. Особенно когда он сидит рядом с другими людьми, чувствуя с ними невероятное единение. В мозге есть область в мозге, отвечающая за визуализацию, и подобные камерные спектакли провоцируют всплеск нейронной активности в мозге. А идея с баром, как мне кажется, только усилит эффект от погружения.

Эдуард Хайруллин

пресс-секретарь президента РТ

Сама идея проследовать за Анной Карениной очень интересна. Без сомнения, когда шел на иммерсивный спектакль, я ожидал какой-то вовлеченности. Но вот темноты не ожидал совсем, если честно. Не думал, что мне будут завязывать глаза этой прекрасной и очень качественной повязкой. Я зашел в первой партии, поэтому дольше всех с закрытыми глазами стоял дольше всех. Даже успел подустать: постоял на левой ноге, на правой, подумал о делах, которые не сделал. Разумеется, ужаснулся от грохота приближающегося поезда. Подумал, что все будет как в «Прибытии поезда» братьев Люмьер — я буду в ужасе, когда мне снимут повязку, но все обошлось. Звук затих, нам разрешили открыть глаза, я увидел роскошную, царственную Анну Каренину. Прекрасный ветерок был как никогда кстати в эту жаркую погоду, он создавал ощущение сквозняка в метро.

Не могу сказать, что «Анна Каренина» — мое любимое произведение, но фраза на наших шарфиках «Кто без греха?», которая звучала еще когда мы все стояли в повязках, заставила меня задуматься. Я сразу начал вспоминать, а была ли она в самом романе. Изначально ведь она из Евангелия. Вот этот факт углубил мое восприятие, навеял какие-то аллюзии. Да и сам этот вопрос звучал уместно и вполне в духе романа.

Лена Чеснокова

и. о. главреда «Инде»

Если честно, я из тех людей, которые читали «Анну Каренину» только на сайте «Брифли». Мне стыдно за это, но лишь немного. Обычно в таких случаях я надеюсь, что смогу сказать «книга лучше», но тут у меня вообще не было никаких ожиданий.

Мне хотелось посмотреть, что команда сделает с самим пространством ЗАГСа. Я никогда не была внутри этого здания, но примерно представляла, как оно устроено. Само собой, то, что нам показали — это только тизер и мы не увидели всего. Если честно, я думала, что у всех пришедших будет разный опыт, поскольку мы заходили по только пять человек. Но по факту все просто стояли и ждали.

Запах был совсем не похож на аромат вокзала — скорее ближе к гари. Он мне не понравился. На протяжении всего показа меня не покидало ощущение подконтрольности и при этом полного погружения: я была уверена, что ничего сверхъестественного с нами там не сделают. Ситуация была игровая, и все пришедшие понимали, что нужно следовать определенным правилам. На самом спектакле в октябре, я думаю, все будет иначе, намного волнительнее и страшнее. Хотя бы потому, что публика будет менее подготовленной.

Александр Левин

сотрудник «Смены», участник «Изоленты»

Я вообще в театре не разбираюсь, надо сказать. Но, возможно, просто испорчен качаловским. Вообще, я был на нескольких постановках «Угла», которые мне — совершенно случайно — очень понравились. Что касается тизера «Анны Карениной», я знал, что будет составляющая иммерсивности и мне была известна площадка. Причем последняя меня интересовала сильнее всего. Это бомбическое здание, в котором не раз пытались что-то проводить, но я почему-то все время не попадал и очень жалел об этом. Так что для меня было равнозначно интересным как пространство, так и сам показ.

Еще я однажды был на променаде какого-то казанского квест-проекта [«Выйти из комнаты»]: мы ходили от Тайницкой башни по центру города в наушниках, но я ничего не понял. В том числе и того, в какой момент мне это должно было понравиться. Но после увиденного сегодня я действительно хочу попасть на спектакль. Команда здорово сумела поработать над антуражем, костюмами, текстом, который произносят актеры. Причем там и текста-то толком нет— вот что особенно важно. Очень сложно правильно подобрать слова, когда их так мало, но ребятам удалось. Поначалу может показаться, что фишка с завязанными глазами — это немного пафосно, но здесь вполне уместно. Пока я находился в этом зале с повязкой на глазах, было ощущение — сейчас происходит что-то важное.

Аделина Котловская

модель

Еще до самого спектакля у меня было ощущение, что я иду на квест или что-то вроде того. Я не знала, что будет происходить, не знала, что меня ждет дальше и так далее. При этом меня переполняли странные эмоции и непонятные чувства: нужно то ли бояться, то ли еще что-то. А учитывая мою боязнь темноты, сама фишка с повязками меня немного напугала. Из-за этого шарфика на глазах у меня обострились все чувства, в том числе тактильные. Я боялась, что до меня кто-то дотронется, да и сам звук поезда тоже был какой-то тревожный. Но тем не менее мне было мало этого тизера, хочется еще, если честно.

Само действие (когда нам разрешили снять повязки) напомнило мне фильм «Черный лебедь». Сначала вышла главная героиня в черном платье, ходила вокруг нас, пока читали монолог. А потом Диана [Сафарова] в белом — это космос просто. Круто, что ребята реализовывают такие вещи. Я, если честно, уже умираю от нетерпения, очень хочется попасть на спектакль. Тем более, что там будет такой замечательный бар от команды Mr. Willard (смеется, — прим. Enter).

Даша Куракова

арт-директор Дирекции парков и скверов

Я предполагала, что в зале будет много свечей и — почему-то — бархата, мне кажется, эти вещи максимально близки к той эпохе. Когда мы поднимались по лестнице, я ничего не понимала, а когда зашли в зал — и вовсе испугалась. В основном из-за звука и того, что пришлось долго стоять с закрытыми глазами и никого рядом не было.

Когда женщина-проводник томным голосом попросила следовать за ней, я тоже испугалась. А когда раздался резкий звук — еще сильнее. Вообще, я надеялась увидеть поезд. Но свет и звук просто невероятные, да и актеры впечатляют. Я понимаю, что нам показали лишь тизер: здесь есть какая-то завязка, но непонятно, что с этим будет дальше. Есть начало, но пока нет конца. И мне очень интересно, какой в итоге будет постановка. То, что мы увидели, действительно похоже на десятисекундные ролики перед фильмами: когда показывают очень много кадров подряд, но ты все равно не понимаешь, что будет происходить в самом кино.

Фото: Оля Нестерова, Юлия Калинина

Смотреть
все материалы