Что не так с татарстанским кинопрокатом?
В последние годы отечественный кинематограф заметно вырос по качеству контента, а следовательно, и по кассовым сборам. Однако положение регионального и конкретно татарстанского кино так и остается неоднозначным: разговоровов много, а зрителей — мало.
Enter изучил нюансы киноиндустрии РТ, оценил прокатные возможности татарстанских картин на российском и международном рынках и выяснил, есть ли перспективы развития у местного кинематографа.
Директор «Татаркино» — о бюджете и перспективах кинопроизводства в РТ
Движение кино: от идеи до зрителя
Кинопрокат начинается с производства самой ленты, которая впоследствии продвигается студиями-производителями на уровне идеи на кинорынках, презентациях компании и на официальных страницах продукта. Продюсер картины занимается привлечением дистрибьютора, которого можно найти на кинорынках в том числе. На этом этапе во взаимодействие вступают три игрока: производитель, дистрибьютор и кинопрокатчик. В России в роли дистрибьюторов могут выступать «Наше кино», «Провзгляд», «Вольга», «Люксор», «Парадиз», A-One Films. Продюсер также может обратиться известным кино-гигантам: например, Paramount Pictures и Warner Brothers, которые имеют свои представительства во всех развитых странах, например, в России у них — «Централ Партнершип» и «Каро-Премьер».
Далее необходимо заинтересовать кинотеатральные сети с целью проката картины. Если прокатчик готов взять продукт, то между тремя сторонами подписывается лицензионное соглашение. В нем указываются: название, сроки и место проката, минимальное количество сеансов на каждую неделю проката; а после согласовывается расписание и лента показывается в кинотеатрах. Дистрибьютор и продюсер сами вправе выбирать даты. Для показа фильма в кинотеатрах необходимо соблюдать правила, предусмотренные Министерством культуры РФ о получении прокатного удостоверения. А также адаптировать проект в DCP (Digital Cinema Package или цифровой кино-пакет, разработанный консорциумом ведущих мировых киностудий Digital Cinema Initiatives, — прим. Enter) для показа. На сегодняшний момент Россия обладает четырьмя международными кинорынками: два в Москве и по одному в Сочи и Санкт-Петербурге. Фестиваль «Кинотавр» имеет собственный рынок российского масштаба.
Азбука кинопроката
Кинопрокат — массовый (коммерческий) показ фильмов в кинотеатрах
Кинорынок — деловая выставка-ярмарка, где покупается и продается кино-продукция
Кинодистрибьютор — компания или доверенное лицо, ответственное за прокат фильма
Кинопрокатчик — сеть кинотеатров, которые показывают фильмы (например, «Каро фильм», «Синема Парк», «Киномакс»)
Прокатное удостоверение — документ, который выдается владельцу прав на фильм и позволяет использовать картину в целях тиражирования и распространения
Ограниченный прокат — условие, согласно которому картина транслируется в кинотеатрах одного города на протяжении одного уикенда и всего два раза в день
Руководитель дирекции «Время Кино» Альбина Нафигова оценила, какое место в российском прокате отведено для региональных фильмов. По ее мнению, если крупная кинокомпания возьмет в свой пакет региональный продукт, то картина будет удостоена лишь ограниченного проката. При этом выход регионального проекта в прокат в принципе, по словам Нафиговой, — уже можно считать подвигом.
В последние годы в картинах, произведенных в Татарстане, принимали участие известные российские актеры: в «Кире» сыграл один из основателей театра «Квартет И» Камиль Ларин, в «Мулле» — Марат Башаров, а в «Байгале» — Владимир Вдовиченков. Подобная коллаборация дает толчок в развитии местного кинематографа, вызывая интерес к региональному продукту со стороны зрителей и крупных деятелей киноиндустрии. Кроме вышеуказанных фильмов, также выходили в прокат «Семейные хлопоты» (реж. Алексей Барыкин) и «Сокровище озера Кабан» (реж. Дмитрий Коробкин), причем последний транслировался в том числе и на федеральном телеканале. Талантливые татарстанские режиссеры и творческие группы снимают короткие и полные метры, но не все местные картины доходят до зрителя.
Татарстанское кино на большом экране
Ленты родом из Татарстана фигурируют в России и за ее пределами зачастую лишь в качестве фестивального кино, довольствуясь разовыми показами. Местные картины на рынке проката имеют два пути: внутриреспубликанский и всероссийский. По мнению татарстанского киносообщества, у локальных фильмов есть преимущества перед российскими и голливудскими. Например, использование в картине татарского языка или отсылок к национальной литературе может хорошо сказаться на прокате внутри Татарстана. Что же до российского проката, то необходима уникальная и при этом актуальная история, талант творческой группы и промоушен.
При этом любой региональный продукт имеет мало шансов попадания в репертуарный пул кинотеатральных сетей, а значит и вероятность выхода в российский прокат чрезвычайно мала. Однако, по словам Альбины Нафиговой, сейчас федеральные центры начали обращать внимание на локальные фильмы, отдавая им 50% репертуара и тем самым развивая свою сеть.
