Авторы фильма «Тополиный пух» — о пути из Татарстана в столицу, ритме комедии и изнанке жизни


1 августа в прокат выходит комедия «Тополиный пух» с Аглаей Тарасовой, Антоном Лапенко и Виталием Хаевым в главных ролях. Над картиной о стиптизерше, охраннике-неудачнике и киллере, встретившихся в провинции, работали авторы из Татарстана: режиссер Артем Лемперт и сценаристы Илья Петрухин и Олег Гольдфайн.

27 июля в Казани состоится премьерный показ. В преддверии него журналистка Enter Мария Наумова поговорила с командой фильма о том, почему в центре сюжета оказались именно такие герои, как ритм комедии влияет на восприятие и почему шутить сложнее, чем грустить.


«Мы нашли “южную Елабугу”»

Мария: Насколько я знаю, вы родом из Татарстана. Расскажите о жизни в родных городах и переезде в столицу.

Артем: У нас плюс-минус одна и та же история. Я рос и учился в Казани, но сначала родился, вкусно ел, купался в Волге… (смеется, — прим. Enter). В юридическом институте активно играл в КВН в составе команды «Поколение 02», которая позже вошла в республиканскую сборную «Четыре татарина». Когда мы взяли «Большого КиВиНа в Золотом» в Юрмале, наш художественный руководитель Артем Логинов перебрался в Москву и стал креативным продюсером сериалов «Папины дочки» и «Кадетство». Как раз к последнему проекту он привлек меня — в том числе потому, что я закончил казанское суворовское училище. А позже позвал помогать с ситкомом «Воронины», писать сценарий и заниматься постпродакшеном. С Ильей и Олегом мы давно познакомились на КВН, а после переезда в Москву начали вместе работать в Good Story Media.

А теперь, как в нашем фильме, новелла от лица другого героя!

Илья: Я тоже из Казани и еще в школе начал играть в КВН — он нас всех и познакомил. Постепенно стал писать сценарии «Папиных дочек», «Универа», и «Ворониных» — адаптировал американские шутки под российские реалии. Мы с ребятами практически одновременно перебрались в Москву и одно время даже жили вместе.

Олег: А я из Набережных Челнов, и мне пришлось выиграть республику (региональную лигу КВН, — прим. Enter), чтобы они меня заметили…

Артем: Да-да, мы в свой коллектив только чемпионов республики берем!

Олег: … Мы сдружились и, когда постпродакшен «Ворониных» достиг больших объемов, меня тоже пригласили им заниматься и параллельно работать над сценарием.

Артем: Потом мы как равноценные авторы сделали большой проект «Ольга», по которому многие нас знают. Чуть менее известные наши работы — это, например, «Конная полиция». Еще у Олега и Ильи есть отдельный сериал «Вика-Ураган». Теперь вот решили вместе замутить полный метр.

Мария: Когда и у кого родилась идея фильма?

Артем: Отвечает Илья Петрухин!

Илья: Идея фильма возникла лет шесть назад. Я работал над основными проектами, а в выходные и по вечерам потихоньку все расписывал и продумывал. Когда стало понятно, что фильму быть и его не миновать, я пригласил Олега. Вместе мы дописали сценарий и подключили Артема.

Олег: Тогда как раз случился ковид и сильно нас затормозил, поэтому к съемкам мы приступили только в 2021 году…

Артем: Зато подготовились довольно быстро — примерно за полгода. В сентябре поехали в Таганрог и за полтора-два месяца все отсняли. Для полного метра это средние сроки. Некоторые режиссеры снимают по 10 лет — мы такого себе позволить не можем. С другой стороны, делать все за 15 смен в ущерб качеству тоже не хотели, поэтому, если нужно было, всегда выгрызали себе дополнительные часы. К счастью, у нас понимающие и творческие продюсеры, среди которых уже упомянутый Артем Логинов.

Мария: А почему выбрали именно Таганрог?

Артем: В фильме разворачивается летняя история. Но, как это часто бывает, пока мы готовились, лето закончилось, и нам надо было его продлить. Стали изучать приморские города, увидели Таганрог, и он нам сразу приглянулся. Поехали туда на скаут и влюбились в этот очаровательный двухэтажный городок.

Сценарий идеально лег на локацию. Например, у нас есть эпизод на крыше, который мы собирались снимать в Москве, и на экране это было бы незаметно. Но когда залезли на крышу таганрогского клуба, увидели, что там все ровно так, как должно быть. Даже есть кондиционер, в который камера по задумке залетала для смены мизансцен.

Мария: Получается, сам город помогал.

Артем: Да! Таганрог очень милый, архетипично провинциальный город. В фильме мы, кстати, даже не говорим, что это приморский район, и выдаем Азовское море за Каму.

