Фрустрация и истерия: Разбираем «Анну Каренину» с психологом и психотерапевтом


С 3 по 5 ноября в Казани пройдут первые показы премьеры иммерсивного спектакля «Анна Каренина». Он основан на одноименном произведении Льва Николаевича Толстого. Чтобы освежить роман в памяти и основательно разобраться в его проблематике, Enter попросил экспертов рассказать о героях «Анны Карениной» с точки зрения психотерапии и семейной психологии.


Иммерсивный спектакль «Анна Каренина» поставят в здании бывшего центрального ЗАГСа на улице Мусы Джалиля. В постановке задействованы 50 профессиональных актеров, а главные роли исполнят Юлия Маленкина и Анора Халматова. Режиссером стала выпускница ГИТИСа и соучредительница «Живого города» и «Угла» Диана Сафарова. Помимо нее, в команду входят режиссер Регина Саттарова, хореограф-постановщик Джондо Шенгелия, сценарист Елена Савченкова, парфюмер Рамиля Карамуллина и многие другие. Художественно-техническое воплощение спектакля — компания Alga Show, а в качестве художников выступили Евгения Гаташ, Аделя Гатауллина, Наиля Рахматуллина; художник по свету — Алексей Коклин. Композитором проекта стал казанский музыкант, диджей и резидент BNF Георгий Морозов.

Действие трехчасового спектакля развернется в нескольких локациях ЗАГСа, а на время показов на площадке расположат поп-ап-бар, в барную карту которого включат коктейль «Анна Каренина» на основе игристого вина. В августе команда проекта организовала для фокус-группы показ тизера спектакля.

Продажа билетов уже открыта, а их стоимость варьируется от 3 500 до 15 000 рублей. VIP-билеты предусматривают разную степень включенности зрителя в постановку и дают возможность увидеть расширенную версию с персональным опытом взаимодействия с персонажами. Приобрести билет можно на сайте проекта.

Анна и Алексей Каренины: истерия, депрессия и фрустрация

АННА МАКСУМОВА

психотерапевт, кандидат психологических наук

Психически здоровый человек состоит из трех частей: разум, чувства и тело. Анна Каренина несчастна, причем была она таковой и до знакомства с Вронским. А их встреча и вовсе вытащила наружу все ее ощущение несчастности. Анна абсолютно не в ладах со своим разумом, взаимосвязь с ним у героини напрочь отсутствует. Она не прислушивается к своей голове и живет чувствами к Вронскому, а многие ее поступки продиктованы импульсивностью. Героиня живет не разумом, а чувствами и телом. Что касается последнего, в романе сильно ощущается идея некоего сексуального взаимопонимания между Карениной и Вронским — Толстой уделяет этой теме достаточно внимания.

Алексей Александрович Каренин наоборот — одна сплошная голова. В их паре он компенсирует отсутствие у Анны анализа собственных действий. Он постоянно думает — так часто, что Каренина в романе однажды даже называет его машиной.

Анна — женщина, сильно изголодавшаяся по любым эмоциям, ее жизнь пуста. На протяжении всего романа у нее толком нет никаких серьезных и интересных дел. Во второй части произведения героиня попыталась открыть больницу, школу и организовать курсы в деревне, куда они переехали с Вронским. Но даже тогда было понятно и заметно, насколько ей это все неинтересно и таким образом она просто хотела привлечь внимание Вронского. Вообще, складывается впечатление, что женщины дворянского сословия в те времена много бездельничали. А если человек ничем толковым не занимается, он спустя какое-то время может впасть в какую-либо зависимость. Это и произошло с Анной: ее отношения с Вронским нельзя назвать здоровыми. Они больше походили на сексуальную аддикцию. Каренина подобно запойному алкоголику не могла без возлюбленного, ей без него было скучно, постоянно требовалась новая и новая доза.

Алсу Шарафиева

семейный психолог, специалист по работе с детьми и их родителями

Общество, которое описывает Толстой, в принципе не привыкло сталкиваться с трудностями, для этих людей какие-либо сложные ситуации в принципе не характерны. Их семьи испокон веков живут в спокойствии и стабильности, которыми они избалованы. Так что абсолютно про всех героев можно сказать, что они не способны столкнуться с фрустрацией. Анна — единственная, кто хотя бы попытался что-то изменить, остальные же инфантильны и до сих пор не пережили кризис трехлетнего возраста.

