Лаборатория ремейков и бранчи с артистами: Чем наполнить новый Театр Камала


Несмотря на то, что Театр Камала переедет в новое здание только в 2025 году, проработка его концептуального наполнения уже идет полным ходом. 16 октября больше 70 экспертов собрались на стратсессии и подумали, что может появиться в новом здании, которое объединит в себе театр и креативно-образовательное пространство для горожан.

Журналистка Enter Мария Наумова тоже поучаствовала в шестичасовом творческом брейншторме. Рассказываем, почему зрителям нужен открытый лекторий и как пространство может стать «креативным инкубатором». А заодно предлагаем подумать, хочется ли вам поджемить прямо в театре!


Дом, милый дом

Татарский Государственный Академический Театр имени Галиасгара Камала — исторический центр татарского театра, который зародился в начале XX века. В 1906-м состоялся первый публичный спектакль на татарском языке, а через год в Казани возникла профессиональная труппа мусульманских артистов «Сайяр». В 1922 году ее объединили с коллективом «Нур» и сформировали «Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября» — через несколько лет он получил статус «Академический». Театр располагался в Восточном клубе Казани, а в здание на Татарстан, 1 переехал только в 1985-м. Вместе с главным архитектором Казани Муниром Агишевым специалисты мастерской №6 Московского проектного института им. Бориса Мезенцева постарались сделать строение инновационным для своего времени и органично вписать в него национальный контекст.

Разговоры о необходимости реконструкции театра начались в середине 2010-х — сотрудникам не хватало репетиционной и производственной базы. А в 2021 году Мэрия решила построить новый центр и объединить в нем театр и открытое креативное пространство. На разработку архитектурной концепции нового здания Театра Камала объявили международный конкурс — в нем приняли участие 87 компаний из 14 стран мира, и только восемь финалистов получили возможность защитить проекты. Жюри отдали первое место консорциуму московского бюро Wowhaus, японской фирмы Kengo Kuma & Associates, немецкой компании Werner Sobek AG и казанской фирмы «ПТМ архитектора Бакулина Германа Алексеевича». Строительство нового театра между улицей Хади Такташ и озером Нижний Кабан уже началось и по плану должно завершиться в 2025 году.

Коллективный брейншторм

На стратсессии собрались представители творческих профессий, участники городских проектов, сотрудники самого Театра Камала и гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Якутии. Они обсудили наполнение пяти пространств: зону выставок и фойе, основные площадки вне репертуара, уличную зону, креативные и образовательные пространства и кафе, ресторан и буфет. Концепция каждой зоны должна работать на то, чтобы горожане посещали новый театр не только ради просмотра спектаклей. Участникам важно было понять, что может привлечь казанцев разных возрастов и какие проекты продолжат развивать татарскую культуру в стенах будущего здания. С этой целью большую часть стратсессии команды генерировали идеи для каждого направления, а на заключительном этапе обменялись наработками и развили лучшие концепции своих коллег.

Зона выставок и фойе

Сейчас зритель театра на Татарстан, 1 практически сразу попадает в зимний сад. Одна из узнаваемых особенностей занимает довольно много места в фойе и создает ощущение тесноты. Выставочное пространство по нынешним меркам тоже кажется маленьким и почти не используется для крупных инсталляций. В новом театре фойе должно стать значительно больше и включить вместительную экспозиционную зону. В теории для наполнения пространств можно пригласить сменяемых кураторов, городских художников и студентов творческих вузов.

Зритель приходит в Театр Камала не только посмотреть спектакль, но и погрузиться в национальную культуру. Иногда смысл постановок трудно понять без контекста, поэтому возникло предложение связать репертуар с лекционной программой. Например, перед постановкой «Марево» рассказывать о деятельности фарцовщиков, перед спектаклем «Голубая шаль» — об особенностях брака у татар, а после обсуждать увиденное с режиссерами и драматургами. Мобильный лекторий мог бы разместиться прямо в холле, а его посещение — войти в стоимость билета на спектакль. В дневное время зону по запросу предоставят командам городских проектов и сообществ.

Основные площадки вне репертуара

Проект нового театра включает три основные площадки: Большой зал устроен по классической схеме, Восточный спроектирован как сцена-арена с панорамным видом на озеро, а Универсальный зал — как многофункциональный трансформер. Учитывая, что в Казани часто проходят масштабные события, а современных вместительных пространств не хватает, сцены нового здания вне репертуара логично задействовать для городских мероприятий. Например, проводить фестиваль экспериментальных сценических форм или использовать залы как центральную локацию «фестиваля соседей», во время которого казанские театры поменяются «домами».

По словам сотрудников Театра Камала, в коллективе ощущается нехватка специалистов, поэтому стоит разрабатывать активности для молодого поколения. Как вариант — проводить экскурсии по закрытым в обычное время помещениям театра и знакомить желающих с внутренней кухней. Посетители будут заходить в здание через служебный вход, затем проследуют к «стене приказов» с информацией о репертуаре, увидят репетиционные залы и творческие цеха. Некоторые точки задумали сделать интерактивными: например, гости смогут участвовать в читке сценария, экспериментировать с освещением сцены или побывать на открытой репетиции.

Уличная зона

Прилегающей территории нынешнего театра с фонтанами и клумбами явно не хватает функционального наполнения. Пространство украшает центр города, но не расширяет возможности театра. Недостаток учли при проектировании нового здания — вокруг него расположится театральная площадь, парк с рекреационными зонами, набережная и пирс. В теплое время года открытую зону можно активно использовать: ставить уличные спектакли и даже устраивать бранчи и барбекю с артистами. Или оставить ее свободной для прогулок и отдыха горожан.

Еще можно пойти по примеру проекта Remote Moscow, который создает спектакли-променады с элементами экскурсии и квеста, — и ставить аудиоспектакли с привязкой к территории Театра Камала. Реализовать задумку предложили через мобильное приложение: в нем гости буду выбирать понравившуюся постановку, язык и вариант прослушивания в зависимости от погоды. Чекпоинты можно разместить по всей прилегающей территории, а в перспективе задействовать набережную Кабана и Старо-Татарскую слободу. Для тех, кто не хочет перемещаться, откроют оборудованную теплую беседку. А чтобы сделать постановку интереснее, используют нейросети и дополненную реальность.

Креативные и образовательные пространства

Появление просторного современного пространства в центре города может подтолкнуть развитие творческих проектов и стать своеобразным «креативным инкубатором». Поэтому свободные помещения, заложенные в проекте, планируют использовать по-максимуму: организовать театральную лабораторию, проводить интенсивы по истории искусств, открыть репетиционную студию и библиотеку. Из неожиданных идей — предоставить горожанам место для джем-сейшенов и создать лабораторию ремейков, в которой переосмыслялась бы театральная классика.

Важно, чтобы место не только привлекало горожан, но и давало им возможность вносить свой вклад в развитие театра. Среди вариантов, решающих обе задачи, — создание лаборатории драматургии «Драм.Lab». Проект позволит жителям научиться писать пьесы вне зависимости от возраста и культурного бэкграунда. А еще поспособствует появлению новых произведений на татарском, которых так не хватает театру. Главным критерием отбора в лабораторию станет желание человека отражать жизнь в драматургическом тексте. Курировать проект будут приглашенные эксперты и сотрудники самого Театра Камала. Главное — после выпуска начинающие драматурги смогут участвовать в создании спектаклей.

Текст: Мария Наумова
Изображения: Sasha Spi на основе рендеров и фото Фоата Гарифуллина, предоставленных пресс-службой театра Камала

Смотреть
все материалы