Зачем науке театр, а театру — наука


Казанский фонд «Живой город» открыл прием заявок на вторую театрально-научную лабораторию «Аннигиляция»: режиссеры, как и в прошлом году, будут работать в спайке с учеными, но на сей раз идеи для спектаклей исходят от людей науки, а не от людей театра. В новой колонке Антон Хитров рассказывает, почему театр потянулся к науке — и что он может ей предложить.


Антон Хитров

журналист, театральный критик

Прошлым летом продюсерская компания «Импресарио» выпустила в Москве интерактивный спектакль-игру под названием «£¥€$», или «Ложь» от бельгийской театральной группы Ontroerend Goed. «Ложь» работает, по сути, как наглядная модель мирового финансового рынка. Зрительный зал стилизован под зал казино. Участников распределяют по десяти столам. Каждый стол — это вымышленное государство, каждый игрок за ним — банк.

В каждом раунде актер-крупье предлагает делать инвестиции. Чем сильнее риски, тем больше прибыль; чем больше прибыль, тем выше поднимается ваш стол в общем рейтинге. Мало-помалу в игроках просыпается азарт, они заигрываются, теряют контроль над ситуацией и опустошают рынок. «Вы довели мир до финансового кризиса, — объявляют актеры. — Из-за вас миллионы лишились работы».

«Ложь» — эталонный пример просветительского театра, который черпает сюжеты из экономики, физики или биологии. Человеку, далекому от науки, необходим эмоциональный опыт, чтобы составить хотя бы примерное представление о международной банковской системе, генетике или квантовой физике. Ontroerend Goed не разжевывают термины и не чертят наглядные схемы, они работают намного тоньше — создают ситуацию, из которой внимательный зритель сам сделает нужные выводы. Один раз сыграв в «Ложь», вы вряд ли станете финансовым экспертом — зато поймете на собственном опыте, что мировой экономикой управляют очень простые и часто совершенно не рациональные человеческие эмоции.

Театр — отличная площадка для популяризации науки, но где в этом выгода для самого театра? Видимо, сегодня, чтобы говорить о мире вокруг, недостаточно гуманитарного знания, недостаточно психологии и политики — того, в чем театр всегда был силен. Веками это искусство занималось человеком и только человеком. Когда древнегреческий комедиограф Аристофан писал о птицах, он, конечно, подразумевал афинян. Толстовский Холстомер и в повести — не совсем конь, а в спектакле Георгия Товстоногова не был им и подавно. Кошки из бродвейского мюзикла восьмидесятых — тоже никакие не кошки. Но в XXI веке мир устроен так, что художника не могут больше волновать только себе подобные: мы вот-вот научим машины думать, а наша промышленность каждый день отправляет на тот свет очередную тропическую лягушку. Вот почему сегодня в театральную повестку понемногу входят отношения между человеком и роботом, человеком и птицей, человеком и насекомым. А чтобы рассуждать о таких вещах всерьез, нужны какие-никакие научные знания.

Первый доведенный до конца проект научно-театральной лаборатории «Аннигиляция» — «Копеподы. Путь. Исследования», совместная работа гидробиолога Дениса Алтухова с казанскими режиссерами Ангелиной Миграновой и Родионом Сабировым — имеет прямое отношение к «нечеловеческому театру». Копеподы — микроскопические водные рачки, о которых не слышал почти никто, но которые занимают исключительно важное место в морских и пресноводных экосистемах: копеподами питается множество животных — от мальков до китов.

Документальный спектакль Алтухова, Миграновой и Сабирова рассказывает о катастрофе, развернувшейся на Черном море в последние десятилетия прошлого века. Хищный гребневик, занесенный советскими судами, истребил аборигенов-рачков и поставил под угрозу всю местную фауну. Так бы и случилось, если бы спустя десятилетие вслед за пришельцем не объявился его природный враг — гребневик, который охотится на других гребневиков. Копеподы вернулись, и море не вымерло.

Немецкая команда Rimini Protokoll — звезды театрального нон-фикшн — увлечена нечеловеческим как никто другой: в их резюме можно найти проекты о саранче, муравьях, морских свинках, киборгах и андроидах. Прямо сейчас и до декабря в московском музее «Гараж» показывают их работу «win > < win»: этот 20-минутный спектакль-эссе — один из самых интересных экспонатов огромной выставки «Экология как новая политика».

Небольшую группу зрителей приглашают в темную комнату. Перед ними — круглое зеркало. Голос из наушников задает наводящие вопросы: вам нравится то, что вы видите? Как вы думаете, кто из присутствующих проживет дольше всех? А кто умрет первым? Теперь нужно закрыть глаза и представить свою жизнь через пять лет. Через десять. Через двадцать. «Становится жарко», — подсказывает голос. Пятьдесят лет. Откройте глаза. Зеркало — уже не зеркало, а круглый аквариум. Вместо самих себя зрители видят живых медуз, циркулирующих в водном потоке.

Медузы, как сообщает голос, появились на планете гораздо раньше людей. Природа создала их так удачно, что за миллионы лет этим примитивным животным почти не пришлось меняться. Медузам, в отличие от нас, не страшно глобальное потепление — наоборот, они процветают, ведь хищников и конкурентов становится все меньше. В истории Земли такое происходит постоянно: от любого, даже самого смертоносного катаклизма кто-нибудь непременно выигрывает. Словом, как говорил великий комик Джордж Карлин, «планета в порядке, это людям ****** [конец]».

Изображения: Саша Спи

Смотреть
все материалы