Сценарист Роман Хоцанович — о «Приключениях Пети и волка» и российской мультипликации


В сентябре на «Кинопоиске» вышел третий сезон мультсериала «Приключения Пети и волка», который создает команда главного сценариста «Смешариков» Алексея Лебедева. По сюжету школьник помогает волшебному волку решать нестандартные проблемы сказочных персонажей: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги, Жар-птицы, Царевны-лягушки и других.

Сценаристом серий «Дело о Снежной королеве» и «Дело о Ктулху» стал 17-летний Роман Хоцанович из Набережных Челнов. Редакция Enter поговорила с ним о том, каково работать в команде популярного проекта и совмещать это с учебой в школе, какие современные мультфильмы влияют на индустрию и что ждет российскую анимацию в будущем.


Первые сложности и работа в «Союзмультфильме»

— На «Кинопоиске» вышли две серии «Приключений Пети и волка», где ты дебютировал как сценарист. Расскажи, как ты попал в команду мультсериала?

В социальных сетях Алексея Лебедева (режиссера, сценариста и продюсера мультсериала «Приключения Пети и Волка», — прим. Enter) я увидел пост о наборе команды в проект и отправил заявку с примерами своих работ. Это были сценарии, которые писал просто для себя. Один из них, пилот мультсериала, я готовил для конкурса, второй был про осужденного в средневековом городе и сочувствующего ему парня, а третий про человека, который менялся под тяжестью обстоятельств и потерял себя. Честно говоря, было волнительно и страшно.

— Как оценили работы?

— Меня приняли в команду, так что, думаю, оценили нормально. Никаких комментариев касательно сценариев я не получил. Помню, очень обрадовался, когда меня взяли. Все-таки это работа с Лебедевым, который является моим кумиром.

— Какие задачи стояли перед тобой как перед сценаристом? Ты предлагал сюжетные линии сам или работал с готовым материалом?

— У меня была возможность предлагать свои идеи. В основном, сначала писал синопсис, к которому получал замечания и правки. После краткого синопсиса писал подробный, а потом принимался за полноценный сценарий с описанием действий героев и их репликами. Я не умел придумывать хорошие диалоги, и Лебедев во многом мне помогал.

В целом это был мой первый опыт написания сценария мультфильма в команде профессиональной студии. Раньше я интересовался темой, смотрел видео и читал статьи в интернете, то есть специально нигде не учился, хотя считаю, надо бы.

До сценариев я писал короткие рассказы: брал знакомых персонажей, героев советских мультиков и выдумывал что-то про них. В то же время я любил читать Эдуарда Успенского (придумал Крокодила Гену и Чебурашку, историю «Простоквашино» и другие, — прим. Enter). Думаю, его творчество повлияло на меня, но оценить само влияние сейчас сложно.

— Трудно ли было начинать работу над сюжетом мультсериала не с самого начала, ведь ты присоединился к команде проекта в третьем сезоне?

— Так как я работал с уже существующими персонажами, приходилось в них вживаться. Петя для меня — школьник, который готов помогать всем героям мультсериала, волк — тоже помощник и иногда становится наставником Пети. Со временем отношения между героями перерастают в дружеские, и это важно учитывать в подготовке сценария.

Работать с героями, которых я сам вводил в сюжет, проще. Хотя и они были взяты из уже известных произведений. Я предлагал базу, и мы с Лебедевым ее дорабатывали. Так, у Снежной королевы в ходе правок значительно поменялся характер.

— Каково было работать в команде Лебедева? Чему он тебя научил?

— Я понял, что нужно совершенствоваться каждый день: пробовать писать, не бояться ошибок, принимать замечания и обрабатывать их. Над каждым сценарием мы работали несколько месяцев. Обычно сценаристы пишут быстрее, но мне было сложно, поэтому процесс занял так много времени. К тому же все происходило во время учебы.

Поиск вдохновения

— Как совмещал уроки в школе и работу над крупным проектом?

