Tat Cult Fest. Фестиваль, переосмысляющий локальную идентичность


Международный фестиваль современной городской культуры и искусств Tat Cult Fest в прошлом году собрал в Казанском Кремле 35 000 гостей и сразу стал самым громким событием в городской и национальной культуре за последние несколько лет. На мероприятии представили музыкальную и театральную программы, кинопоказы и художественные работы, объединенные главным критерием — принадлежность к новой татарской культуре.

30 августа на территории Казанского Кремля пройдет второй Tat Cult Fest, еще более масштабный, чем в 2018-м. Enter встретился с организаторами фестиваля и поговорил об итогах прошлогоднего, новых лицах современной татарской культуры и готовящейся программе.


Команда Tat Cult слева направо: Булат Хасанов, Оля Нестерова, Даша Костюнина, Артур Зиазетдинов, Маша Костюнина, Альбина Закируллина, Адель Таккезе, Гузяль Галеева, Ильяс Гафаров, Дима Чернышкин, Вадим Гафуров, Надя Кимельяр

От локальной сцены к большому фестивалю

Сопродюсеры фестиваля Ильяс Гафаров и Адель Таккезе рассказывают, что потребность в создании локального творческого комьюнити в республике назрела давно. Оба долгое время работали в креативной индустрии и чувствовали разобщенность и отсутствие диалога между творческими единицами. Чтобы исправить ситуацию, Ильяс создал лейбл Yummy Music и занялся продвижением современных татарских музыкантов. Адель же возглавил продюсерскую компанию creeptone media, которая помогает артистам на всех направлениях: от производства творческого продукта до дистрибуции.

Стартом коллаборации стала совместная организация шоукейса казанской инди-музыки «Диалог», на котором представили музыкальное комьюнити города. «Наверное, при любых других обстоятельствах эти люди вряд ли собрались бы вместе, но нам удалось привлечь лучших локальных артистов различных жанров — от экспериментальной электронной музыки до инди-фолка», — рассказывает Адель. Проект дал хороший результат: музыканты подружились, начали коллаборировать друг с другом. При этом стало понятно, что одним лишь сильным музыкальным сообществом не обойтись. Для того, чтобы развивалась музыка, необходима помощь и участие других видов искусств: взаимодействие с художниками, кинематографистами, хореографами. Так зародилась концепция программы Tat Cult, задача которой — формировать локальное творческое комьюнити, давая возможность артистам из разных сфер и разных уровней работать на одной площадке, обмениваться опытом и открывать новые имена.

Основу для большого мультиформатного мероприятия закладывали предыдущие локальные фестивали и маркеты — акция «Мин татарча сөйләшәм», зимний фестиваль городской культуры Jadid Fest и «Печән базары», уже ставший ежегодным. При этом TCF не только открывает новые имена, а вместе с ними переосмысляет локальную идентичность, историю города и народа.

Tat Cult Fest 2018

Первый Tat Cult Fest и 35 000 посетителей

Идея мультиформатного фестиваля возникла за год до его реализации. В течение 12 месяцев организаторы наблюдали за всем, что происходило в культурной жизни Татарстана, искали новые лица и формировали концепцию. 30 августа — самая логичная дата для проведения мероприятия такого плана: День города, День Республики. С локацией тоже не было сомнений — Казанский Кремль, как сердце татарской истории и культуры, покорил команду фактурой: величественные башни, просторные площади, переулки и укромные дворы. «Мы думаем, что это отличное место для синтеза бережно хранимых традиций, истории и новой культуры, формирующей образ будущего Татарстана», — отмечают организаторы.

«С датой фестиваля мы определились сразу, а вот спрогнозировать количество гостей было практически невозможно», — объясняет Ильяс. — «Проект, который проходит впервые, должен конкурировать с другими популярными, уже привычными для горожан мероприятиями. И мало того, что событие само по себе новое, это еще и совершенно необычная концепция». Несмотря на опасения, город принял фестиваль хорошо: 30 августа площадку посетили 35 000 человек. В этом году команда значительно расширяет масштабы по количеству участников, площадок и насыщенности программы.

Три музыкальные сцены, билингвальность и музыка 70-х

Участники музыкальных сцен отличаются также и подходом к своему творчеству. Djinn City поют на английском, но сэмплы строят на записях из татарских деревень, Said Olur в каждом треке меняет стиль от соула к панку, при этом оставаясь верным татарскому языку, Juna использует необычные музыкальные инструменты — укулеле, тампуру, арфу, этническую перкуссию, чередуя стихи классиков и молодых поэтов, Baradj перекладывает пентатонику в овердрайвовые переливы, вдохновляясь историей волжских булгар и хунну, Нурбек Батулла совмещает современную хореографию и восточную философию.

TCF — это еще и рассказ о городе. Участники говорят на двух языках, вдохновляются местной топонимикой — к примеру, в новых песнях Радифа Кашапова Казань упоминается через раз, также как Старо-Татарская слобода, улица Такташа, проспект Амирхана и «Оргсинтез». Фестиваль показывает, что все новое также имеет корни из прошлого: традиция обновляться у городских татар ведется давно. Тому примеры — финские группы «Başkarma» («Башкарма») и The Sounds Of Tsingiskhan, чья история начинается с конца 60-х, а также песни звезды 70-х Альфии Авзаловой, переосмысленные музыкантами проекта A-BAND.

