Кто строил Казань: Ключевые архитекторы города. Часть 4
Редакция Enter продолжает большой онлайн-гид «Кто строил Казань». В нескольких частях мы кратко рассказываем о ключевых казанских архитекторах, которые оставили после себя наиболее заметный след.
Четвертая часть посвящена тому, как Казань менялась в первые послевоенные десятилетия. Рассказываем, как архитекторы отражали в архитектуре татарскую культуру и стояли за право размещать декоративные элементы в годы борьбы с излишествами.
Кто строил Казань: Ключевые архитекторы города. Часть 1
Кто строил Казань: Ключевые архитекторы города. Часть 2
Кто строил Казань: Ключевые архитекторы города. Часть 3
Махмут Игламов
Махмут Игламов родился в деревне Среднетатарский в 1908 году. Чтобы стать архитектором, как и многие специалисты своего времени, проходил обучение сначала на курсах подготовки в вузы, а затем поступил в Казанский институт инженеров коммунального строительства. После этого его направили учиться на архитектурный факультет Ленинградского института инженеров гражданского строительства (ЛИИКС) — Игламов окончил вуз в 1938 году.
Затем молодой архитектор поступил на работу в «Татпроект», а параллельно работал ассистентом на кафедре архитектуры родного вуза. С началом Великой Отечественной войны Игламова призвали на фронт: в том числе он участвовал в боях на Курской дуге, а в одном из сражений потерял ногу. После войны участвовал в восстановлении Вязьмы, которая была разрушена в ходе сражений.
Эпохой архитектора Игламова в Казани принято считать послевоенное время — здания, в строительстве которых он принимал участие, до сих пор являются ключевыми для облика нашего современного города.
В 1954 году жилой дом Мехкомбината имени Хусаина Ямашева встал на место зверинца Казанского зоопарка — до него здесь еще стояла церковь Андрея Первозванного. Когда у власти оказался Хрущев, по всему Союзу началась борьба с архитектурными излишествами, и отличающие здание полуколонны тоже «попали под раздачу», но все-таки сохранились.
Из-за рельефа дом на Баумана прозвали щербатым. Эта особенность дала народное название позже расположившемуся внизу «образцово-показательному» Гастроному №8 — между прочим, первому в Казани.
Главное здание нынешнего КГМУ возвели в 1959 году. Этот корпус называют главным памятником творчеству Игламова. В величественном фасаде можно заметить множество отсылок к античной архитектуре: идеально прямые линии, гармоничные пропорции, ряды балюстрад, белоснежные полуколонны с капителями и искусный антаблемент делают здание одним из самых заметных по этой улице.
Невероятно красивое двухэтажное кирпичное здание с деревянными перекрытиями расположено в тени высоких деревьев, поэтому его редко кто находит. Оно построено по проекту I-447С-54 в стиле сталинского неоклассицизма и до сих пор используется как многоквартирный жилой дом среднего класса. Как положено архитектуре той эпохи, высота потолка достигает почти двух с половиной метров.
Изначальный облик сейчас частично испорчен нынешними жильцами, которые пристроили к верхнему объему не вполне гармоничный балкон. Тем не менее его детали все еще интересно рассматривать.
Еще: дом на Баумана, 76; ом на Большой Красной, 36А; дом на Бутлерова, 45; дом на Ершова, 14; общежитие на Ершова, 28; дом на Качалова, 75; дом на Клары Цеткин, 1; дом на Красина, 8; лабораторный корпус Казанского филиала Академии наук СССР на Лобачевского, 2; дом на Япеева, 8.
Ахмед Бикчентаев
Будущий заслуженный архитектор РСФСР родился в деревне Большие Менгеры 20 февраля 1911 года. С третьего курса КИИКСа на четыре года его перевели учиться в Ленинград, а затем он вернулся в Казань и стал работать архитектурно-планировочной мастерской при Казгорисполкоме.
В 1939 году Бикчентаева призвали в Красную армию. По данным музея КГАСУ, он участвовал в освобождении Бессарабии, боях на Южном фронте, битве за Кавказ, обороне Ростова-на-Дону и Туапсе и освобождении Украины, Румынии и Болгарии. Туапсе. За многочисленные заслуги получил орден Красной звезды и несколько медалей.
Когда война закончилась, Бикчентаев вернулся в Казгорисполком и позже стал преподавать в Казанском институте инженеров гражданского строительства. К слову, кафедра архитектурного проектирования была создана по его инициативе, а в 1976 году Бикчентаеву было присвоено ученое звание профессора.
Важно отметить и вклад архитектора в строительство и благоустройство поселка Шапши. Эта знаковая работа была удостоена премии Совета министров СССР.
Бикчентаев построил не только первое здание КИИГСа, но и спроектировал практически весь комплекс корпусов, которые появились в 1960-1970-е годы.
В главном и поначалу единственном корпусе преподаватели и студенты занимались в довольно стесненных условиях, и все же корпус позволял учащимся заниматься своими проектами допоздна и пользоваться знаменитым арифмометром «Феликс».