— Когда началась работа над сценарием, я учился в 10 классе. Много времени тратил на размышления, причем как в школе, так и дома: мог придумать сюжетное действие на уроке, а синопсис написать в телефоне, когда ходил по улице. В основном ничего в голову не лезло — и так целыми неделями.

Мне было приятно видеть, как одноклассники смотрели [написанную мной] серию прямо в классе. Учителя за меня тоже порадовались. Их отношение ко мне не изменилось: оно и так было нормальным, потому что я ударник. Не утопаю в двойках, но и золотую медаль не получу.

Сейчас усиленно готовлюсь к ЕГЭ. Буду сдавать литературу, так что мне предстоит много читать и учить. Это отнимает много времени и сил, но у меня есть цель поступить на бюджет. Если все получится, буду счастлив.

— Оставалось ли время на что-то, помимо работы над сценарием?

— У меня нет какой-то прямо интересной жизни. Бывает небольшой досуг, иногда выбираюсь погулять с друзьями или встречаюсь со знакомыми из интернета. Чаще всего я сижу дома и пытаюсь саморазвиваться.

В свободное время я занимался школьными заданиями и рисованием — мне нужно уметь рисовать, потому что я хочу стать режиссером-аниматором. Благодаря урокам с репетитором вижу свой рост. В основном рисую портреты знакомых и друзей или просто людей из интернета. Недавно понял, что стоит сделать упор на раскадровки и дизайн персонажей и научиться работать на графическом планшете. В планах много всего.

— Твои друзья сразу узнали о том, что ты работаешь в команде крупного мультсериала или ты рассказал обо всем только после выхода серий?

— Большинству рассказал сразу, и друзья, конечно же, были рады. С одним другом я постоянно разговаривал о работе, и он помогал мне, предлагал идеи, за что я очень ему благодарен. Читать готовый синопсис или сценарий я никому не давал, просто собирал комментарии. Не уверен, что все мои друзья смотрели вышедшие серии, но те, кто посмотрел, высоко оценили мою работу.

— Испытывал ли ты что-то вроде синдрома самозванца?

— Может и да. В целом я доволен результатом, но понял, насколько еще не готов к большим проектам. Если бы появилась возможность поработать над другим сериалом, я бы согласился, хотя мне в любом случае было бы сложно.

— Из-за образования или из-за опыта?

— Скорее из-за опыта. Бывало страшно отправлять синопсис или сценарий, но благодаря Лебедеву я понял, что лучше отправить и получить замечания, принять их и сделать вывод, чем не сделать ничего.

— Как родители отнеслись к твоей работе?

— Родители отнеслись хорошо. Мама рассказывала об этом, кажется, всем. Папа порадовался, когда писатель [Сергей Лукьяненко] похвалил мою третью серию сезона в посте на своей странице.

Родители никогда не запрещали мне заниматься мультипликацией и даже поощряли меня. С мамой мы года три назад побывали в разных студиях. От «Союзмультфильма» я получил положительное впечатление, хотя там были только детское представление и небольшая прогулка по музею студии. На экскурсии по студии «Петербург» показали все то же самое. В будущем хотелось бы попасть на другие студии и увидеть производственные процессы.

Будущее российской анимации

— Какие мультики ты смотрел в детстве и как они повлияли на тебя?

— Разные. Один из любимых мультиков, естественно, «Смешарики», еще любил «Фиксики», «Лунтика» и все по телеканалу Disney. Сейчас с радостью пересмотрел бы культовые мультфильмы по типу старого «Бэтмена» или «Человека-паука».

Из советских мультиков тоже многое нравилось. Мама говорит, я любил «Мойдодыра» и «Братьев пилотов», а два года назад посмотрел «Остров сокровищ», хотя папа купил диск, когда я был еще маленький. Еще я смотрел мультики на волне хайпа: например, «Гравити фолз» в 2015 году. Меня зацепила его популярность, и сейчас я осознаю, что она заслужена. Disney много раз пытался повторить успех, но у него не получалось.