Олег: Изначально мы планировали снимать в Елабуге и именно ее представляли, когда писали сценарий. Но ударили холода, поэтому мы нашли «южную Елабугу» и придумали среднестатистический поволжский город Верхнекамск.

Мария: Как местные жители реагировали на съемки?

Артем: В целом очень доброжелательно. Некоторые особенно «теплели», когда мы называли имена Аглаи Тарасовой, Антона Лапенко, Виталия Хаева… Хотя и смешные ситуации тоже были: например, во время съемок мы распыляли тополиный пух, и кто-то из горожан пожаловался, что мы загрязняем Таганрог.

Мария: Ох уж эти москвичи… Тополиный пух был настоящий?

Артем: Пробовали разные способы — в том числе пытались запастись пухом в июле, но он скатывался и не летал. Еще был вариант использовать гусиное перо, но оно очень дорогое и не горит, а по сценарию это было нужно. Тогда художник Евгений Гигиадзе путем проб и ошибок придумал ноу-хау, которое мы даже думаем запатентовать: собрали и засушили огромное количество камыша, который действительно похож на тополиный пух, и привезли его из Москвы в Таганрог на газели.

«У каждого персонажа — своя правда. Неважно, киллер это, стриптизерша или самоубийца»

Мария: Как подбирали актерский состав? Аглая и Антон сразу согласились сниматься?

Олег: Аглая Тарасова — одна из наших любимых актрис, и мы часто представляем в проектах именно ее. Пока писали сценарий «Тополиного пуха», параллельно уже работали с ней в «Вике-Ураган» и успели подружиться. Аглая единственная сразу согласилась и встала в проект, как влитая.

Артем: С Антоном Лапенко мы тоже в товарищеских отношениях. Сначала он отказался сниматься, так как у него выходил свой проект. Когда начали искать других актеров, то быстро поняли, что все они не совсем подходят персонажу, в котором должны быть и лиричность, и драматизм, и комизм, поэтому все-таки вернулись к Антону. В результате он согласился прийти на пробы — после и нам, и ему стало очевидно, что это роль Лапенко.

Виталий Хаев тоже сразу понравился нам в амплуа деда-киллера, но у него параллельно уже шли съемки. По счастливой случайности уже после того, как мы начали искать ему замену, проект отменился, и он все-таки смог к нам присоединиться.

Мария: Аглая и Антон уже работали вместе?

Артем: Антон нравился Аглае по «Внутри Лапенко», но до «Тополиного пуха» она с ним не работала. Думаю, у ребят точно есть и коннект, и химия. Интересно, что парня главной героини в фильме играет Антон Филипенко — хороший друг и Аглаи, и Антона. В общем, на съемочной площадке царила дружественная и семейная атмосфера.

Мария: Фильм разделен на несколько новелл, рассказанных от лица разных героев. Почему решили работать с повествованием именно так?

Илья: Было интересно рассказать одну и ту же историю с трех точек зрения и показать, что у каждого персонажа — своя правда. Неважно, киллер это, стриптизерша или самоубийца.

Мария: Почему в центре сюжета такое комично-печальное трио?

Илья: Отправной точкой была идея о самоубийце, который нанимает себе киллера, а потом влюбляется. Ну а в кого, если не в стриптизершу? Гулять так гулять! (смеется, прим. — Enter) На самом деле, мы любим таких персонажей…

Олег: … Да, всегда интересно посмотреть, чем они живут.

Мария: А почему фильм получил такое название? Как тополиный пух связан с сюжетом?

Артем: Честно, меня постоянно об этом спрашивают, и я каждый раз придумываю разные версии (смеется, — прим. Enter).

Олег: На самом деле смысл фильма в том, что все не так страшно, как кажется. Тополиный пух — это некая аллегория трудностей, которые «летают» и в итоге проходят.

Илья: Чудесным образом совпало, что у «Иванушек International» есть такая песня! В фильме все крутится вокруг концерта группы на День города и в кадре появляется Рыжий из коллектива.

Артем: Это такая стебная деталь про все Дни города, потому что, как правило, на них по сто раз приезжают одни и те же артисты.

«Полнометражная картина — как забег на короткую дистанцию»

Мария: «Тополиный пух» выбрали фильмом открытия на кинофестивале «Горький fest». Для вас это ценно?

Артем: Мы снимали не фестивальное, а зрительское кино. Поэтому кажется, простым людям картина понравится больше, чем изощренным кинокритикам. Тем не менее нам очень приятно, что фильм показали на «Горький fest» — мы гордимся этим.

Олег: Но главное — это был наш первый показ со зрителями.

Артем: Все прошло очень хорошо: люди смеялись, а после просмотра говорили, что фильм получился добрым и позитивным. Это самое ценное, что мы получили от фестиваля.

