Что делать на первой групповой выставке казанских художников в «Смене»
13 ноября открылся проект «Кажется, будет выставка в Казани». Это первое для «Смены» масштабное представление казанской сцены современного искусства. На экспозиции, название которой отсылает к переписке Александра Родченко с возлюбленной Варварой Степановой, можно познакомиться с работами 22 молодых казанских художников и музыкантов.
Раньше проекты местных авторов редко презентовали в центре современной культуры, но теперь они станут постоянной составляющей выставочной политики — и в этом смысле новая экспозиция имеет особое значение. Enter побывал на выставке и рассказывает, почему вам стоит ее увидеть.
Посмотреть, как преобразилось пространство Смены
Продумывая концепцию проекта, московский куратор Алексей Масляев предложил задействовать все пространство «Смены». «При работе над структурой выставки я опирался на два тезиса. Во-первых, хотелось продемонстрировать, что современное искусство разнообразно. Разграничение между разными его областями — не более, чем условность; культура допускает взаимопроникновение дистанцированных областей. Во-вторых, было необходимо преодолеть зацикленность на определенной форме в связи с местом, потому что столкнуться с искусством можно везде. Хотелось задействовать и городскую среду, но пока не получилось. Надеюсь, в будущем мы сможем включить город как компонент искусства», — рассказывает Алексей.
Привлечение современных казанских музыкантов тоже было идеей Масляева. Для ее воплощения в качестве сокуратора по музыкальной части пригласили Романа Кутнова — композитора и саунд-художника родом из Казани, хорошо знакомого с местными исполнителями. По его словам, электронная музыкальная сцена оказывает существенное воздействие на локальных художников, и организаторам выставки было важно показать взаимовлияние этих сфер.
«Кажется, будет выставка в Казани» начинается уже с крыльца: на улице возле входа в «Смену» по кругу проигрывается трек техно-дуэта Камиля Еа и Алины Изоленты «ПТУ». Как отмечает Кутнов, их саунд не похож на то, что мы обычно слышим на улице, и это привлекает внимание. Кажется, что вот-вот начнется вечеринка, и трек приглашает зайти. Без музыки не остался и первый этаж. Чтобы ее послушать, нужно снять с карабина свисающие наушники, в которых звучат треки Закарии Туктарова и Вани Лимба.
Полки книжного магазина тоже стали частью выставки. Три секции выделены под графику NEJI201. Здесь разместились иллюстрации к фрагментам большой сказочной истории, главный герой которой — кролик с лебедиными лапами. Книгу пишет сама художница, ранее уже работавшая с необычными пространствами.
Территория за стеной магазина «Платформа» задействована как выставочное не впервые: например, во время фестиваля медиаискусства «НУР» на пол проецировали The Idea of Saving Aesthetics Орхана Маммадова. Теперь этот зал погружает в урбанистическую тему с помощью деталей, отсылающих к городской культуре: кирпичных стен, баскетбольного кольца и рисунков поверх чеков из «Ашана». «Посыпались звезды по поверхности, которой как будто даже нет и что-то даже исчезло из того, что было.*шум слоновьих хоботов*», — пишет в названии своей работы уличный художник Kobw. «Пису пис» — откликается со стенда напротив коллаж Стаси Ибрагим.
Кроме них в зале, когда-то принадлежавшем магазину DreamWhite, выставляется дизайнер Иван Урбан. Его картина «Paradox» иллюстрирует словарное значение термина «парадокс» и отсылает к заставке кинокомпании Columbia Pictures. Рядом транслируется клип «oneday someday mayday / днем-нибудь (помоги мне)» независимого видео-художника Фокса Малдера. Объединение разных медиаформ — намерение организаторов показать тесную связь всех воплощений искусства.
Заглянуть вглубь себя
Поднимаясь, посетители встречают изображение самих себя, спроецированное на кирпичную стену. Видеоинсталляция медиахудожницы Нади Кимельяр искажает человека, делая его почти неузнаваемым. Это чувственная визуализация прозопагнозии — расстройства, при котором теряется способность узнавать лица. Захваченные камерой движения слегка размыты и превращают всех проходящих по лестнице в героев черно-белого фильма.