След в моей жизни оставили не столько сами мультфильмы, сколько обзоры. Мой вкус сформировался благодаря ним, а в голове отложились правила, по которым нужно строить историю.

— Стал ли ты по-другому смотреть на мультсериалы, приняв участие в создании одного из них?

— Я не ушел в работу над мультсериалами настолько, чтобы их подробно анализировать. Пока смотрю на них так же, как и раньше.

— Какие современные мультики ты бы мог выделить?

— Я слежу за тем, что выходит, но мало смотрю и не особо шарю. Нравится мультсериал Metal family — он от чуваков, которые делали «Версус» и «Трех русских богатырей», когда я был еще младшим школьником. Еще могу выделить «Шоу Чашека!» от Netflix.

Я очень рад, что российские студии начинают экспериментировать. «Кинопоиск», например, собирается выпускать мультсериалы для взрослых и вкладываться в формат. Думаю, в будущем нас ждет много интересного. Если не брать в расчет крупные российские студии, которые делают годноту для детей, то я бы хотел отметить веб-аниматоров. Их много, и они станут новым поколением специалистов российской анимации. Среди популярных — студия «Феникс», ResTque Team и «АнимАрс».

— «Кинопоиск» назвал «Приключения Пети и волка» российской версией «Рика и Морти». Как ты думаешь, похоже?

— И да и нет. «Пете и волку» многое мешает ею стать. Мне кажется, ему не хватает бюджета и хронометража: при большем хронометраже можно было бы прописать дополнительные сюжетные линии, чтобы сделать похоже. Вопрос в том, стоит ли.

— «Союзмультфильм» принялся за воскрешение старых сюжетов: «Простоквашино» и «Ну, погоди!». Насколько это хороший ход на твой взгляд?

— Я видел только первую серию «Простоквашино». Конечно, не плевался, как большинство людей, но и новые не смотрю. Когда ремейк только вышел, из-за хайпа его смотрели все, а сейчас только дети.

Ремейки можно делать хорошими даже без какого-то переосмысления [сюжета], хотя с ним может получиться лучше [чем в оригинале]. Мне понравился ремейк «Утиных историй», а от «Союзмультфильма» пока не нравятся. Сложно сказать, почему именно. Наверное, сценаристы не знают, как работать со старыми героями, но это только предположение.

— Если бы тебе дали задачу сделать ремейк на «Простоквашино» или «Ну, погоди!», что бы ты сделал с героями?

— Связал бы серии общим сюжетом и постарался бы внедрить то новое, что появилось в мире в промежутке между выходом старого мультика и ремейка, добавить технологии.

В «Ну, погоди!» можно адаптировать старую линию: по сюжету герои отправляются в разные места, и поскольку мир сильно изменился, серии могут стать другими. Можно было бы использовать новые комедийные приемы, сделать героев глубже, добавив внутренние конфликты, или сделать дополнительные сюжетные линии.

— Представь: тебя берут в команду «Союзмультфильма». Какой проект ты бы предложил?

— У меня есть идеи, пока не хочу о них рассказывать, потому что боюсь сглазить. Все задумки простые, но суть не в них самих, а в том, как их преподнести.

Мне кажется, идей у всех много, и главное — уметь ими пользоваться. В хорошей идее не обязательно есть смысл — возможно, автор просто хочет рассказать свою историю, и он ее рассказывает. Хорошо, если мультфильм вызывает эмоции, и от качества истории это зависит не всегда.

— Хотел бы ты дальше работать в мультипликации или планируешь попробовать себя в кинематографе?

— Хочу попробовать себя в анимации. Это особый раздел кино, и работать там в некоторой степени сложнее. Я планирую учиться на режиссера анимации, но хотел бы поработать и в кинематографе. Правда, не знаю, сможет ли режиссер анимации режиссировать фильмы.

Текст: Инзиля Шакирова
Иллюстрации: Sasha Spi

Смотреть
все материалы