Эксплуатация национального колорита
Согласно мнению казанских режиссеров Алексея Барыкина и Рустама Рашитова, для выхода в прокат картине необходима уникальная история, интересная зрителю как в России, так и за рубежом. При этом наличие национального татарстанского оттенка будет существенным преимуществом, которое позволит ленте отличаться от остальных региональных фильмов. Оба вышеупомянутых режиссера сняли как раз такие картины: «Кире» Рустама Рашитова и «Семейные хлопоты» Алексея Барыкина заинтересовали московских продюсеров.
Татарстан обладает богатой историей, не говоря уже о множестве национальных литературных произведений. Поэтому само наличие уникальной истории — тоже еще не дает гарантии выхода ленты в прокат. На этом этапе режиссеры и творческие группы сталкиваются с необходимостью продвижения картины — здесь, помимо человеческих ресурсов, требуются финансовые вложения. Государственные структуры обходятся субсидиями на само производство фильма, не обращая внимания на маркетинговую сторону проекта. Однако в последнее время тенденция меняется, и, к примеру, на федеральном уровне необходимость в продвижении уже осознали. Но до регионов, по обыкновению, все доходит позже.
Исполнительный директор «Время Кино» Александр Ишимов считает, что картина будет успешна в прокате, если ее покажут в более чем 30 кинозалах за пределами республики. В таком случае ленту могут заметить и поддержать большими бюджетами. Но чтобы добиться этого, необходимо грамотно донести до зрителя идею фильма, показать уникальность сюжета. Также в качестве трамплина к международным рынкам можно рассматривать представление ленты на кинофестивалях.
Пути развития татарстанского кино
Татарстанское киносообщество уверено: для того, чтобы местные картины выстрелили на прокатном рынке, нужно снимать больше и качественнее. А для этого необходимо финансирование на всей стадии создания картины — начиная от сценария и заканчивая маркетингом. При этом одних только финансовых ресурсов недостаточно.Режиссер Рустам Рашитов предлагает поддерживать любое начинание кинематографиста с помощью коллег по цеху: без зависти и желания портить проект.
Автор картины «Семейные хлопоты» Алексей Барыкин предлагает приучить зрителя платить за национальное кино, отмечая также необходимость создания неповторимого, индивидуального проекта, способного выделиться среди сотни предлагаемых картин. Также режиссер считает нужным финансировать компании, которые хорошо зарекомендовали себя в производстве фильмов. Один из проверенных способов — это частные инвесторы, меценаты, способные оценить кино с точки зрения бизнеса. Вот только бизнес-сообщество Татарстана не считает такие вложения проверенным способом: предприниматели не осведомлены о выгоде, получаемой от участия в проекте. Поэтому одним из ключевых моментов для развития кинематографа является приобщение предпринимательского круга к фильмопроизводству. Рынок кинопроизводства можно соотнести с рынком Youtube: видеохостинг также дает визуальный контент, увеличивает количество зрителей, рекламные возможности, монетизацию. Например, с появлением в России канала «Трансформатор» (канал на YouTube о бизнесе, автор Дмитрий Портнягин, — прим. Enter) начала развиваться сама бизнес-среда и рынок ютьюб-каналов под ключ. У многих предпринимателей появилось понимание того, зачем вкладываться в видеохостинг. Возможно, в нашем кино тоже однажды появится свой «Трансформатор», который объяснит возможности фильмопроизводства как бизнеса.
Татарстанский кинопрокат в цифрах
3 500 ₽
стоимость государственной пошлины на получение прокатного удостоверения
70 000 ₽
призовой фонд конкурса киносценариев от Минкульта РТ в 2017 году за полнометражный фильм
30 000 ₽
призовой фонд того же конкурса за короткометражный фильм
9
проектов в 2017 году получили государственную субсидию Минкульта РТ в сфере кинематографии и анимации
12
проектов заявлено в тематическом плане Минкульта РТ в сфере кинопроизводства за 2018 год (7 документальных короткометражек, 2 игровых полнометражки, 2 игровых короткометражки, 1 анимационный фильм
2 000 000 ₽
государственная субсидия Минкульта РТ на «фильм для семейного просмотра»
Александр Ишимов предлагает развивать индустрию по «американскому варианту»: делить бюджет поровну между производством и промоушеном. По словам исполнительного директора «Время Кино», возможные форматы поддержки: 50% республиканских и 50% спонсорских вложений, плюс кредитная система — чтобы возвращать средства можно было в течение определенного времени.
Альбина Нафигова видит перспективу в создании площадок, на которых частные инвесторы и спонсоры могли бы контактировать с авторами идей. В рамках же государственного субсидирования она предлагает поддерживать проект два раза в год: на первом этапе определять удачные сценарии, чтобы их режиссеры проводили съемочные работы за определенный промежуток времени. И уже на основании черновых вариантов картин определять следующий уровень поддержки. Кроме этого, Нафигова предлагает местным кинематографистам объединяться с московскими коллегами для съемок фильмов на территории РТ. В этом случае татарстанские деятели киноиндустрии смогут получить большой опыт и повысить свои навыки в условиях здоровой конкуренции.
Кроме этого, все эксперты без тени сомнения заявляют о необходимости обучать новых кинематографистов и привлекать их к сотрудничеству, чтобы они снимали больше, а уровень качества их работ рос с каждым годом.
Иллюстрации: Иван Кузьмин
все материалы