Ключевая фигура проекта «Кажется, будет выставка в Казани» на втором этаже — человек. Три зоны условно разграничивают пространство на «человеческое природное», «человеческое домашнее» и «человеческое интимное». Портретов на выставке совсем немного — работая над представлением человека в искусстве, художники использовали другие жанры и формы.
Центральная часть выставки погружает зрителя в обстановку личной тайны. Дневниковые записи, искусственные цветы, отсылающий к советскому прошлому гобелен с оленями располагают к диалогу с прошлым — своим или художественно созданным. Точкой притяжения в этой части стала серия фотонатюрмортов Зули Алиевой «Иния: свидетельства одной жизни». Изображения объединяют то, что дети обычно подолгу разглядывают в бабушкином серванте: потертые карты, лото, веер с цветами и леденцы в миске из пожелтевшего хрусталя. Получилась нежная и бережная рефлексия на тему поиска самоидентичности через объекты, обладающие символической ценностью.
«Вернуться» домой
В выставке заявлены казанские художники и музыканты, но многие из них уже не живут в Казани: одни преподают искусство или создают видеоклипы для инди-музыкантов в Москве, другие выступают в Европе. Но это не умаляет их принадлежность к локальной культуре: каждый из них так или иначе отождествляет себя с Казанью и отражает эту связь в творчестве.
В своей аудиоработе Дима Смородин использовал звуки родного города. Он проехал от «Площади Тукая» до «Дубравной» на метро, а затем прошел по тому же маршруту пешком, записывая все, что его окружает. Так с помощью полевых записей пространство «Смены» стало раздвоенным: на первом этаже мы слышим звуки из метро, на втором — с улицы. Получилась музыка городской жизни, к которой мы привыкли настолько, что перестали ее замечать.
В наушниках возле отдела музыки в книжном можно услышать ремикс Вани Лимба на Mr.Trololo — ироничное переосмысление темы возвращения домой от саунд-дизайнера, переехавшего в Москву. Схожая тема обыгрывается и в работе казанского саунд-дизайнера Закарии Туктарова «Homeland». Его медитативный эмбиент-трек предлагает погрузиться в ностальгию по местам детства.
Визуально тема возвращения домой отражается в серии работ Саши Шардака — для нее в галерее на втором этаже на один из стендов поклеили настоящие обои. Когда художник прислал организаторам подборку картин на фоне стены, куратор уточнил, не являются ли узоры на ней частью работ. Художник этого не задумывал, но обои все же решили сделать элементом выставки. На самих экспонатах тоже есть частички домашнего пространства — в каждую из красочных живописных картин встроены маленькие фотоизображения домов или интерьеров.
Погрузиться в природу и человека
«Человеческое природное» тоже представлено на выставке в разных формах. Работа художника с «уличным бэкграундом» Артема Сильвестрова «и зеленый попугай» выполнена в технике сграффито. Ее часто используют для декорирования стен, но SL выбрал в качестве материала развернутую коробку и крышку от нее.
Попугая у Сильвестрова найти непросто, но если обернетесь, то увидите, что рядом сидит еще один. Колонки вокруг 3D-копии питомца художницы Ellina Genadievna транслируют запись звуков, которые он издавал. Инсталляция в сочетании с аудио предлагает поразмышлять о возможности воскресить что-то ценное с помощью современных мультимедийных средств.
Взаимодействие живой и неживой природы прослеживается и в серии работ Алисы Гулканян, с творчеством которой многие познакомились благодаря выступлению Манижи на Евровидении. Главные инструменты художницы — фотография, анимация и digital-коллаж. В центр внимания оживших картин она поместила вскладное карманное зеркало. В отражении зритель видит то, что оказалось за пределами объектива воображаемой камеры, — небо, море и перелетающих птиц.