Все герои романа с точки зрения семейной терапии изначально вступали в брак будучи неготовыми, неосознанно, без желания, без любви. Так решило общество, а они просто прислушались. Та же Каренина выходила замуж за Алексея не по зову сердца, а исходя из невротических потребностей. Она решила, что время для свадьбы пришло, все девушки должны выходить замуж, причем в идеале — за человека старше себя. Анна живет с Карениным без любви, она холодна, отстранена, он не интересует ее как мужчина.

Алексей Александрович взял в жены девушку намного младше себя. Возможно, в те времена это считалось нормой. Но с точки зрения современной семейной психологии обычно так делают инфантильные мужчины, обладающие низкой самооценкой, не готовые строить отношения с умной и психологически зрелой женщиной. Молодые девушки более понятны, с ними проще совладать, а еще за счет них можно самоутверждаться. Возможно, этим и руководствовался Каренин при выборе жены. При этом Анна была для него действительно очень важна, за счет нее он решал какие-то свои невротические потребности в признании и уважении. Он получал внимание красивой женщины, а это, разумеется, повышало его самооценку.

Всю нежность и заботу, которую не может дать мужу, Анна уделяет сыну. И все бы ничего, но внезапно у героини случается кризис среднего возраста, и она влюбляется во Вронского. Причем он-то как раз во всей этой истории является катализатором: на его месте мог быть любой другой красивый мужчина средних лет, который обратил бы на нее внимание.

Анна увлекается Вронским, понимает, что прежняя жизнь больше ее не устраивает и на фоне всего происходящего у нее начинается депрессия. Карениной хочется все поменять, но что конкретно — она не понимает. Героиня, выбирая Вронского, пытается ступить на какой-то другой путь, перейти на следующий жизненный этап, но ее осознанности и психических сил не хватает для того, чтобы сделать этот прыжок и при этом сохранить себя. Получается, старой жизни она не хочет, а ничего нового пока делать не умеет. И здесь у нее уже происходит экзистенциальный кризис.

По поведению Анны можно сказать, что у нее истерический радикал, а ее уровень организации личности — пограничный. Это характеризует ее как человека, который при столкновении с трудностями и кризисами выбирает какие-то разрушительные способы выхода из них. Тем самым, выбирая смерть, она избегает трудностей. Для Карениной в принципе характерен такой защитный механизм.

Кити и Лёвин: мудрость, френдзона и детская травма

АННА МАКСУМОВА

психотерапевт, кандидат психологических наук

Толстой описывает Кити в романе в качестве архетипа влюбленной девушки. Причем она проходит все стадии здоровой влюбленности: сначала ей до беспамятства нравится нарцисс Вронский, а после она учится видеть настоящую любовь, поэтому дает согласие на предложение Лёвина.

Важным моментом в становлении Кити можно считать роды. Она принимает их по-женски мудро и правильно. Это в очередной раз доказывает, что героиня находится в здоровом контакте со своим телом, в отличие от Анны. Толстой описывает роды Карениной как тяжелый, грустный и истеричный процесс.

Алсу Шарафиева

семейный психолог, специалист по работе с детьми и их родителями

Сестра Долли — 16-17-летняя Кити — единственная, кто имеет право быть инфантильной в романе Толстого. Но молодая девушка находится в плену общественного мнения, из-за чего и выходит замуж за Лёвина. А их отношения нельзя назвать здоровыми. Скорее всего, в современных реалиях линия Кити и Лёвина была бы историей про френдзону: героиня без конца бы его динамила, а он готов был бы ради нее на все.