В течение года организаторы TCF сами мотивировали городские сообщества на создание нового контента и провели музыкальную, театральную и медиа-лаборатории. Спектакль «Зөһрә» оттуда стал частью репертуара Кариевского театра, а группа «New Моң» — победители прошлогодней музыкальной лаборатории — занимается записью альбома, материал которого покажет в Кремле.

В целом, музыкальная программа фестиваля делится на три сцены: большую — на Пушечном дворе, малую — на площади Спасо-Преображенского монастыря и электронную — на Тайницкой башне. Первая объединяет живую татарскую музыку от этно и фанка до пост-фолк-метала, хедлайнеры которой — австралийская певица Зуля Камалова, упомянутые выше «Başkarma» и A-BAND. Малая сцена полностью посвящена «звездам интернета» и представителям «новой школы», среди которых тоже есть свои лидеры: АИГЕЛ, Нурминский, Лэйна, Rena Rnt, Said Olur, K-Ru.

Электронная сцена объединяет вокруг себя локальных электронных музыкантов (uwiam, Ваня Лимб, Mostapace, Djinn City), гостей из Вены (AYGYUL) и Уфы (Taturas) а также видео-инсталляцию от Watch Me. Кроме того, участники электронной сцены готовят необычный релиз, в рамках которого они будут использовать мелодии с медных пластинок начала XX века — эпохи Габдуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Гаяза Исхаки и их единомышленников, которые формировали ту самую татарскую городскую культуру, которую мы сейчас знаем.

Спектакль «Алиф», стрит-арт и татарский арт-хаус

На театральной сцене зрители увидят самые смелые постановки последних лет. Это, в частности, спектакль «Алиф», недавно вернувшийся с гастролей в Мехико и Лос-Анджелесе, историческая трагедия «Салкын кын» Мензелинского театра в коллаборации с лауреатом «Золотой маски» Сергеем Потаповым.

Арт-галерею в этом году решили оформить строительными лесами — символом бесконечного обновления, который казанцы ежедневно наблюдают по пути на работу или на прогулках по городу. Имена художников не раскрывают, но организаторы намекают на участие представителей стрит-арта и большое количество инсталляций в смежных техниках. Отдельное внимание уделят медиа-арту — его представят НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» и команда Watch Me Visuals.

В манеже организуют кинозал, где покажут работы казанских режиссеров, в том числе детские фильмы. Параллельно в литературной зоне пройдут перформансы от Дома татарской книги, читки пьес и стихотворений современных поэтов.

Локальные бренды и музыка для всех

Сегодня Tat Cult Fest в числе трех проектов из Татарстана участвует в отборочном туре творческих городов ЮНЕСКО. Для организаторов это принципиальный момент, который в полной мере отражает идеологию фестиваля. «Когда приезжаешь в новую страну или город, хочется питаться не столько глобальной молодежной культурой, сколько чем-то аутентичным и локальным. Тебе вдруг становится интересно и важно все, что там происходит. Мы хотим, чтобы гостями фестиваля стали в том числе и туристы, чтобы они без предубеждений могли воспринять нашу культуру и проникнуться ей», — рассказывает Адель. Он также считает, что локальные бренды имеют все шансы выходить на международный уровень, а это положительно влияет на имидж и узнаваемость города.

Кроме того, фестиваль разрушает стереотипы и скепсис, сложившийся вокруг татарской культуры. PR-директор фестиваля Альбина Закируллина рассказывает, что, несмотря на знание татарского языка, национальная музыка никогда особенно не влияла на ее музыкальные предпочтения. «Как только я попала в команду и начала изучать локальных музыкантов, случилось настоящее откровение. Самое сильное — это, наверное, новый альбом Зули Камаловой «6 дней любви» на стихи Йолдыз Миннуллиной. И это, кстати, пример классной международной коллаборации, потому что музыку написал франко-голландский музыкант и продюсер Михиль Холландерс. Короче, татарскую музыку можно полюбить наравне с французской или японской, и теперь я понимаю австралийцев, которые еще в 2000-м выбрали альбом Зули альбомом года».

Новый дизайн-код и будущее фестиваля

В этом году фестиваль полностью изменил бренд-концепцию. Изначально команда ожидаемо делала упор на зеленые цвета, традиционные для республики. «Ко второму фестивалю мы искали новые цветовые решения и остановились на сине-розовой гамме с яркими акцентами. Получилась история о последнем дне уходящего лета, о легкости и красивых казанских закатах. Поскольку национальной культуре свойственна эклектика, она присутствует и в нашем дизайне: элементы татарского орнамента, образы Кремля и геометрия. Мы хотели уйти от буквальной трансляции образов и применили эффект калейдоскопа», — рассказывает Надя Кимельяр, отвечающая за визуальный облик фестиваля.

Уже сейчас понятно, что Tat Cult Fest — это не разовая история, а долгосрочный проект, рассчитанный на постоянное развитие. Команда видит будущее фестиваля в разных областях: взаимодействие с digital и VR, использование интерактивности и культурный обмен с другими странами. Но главная цель — это создание масштабного ежегодного события, которое вне зависимости от хедлайнеров будет привлекать людей своей атмосферой.

Фото: Даниил Шведов, vk.com 

Смотреть
все материалы