Строительство дома для рабочих завода «Радиоприбор» инициировал директор предприятия. Изначально он должен был быть длиннее и включать в арку, но вышеупомянутая борьба с излишествами перечеркнула все планы. Тем не менее для своего времени здание было грандиозным и позволило расселить в относительно комфортных коммуналках много семей.
Та самая надпись, в честь которой наша редакция совместно со студией Rings for you выпустила ювелирное кольцо, появилась на доме не сразу, зато моментально подарила ему собственное название — оно даже вошло в телефонные справочники. Затем на какое-то время лозунг убрали. Снова он появился на крыше в 2013 году и размещается там до сих пор.
Дом на Кремлевской в провинциальной версии сталинского классицизма строился восемь лет, с 1951 по 1959 годы. Изначальный проект предполагал, что здание с колоннадой и национальными элементами в орнаменте протянется до Профсоюзной, а на углу встанет высокая башня, но идею обрубили — о масштабной затее напоминает высокая арка, ведущая в зеленый двор.
Сейчас дом сохраняет жилую функцию, а первый этаж занимают коммерческие помещения.
Еще: Учебное здание №1 КНИТУ-КАИ им. Туполева на Карла Маркса, 10; учебное здание № 30 КФУ на Лево-Булачной, 34/2; корпус химического факультета КФУ на Лобачевского, 1; дом на Степана Халтурина, 4; дом на Театральной, 5.
Павел Саначин и Георгий Солдатов
Это самый яркий тандем советских архитекторов Казани. Так сложилось, что в Татарстане и за пределами республики они почти всегда они работали вдвоем, поэтому в нашей подборке мы тоже совместили их историю.
Саначин оказался в Казани благодаря отцу-леснику — того приняли на работу в Татнаркомзем, и семья переехали в столицу республики. Казанский институт инженеров коммунального строительства архитектор окончил в 1939 году и начал работать в тресте, который возводил Казанский авиационный завод, но скоро ушел в армию. С бойцами он наводил переправы, строил мосты и форсировал реки, а в последний месяц Великой Отечественной освобождал Прагу. В свою очередь, выпускник 1941 года Георгий Солдатов воевал в авиадесантных войсках и сражался в Украине, Молдавии, Бессарабии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии.
После войны Саначин, проработав в управлении архитектуры при Совете Министров ТАССР, занял должность главного архитектора «Татпроекта» и стал председателем правления отделения Союза архитекторов СССР. Солдатов в то же время был главным архитектором Казани.
Память об этом тандеме хранит сын Павла Саначина, архитектор и краевед Сергей Саначин. Ему принадлежат два тома «Исследований по истории Казанского края» и книга «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани», на которую мы опираемся в публикациях этого гида.
Самая высокая сталинка в Казани строилась пять лет. В 1950-е в округе не было ничего, что могло бы с ней сравниться, и сдача здания в эксплуатацию стала настоящим событием — тем более, что там сразу был лифт. Дом богато украшен рустом, прямоугольными полуколоннами, лепниной и балконами с балюстрадой, а узкие окна в башенной части, увенчанной шпилем, делают здание визуально еще выше.
Второй в Российской империи ветеринарный институт был основан в 1873 году — о его первом здании авторства Генриха Якоб Руша мы писали в одном из предыдущих гидов. Действующий комплекс по проекту Солдатова и Саначина возвели на окраине города спустя почти век. Главное здание в чем-то даже похоже на сталинку в Московском районе: в нем считывается та же башня и плоские полуколонны, но такого «античного» портика с массивным фронтоном и орденом Ленина вы больше нигде не найдете.
Дворец культуры завода синтетического каучука имени Сергея Кирова берет свое начало в 1955 году. На фасаде здания есть элементы, свойственные переработанным на советский манер барокко, классицизму и ар-деко. Функцию ДК оно выполняло все советский годы, а филармонию туда «перенесли» из здания Дома офицеров только 18 ноября 2000 года.
Ансамбль в духе монументального реализма представили народу 14 октября 1956 года. В советские годы на Республиканской промышленной и сельскохозяйственной выставке при Совете министров ТАССР показывали достижения в области науки, промышленности, народного образования, хлебопродуктов и бытового обслуживания.
Симметрию ее главного здания подчеркивает центральный шестиколонный портик дорического ордера, который завершается ступенчатым аттиком, а над ним возвышается купол с башней со шпилем.
Рашид Муртазин
Казанский архитектор родился в 1911 году в Троицке и окончил там Троицкую профессионально-техническую школу «Стройуч» по специальности «строитель-десятник». Наравне с другими коллегами учился в Казанском институте инженеров коммунального строительства и Ленинградском институте инженеров коммунального строительства.В военные годы Муртазин продолжал работать архитектором: занимал эту должность в тресте «Татпроект», руководил отделением Союза архитекторов СССР и был начальником отдела градостроительства Управления по делам архитектуры при СНК ТАССР.