При этом Кити честно ему отказывала — за это ей, конечно же, честь и хвала. Так или иначе из-за условий, диктуемых обществом, брак состоялся и продлился бы, скорее всего, до кризиса среднего возраста героини. После этого ей пришлось бы терпеть присутствие Лёвина, их интимную близость и жить в постоянном ожидании того, что все это закончится. Вероятно, у Лёвина была очень холодная и отстраненная мать, любовь которой необходимо заслужить. Поэтому неудивительно, что для брака герой выбрал такую же женщину, отвергающую и не признающую его достоинств.

Долли и Стива Облонские: психосоматика, гедонизм и созависимость

АННА МАКСУМОВА

психотерапевт, кандидат психологических наук

Образ Долли Облонской в романе представлен достаточно грустным — она созависимая женщина. Муж не уделяет ей никакого внимания, и у героини обостряется какая-то хроническая психосоматика: Долли несчастна от того, что не имеет возможности проявить свои чувства к Стиве. Сам же герой напоминает веселое животное, которое руководствуется исключительно позывами своего тела. В этом плане Стива очень схож с Карениной, поэтому они так легко находят общий язык в романе.

Алсу Шарафиева

семейный психолог, специалист по работе с детьми и их родителями

История Анны начинается как раз с дома Облонских: Стива изменил жене Долли, Каренина приехала помирить супругов, а Толстой описывает, как они все это переживают. Очевидно, что оба супруга только и ждут, что главная героиня как-то им поможет, ведь сами-то они в силу инфантилизма неспособны принять решение. Долли страдает, для нее все это неожиданно и больно. При этом она не хочет уходить от Стивы, но боится за свою репутацию, чувство собственного достоинства. Каренина советует героине простить мужа, Долли же быстро соглашается. Эта ситуация говорит об инфантильности Долли: ей всегда нужен кто-то, кто сможет прийти и решить ее проблемы.

С точки зрения семейной терапии у Долли и Стивы так называемые созависимые отношения. При таком раскладе одному из партнеров невыносимо представлять свою жизнь без возлюбленного, даже несмотря на то, что ему причиняют боль.

Стива тоже женился тоже не по любви, а потому что так ему диктовало общество. Ему нравятся разные женщины, он любит развлечения, и оказаться в браке для него мучительно, как и вообще прожить всю жизнь с одной Долли. У него внутриличностный конфликт: он живет с женой и даже как будто бы ее любит, но вокруг столько красивых женщин, что он не может отказать себе в праве быть с ними. Стива страдает, но при этом принять взрослое решение и уйти от жены он не может. Он тоже зависим от отношений с Долли, а еще боится трудностей и порицания общества.

Алексей Вронский: нарциссизм и эмоциональная нестабильность

АННА МАКСУМОВА

психотерапевт, кандидат психологических наук

Поначалу Вронский очень сильно влюбился в Анну: во многом из-за ее недоступности, ведь Каренина была замужем. Его тянуло к героине. Но, в отличие от нее, у Вронского была насыщенная жизнь: он любил заниматься офицерскими делами и общаться со своими полковыми друзьями. Возможно, их отношения могли бы сложиться иначе, если бы Анна не была сосредоточена исключительно на любви к Вронскому, а занималась чем-то помимо.

Алсу Шарафиева

семейный психолог, специалист по работе с детьми и их родителями

Еще один эмоционально нестабильный персонаж — Вронский, в этом они с Анной очень похожи. Отношения с Карениной поначалу казались ему безопасными и беспроигрышными: даже при самом плохом раскладе героиня могла просто вернуться к мужу, а сам Вронский пойти любить другую. Самой большой неожиданностью для героя стал тот факт, что Анна выбрала его и отношения, став серьезными, сразу же перестали быть безопасными.

Вронский мог быть с Карениной только когда у нее все хорошо: когда она веселая беззаботная женщина, которая его любит, оказывает внимание, с которой можно просто танцевать на балах и признаваться в любви. Но не тут-то было — и он столкнулся с депрессивной частью Анны. А он к этому готов не был. Чаще всего подобные отношения заканчиваются так: женщина либо вообще не может жить одна, прыгая из одних отношений в другие; или наоборот — разочаровывается в мужчинах, строит из себя сильную и независимую и остается в одиночестве навсегда.

Фото: Предоставлены командой спектакля «Анна Каренина»

Смотреть
все материалы