В историю возникновения всего живого заглянула Анастасия Морозова. Она совместила несколько символов начала жизни, запечатлев процесс своей работы, который транслируется на видеоинсталляции рядом. В основу «Зарождения» легло яйцо — неровное и несовершенное по форме, как и все в природе. Кратеры на поверхности керамики сделаны с помощью семечек, сгоревших во время обжига. Другая работа — скульптура «Горло», цветом и шероховатостью напоминающая застывшую плоть. Толчком для ее создания стала композиция Dub FX, который не использует музыкальные инструменты, создавая звук с помощью голосовых связок. Его трек звучит в наушниках возле экспоната, позволяя сопоставить авторский взгляд с собственным видением.
К нам приезжают московские кураторы, искусствоведы, коллекционеры и просят показать [современное] казанское искусство. А его нигде нет, как нет сайтов и портфолио. Наша же задача [в рамках «Кажется, будет выставка в Казани»] — сделать местных художников обозримыми. Создать для них инфраструктуру, устроить выставки, спродюсировать их, разработать пополняющийся цифровой каталог. Мы ставим эту задачу перед собой, но неизвестно, насколько будем способны с ней справиться.
«Смена» восемь лет фактически игнорировала местную сцену. И сейчас мы не то чтобы оправдываемся, но стараемся наверстать упущенное: быстро восстановить сообщества, создать ситуацию и форму существования жизни [казанского] современного искусства. Выставка [«Кажется, будет выставка в Казани»] говорит нам, что современное искусство существует здесь, как и в галереях Краснодара, Москвы, Лондона или Варшавы. Все это способно конвертироваться, уезжать в другие города.
Люди пишут нам, что это не первая выставка [объединяющая казанских художников], но будьте уверены, мы подумали над формулировкой тысячу раз. [До сих пор не было выставок] с таким вниманием и таким уровнем продакшена. Мы искали в Казани того, кто мог бы справиться с задачей, поставленной перед нами и куратором, но не нашли. А потом подумали об Алексее Масляеве, с которым познакомились в 2018 году, когда «Смена» стала институцией года международной ярмарки Cosmoscow. С одной стороны, он уже был знаком с нашей деятельностью и с тем, что происходит в Казани, читал несколько лекций. С другой, Алексей как куратор Cosmoscow каждый год работает с институциями из разных городов и может быстро разобраться в контексте. На наш взгляд, ему хорошо удается распаковать и на небольшой территории сделать презентацию и контекста, и институций, и деятельности институций — и все это обаятельно и отлично выглядит. Уже потом мы захотели добавить в выставку музыкантов и пригласили хорошо знакомого с местной музыкальной сценой Романа Кутнова — музыканта родом из Казани, много лет как переехавшего отсюда в Москву. Но [этот выбор] не означает, что следующие выставки будут курировать Масляев и Кутнов. Еще выставка не означает, что остальные художники плохие и тем более — что мы показываем всех хороших.
То, что на выставке представлены художники, уехавшие из Казани, тоже ничего не значит. Мы черным по белому написали: «Не утратившие связь с городом и ассоциирующие себя с этим городом». У нас не написано, что «Кажется, будет выставка в Казани» — про поиск идентичности казанского современного художника. Мы в поиске современного искусства и форм его существования, география и этническая составляющая тут не имеют значения. Алексей Кутнов захотел выставку повсюду, потому что казанские художники есть везде, просто мы их не замечаем и редко взаимодействуем.
Выставка является первым и далеко не последним шагом нашей большой программы. Прежде всего, мы планируем создать электронную экосистему, где в том числе будут собраны не выставленные работы и CV художников, артист стейтменты, ссылки на внешние интервью и так далее. Скоро мы запустим проект, который реализуется на грант от «Про Гельвеция», где под кураторством Алана Богана будем соединять казанских и швейцарских художников как бы дистанционно. Из самых ближайших планов — книжный фестиваль и расширение выставки. А следующим летом мы хотим попасть в туристический сезон и открыть выставку казанских художников уже не только в «Смене».
Проект «Кажется, будет выставка в Казани» номинирован на ежегодную премию Enter «Итоги года». Голосуйте за нее и другие любимые проекты на нашем сайте до 8 декабря.
Фото: предоставлены ЦСК «Смена»
все материалы