Мария: Волнуетесь перед выходом фильма в большой прокат?

Олег: Волнуемся!

Артем: Я уже говорил ребятам и вам скажу, что уверен в фильме. Зрители наверняка останутся довольны, от души посмеются и выйдут из зала с приятным послевкусием. Вопрос только в том, как много людей узнает о нашем кино и дойдет до кинотеатра вместо того, чтобы, например, поехать на пляж. Это уже как повезет!

Мария: Артем, какие у вас впечатления от работы над дебютным полным метром?

Артем: Сначала мы хотели просто перенести весь наш сериальный опыт на другой формат, но на практике оказалось, что полный метр — принципиально отличающийся подход, и пришлось перестраиваться по ходу пьесы. Полнометражная картина — как забег на короткую дистанцию: ты все можешь держать в голове и каждый момент продумать до мелочей, но в этом и трудность, ведь нужно постоянно завлекать зрителя, разрабатывать оригинальные решения и не повторяться. Это задачка со звездочкой. Мне сильно помог наш оператор и полноценный соавтор Кирилл Клепалов. Еще за полгода до съемок мы собирались и прописывали визуальные решения каждой сцены.

«Сначала нужно создать драму, а потом превратить в “недраму”»

Мария: В рецензиях пишут, что у фильма «бойкий» монтаж. Сознательно стремились придать сюжету динамизм таким образом?

Артем: Комедия — всегда определенный ритм. Юмор работает, только если фразы сказаны в особом порядке. В том же сериале «Ольга» дикий темп — это одновременно и минус, и плюс. С одной стороны, не все считывается сразу, с другой, серии интересно пересматривать, потому что некоторые шутки воспринимаешь, как будто впервые услышал. Так же и с «Тополиным пухом» — мне кажется, этот фильм любопытно пересматривать, даже зная сюжет. Шутки и репризы открываются по-новому. Хотя, наверное, такое не очень понравится поклонникам артхаусного кино, которые любят смотреть, как пакет медленно летит в арке три минуты…

Мария: Кстати о шутках — как вы их придумываете?

Артем: Искрометно.

Илья: Приходим с утра на работу в офис, садимся друг напротив друга и просто накидываем варианты.

Олег: Нужно понимать, что мы всегда держим в голове драматургическую основу, характеры персонажей и суть сцен.

Артем: Да, Олег правильно сказал. Еще во времена работы над «Ворониными» американский консультант Джереми Стивенс делал из нас — КВНщиков, которые придумывают шутки ради шуток, — сценаристов. Он «вбивал» в нас мысль о том, что в картине важнее всего персонажи: они должны чего-то хотеть и действовать определенным образом. И только когда ты понимаешь своего героя и погружаешься в него, шутки начинают легче придумываться и по-другому работать.

Мария: Чем для вас ценен жанр комедии?

Артем: Думаю, это наше мироощущение. Возможно, оно сформировалось во время игры в КВН, которая заточила мозг реагировать на все иронично. В любом случае я так воспринимаю реальность и, возможно, защищаюсь от каких-то грустных моментов юмором. Все это экстраполируется и на работу. Поэтому даже если я буду снимать драму, в ней будет ирония, пусть и менее очевидная.

Илья: Комедия уникальна тем, что в нее можно вплести любой другой жанр. Основа всегда драматическая, просто мы преподносим ее с юмором.

Олег: Комедия и трагедия не очень отличаются по своей сути. Грусть и печаль легче всего показать на экране. Мы выбираем шутить, хотя это делать сложнее: сначала нужно создать драму, а потом превратить в «недраму».

Мария: В вашу комедию вшиты какие-то серьезные идеи? Возможно, есть социальный подтекст?

Артем: Мы ничего не бичуем и не говорим: «Посмотрите, как в провинции ЖКХ не справляется». Но в основе сюжета лежит жизнь обычных людей…

Олег: … Все герои — «социально несчастные» люди, которые стали такими не от хорошей жизни.

Артем: Даже стриптизершу мы не показываем красиво вертящейся на шесте, а рассказываем об изнанке ее жизни: абьюзивных отношениях с парнем, воспитании маленького сына и так далее. Или, например, киллер у нас — не убийца, а уставший от жизни дед, который не может встроиться в современность. Судьбы всех героев в итоге будут накручиваться друг на друга, как по спирали, — это главный аттракцион!

Мария: Опишите свой фильм одной фразой.

Илья: Хорошее доброе кино про неудачника, киллера и стриптизершу (смеется, — прим. Enter).

Олег: Я бы сказал, что это черненький ромком!

Артем: Это кино для каждого — про любовь, доброту и позитив.

Текст: Мария Наумова
Фото: Предоставлены командой фильма

Смотреть
все материалы