«75 минут будущего»: Три причины сходить на новый спектакль-игру в «Углу»
3 и 4 марта в творческой лаборатории «Угол» пройдут премьерные показы спектакля «75 минут будущего» режиссерки Ксении Шачневой. Восемь непрофессиональных актеров поразмышляют о близком и далеком будущем и расскажут о его реальных или фантастических вариантах развития. В формате игры зрители смогут поучаствовать в происходящем на сцене, потренироваться в принятии решений и на практике ощутить способность влиять на свою жизнь.
Редакция Enter поговорила с режиссеркой «75 минут будущего» и выяснила, чем интересен этот спектакль и почему стоит посетить его премьеру.
Познакомиться с особым форматом документального театра
Ксения Шачнева пришла в режиссуру с бэкграундом графического дизайнера, архитектора и художника-сценографа. Ее первой постановкой в театре стало детское представление по книге Йолдыз Миннуллиной «Зухра», а позже она перенесла на сцену «Угла» произведение Радмилы Хаковой «147 свиданий». Вместе с этими же авторками в 2018 году Ксения начала работу над постановкой «Мергасовский»: спектакль основан на реальных историях людей, которые жили в знаменитом казанском доме в разное время. Именно тогда у режиссерки возникло желание заниматься свидетельским театром. Общаясь с жителями Мергасовского дома, она поняла, что постановщик и зрители многое теряют, когда историю человека на сцене начинает транслировать актер.
Развиваясь в режиссуре документального театра, Ксения успела попасть в номинацию премии «Золотая маска — 2022» со спектаклем о национальной идентичности «Чын татар», а еще поработать с известной командой из Германии Rimini Protokoll. Ее создатели навсегда изменили представление о театре, когда в 2002 году одними из первых начали ставить спектакли на основе реальности и с непрофессиональными актерами. В рамках театральной лаборатории в Свияжске Ксения вместе с основателями авангардного коллектива и группой местных художников в течение недели создавала небольшую постановку про семинаристов, опять же работая с непрофессиональными актерами.
Накопленный в документальном театре опыт режиссерка перенесла и на свою новую постановку. В «75 минутах будущего» нет ни одного профессионального актера, а участники спектакля говорят со зрителями о личном опыте и своем взгляде на будущее. Среди них журналист, фотограф, урбанистка, психиатр, дизайнерка. Большинство — представители «околотворческих» профессий, многие никогда раньше не работали в театре. Ксения выбрала их из более ста заявок. Ее интересовало то, как человек мыслит, насколько он увлечен определенной темой и может ли его позиция быть любопытна другим. Кроме этого, она искала людей с разным опытом, чтобы было о чем поспорить и чем поделиться друг с другом.
Пофантазировать о ближайшем и далеком будущем
Постановка «75 минут будущего» возникла из небольшого онлайн-проекта, запущенного на платформе «Другое дело» в апреле прошлого года. Его участники созванивались пару раз в неделю и обсуждали, как они видят свое будущее. Поговорить с молодыми людьми именно на эту тему Ксении хотелось из-за всеобщего чувства растерянности. Еще ей было интересно узнать, какой свою предстоящую жизнь видит новое поколение. Всего за месяц из онлайн-встреч вырос небольшой виртуальный спектакль — каждый из выступающих предлагал свой сценарий будущего, в конце зрители голосовали за один из вариантов и узнавали, что их ждет.
Развивать идею уже в офлайн пространстве Ксении предложили сами участники проекта. Финальный состав «75 минут будущего» сложился из нескольких членов виртуальной постановки и новичков, которых Ксения дополнительно набрала посредством open call. Начиная работу над спектаклем, режиссерка предложила участникам постановки написать два списка: в первом сформулировать то, что они хотели бы сделать, а во втором — чего хотелось бы избежать. Среди пунктов в стоп-листе оказались «нравоучение» и «занудство». Поэтому сразу было решено отказаться от попыток научить зрителя, как надо делать, а как нет. Вместо этого участники постараются поднять важные и интересные вопросы о будущем, чтобы после просмотра каждый смог решить, каким хочет его видеть.
Работа над спектаклем заняла чуть больше трех месяцев, причем половину этого времени режиссерка вместе с участниками посвятила обсуждению книг, фильмов, статей и подкастов о будущем. Подобранные Ксенией материалы давали разные взгляды на тему, а разбираться в ее аспектах помогали приглашенные спикеры и эксперты. В итоге у каждого родился свой фрагмент спектакля, ставший частью общей «мозаики».
В спектакле будут затронуты очень разные темы и сюжеты. Некоторые из них почти из завтрашнего дня, а какие-то могут показаться довольно фантастическими. Мы обсуждали широкий пласт того, что можно назвать будущим, часто основывались на существующих тенденциях и научных предположениях.
В целом удалось найти очень много тем, о которых интересно и важно говорить именно сейчас. А совместить взгляды на далекое и близкое будущее получилось в том числе потому, что у всех участников спектакля был свой подход. Фрагменты будут рассказывать о схожих вещах или, наоборот, спорить друг с другом, но, мне кажется, представление человека о будущем примерно так и устроено.
Поучаствовать в постановке вместе с актерами
Принцип вовлечения в действие на сцене отвечает главной идее постановки. Участникам важно было вернуть зрителю чувство сопричастности к происходящему, которое все реже проявляется в реальной жизни. По словам Ксении, у зала будет выбор: отсидеться или вступить во взаимодействие с выступающими. Но одной из главных миссий проекта все-таки было дать зрителю возможность влиять на будущее, пусть и в рамках спектакля. Например, в некоторые моменты можно будет выйти на сцену, включиться в игру вместе с участниками и высказать свое мнение о происходящем.
Изначально была идея определять сценарий, который будет показан на сцене в конкретный день, рандомно — например, выпадением случайных чисел. Но в итоге авторы спектакля пришли к выводу, что зритель все-таки должен увидеть все фрагменты постановки в определенном порядке. Только так разрозненные кусочки смогут сложиться в единый пазл.
Этот способ показался мне довольно интересным для того, чтобы находить закономерности и говорить о важном: языке, экологии, социальных проблемах, политике. А еще это работает как тренажер для зрителей: хочется вернуть людям чувство контроля и ощущение, что от их действий что-то зависит. Эта мысль кажется важной мне и участникам спектакля. Ведь сейчас далеко не всегда понятно, каким образом ты можешь повлиять на большие события.
У нас не было цели создать непроницаемый культурный продукт. Это театр, от которого не стоит ждать виртуозности и поставленных голосов. На сцену выйдут люди, которые не работают в театре профессионально. И, с одной стороны, в этом, наверное, есть для кого-то разочарование. А с другой, нам важно было показать, что так действительно могут все и таким образом стереть границу между зрителем и актером с большой буквы «А».
Текст: Мария Наумова
Фото: предоставлены творческой лабораторией «Угол» и Ксенией Шачневой
Коллажи: Виктор Голумбевский
все материалы