В 1950-1970-е Муртазин вместе с Павлом Саначиным и Георгием Солдатовым работал над генеральными планами и отдельными зданиями в Лениногорске и Бугульме, а в Зеленодольске спроектировал Дворца культуры завода им. Серго. В то же время в Казани 1959–1962 годах занимал должность директор Казанского филиала института «Приволжгипросельхозстрой», позже стал главным архитектором Казанского филиала института «Союзпромпроект» и доцентом кафедры архитектуры КИСИ. В 1970 году Муртазину было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств ТАССР.
Известная сталинка вблизи парка Горького за счет выдающегося архитектурного решения служила символическими воротами в Вахитовский район. Пятиэтажный объем жилой части переходит в башню с бельведером, украшенным официальными символами СССР. В самом начале нулевых часть дома рухнула, и жильцов решили выселить. К Универсиаде дом привели в порядок, но его жилую часть решили вновь не заселять.
В СССР некоторое время держался в некотором роде культ Ивана Жолтовского — до революции он считался мастером неоренессанса и неоклассицизма, чем в дальнейшем заслужил статус старейшины архитектурной школы. В республиках его стилю старались подражать, и Жилой дом жиркомбината является тому примером.
За счет тяг фасад делится на ярусы: нижний отличается арочными и прямоугольными окнами, на среднем можно увидеть имитацию балконов, на верхнем — эркеры. Национальный контекст в архитектуру привносят декоративные элементы прямо над ними: если приглядеться, можно считать перевернутый бутон «татарского» тюльпана.
Многоквартирный дом-образец неоклассицизма появился в 1952 году и в советское время у многих вызывал ассоциации с магазином нот и книг. Горожане вспоминают, как по улице к нему тянулась очередь за редкими изданиями, ну а сейчас здесь располагается свадебный салон.
Зданию, украшенному полуколоннами и восточной лепниной, присвоен статус памятника архитектуры регионального значения. А еще оно связано со многими знаменитостями: в разное время здесь жили первый директор Казанского цирка Булат Гизатуллин, заслуженный работник культуры РСФСР и министр коммунального хозяйства ТАССР Павел Тунаков и председатель Верховного Совета ТАССР Мирфатых Закиев.
Еще: жилой дом Правительства на Карла Маркса, 54; дом на Островского, 1; дом на Пушкина, 22; реконструкция здания КАИ на площади Свободы.
Искандер Валеев
Выходец из рабочего поселка Мулловка окончил Казанский институт инженеров коммунального строительства в 1932 году. После выпуска руководил проектной конторой стройтреста № 12 Министерства оборонной промышленности в Казани, был архитектором Казанского авиационного завода, начальником Управления по делам архитектуры при СМ ТАССР, заведующим отделом строительства Татарского обкома КПСС и его заместителем. Под руководством Валеева разрабатывались генпланы Азнакаева, Альметьевска, Бавлов, Бугульмы, Набережных Челнов и Нижнекамска.
В целом творчество Валеева как архитектора отличается поиском национального своеобразия, поэтому во многих зданиях его авторства «правильные» классические элементы сочетаются с образами из области татарского декоративного искусства.
Пятиэтажное прямоугольное здание построили в 1950-е на месте сада и флигеля городской усадьбы — главный фасад обращен как раз на него, а слева к дому примыкает бывшая терраса. Входные проемы объекта культурного наследия регионального значения обрамляют порталы и лепниной на восточный манер, и композиция фасада на верхних трех этажах строится по образующимся осям, благодаря чему здание обретает свойственную классицизму строгость.
Залитые солнечным светом окна на этажах утоплены в фасад, а простенки между ними украшены рифлеными полуколоннами. На третьем этаже балкон заключен между базами полуколонн и имеет массивное ограждение из литых балясин.
Сначала управление располагалось на углу улиц Большой Красной и Жуковского, а службы находились в разных точках Казани. Построить одно общее здание в 1949 году предложил управляющий «Казэнерго» Кабир Мухитдинов. Над проектом Валеев работал вместе с Саначиным, и когда строители закладывали фундамент, то на глубине обнаружили сруб с водой. Предположительно, его еще XV веке сложили в башне крепости, которая защищала Казань от осад.
На фасаде здания хорошо считываются национальные мотивы и формы: утопленные в ниши окна со стрельчатыми арками — своеобразный оммаж архитектуре Древней Булгарии, аркатурные пояса архитравов имеют вид характерных плоских треугольных шатров, а между колонн в медальонах и нишах можно распознать цветочные розетки.
В 2004 году ОАО «Татэнерго» переехал на берег Кабана в здание по проекту Германа Бакулина и еще через год дом после капитального ремонта передали в дар Татарскому государственному гуманитарно-педагогическому университету. Сегодня внутри действует Институт международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
Еще: Комплекс учебных корпусов, клиник и общежитий Ветеринарного института на улицах Ершова и Шмидта; дом на Дзержинского, 29; дом на Жуковского, 55.
Текст: Анастасия Тонконог
Обложка: marinaradio
Фото: Дмитрий Сагдеев
все материалы